…И 750 лошадей за спиной!

Наш корреспондент единственным из российских журналистов промчался по трассе «Формулы-1» на скорости более 200 км/час за рулем болида команды ING Renault F1.
news

ФОРМУЛА-1
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

Наш корреспондент единственным из российских журналистов промчался по трассе «Формулы-1» на скорости более 200 км/час за рулем болида команды ING Renault F1.

Что нужно для профессионального счастья журналисту, пишущему и рассказывающему в эфире больше двадцати лет о «Формуле-1»? Когда мне позвонили из московского представительства страховой компании ING, которая уже второй год является титульным спонсором команды «Renault», и пригласили сесть за руль их болида на специальном мероприятии «Feel it Day» во Франции, я, разумеется, не раздумывал ни секунды. И оказался единственным представителем российских СМИ на знаменитой трассе Поль-Рикар под Марселем. Впервые на этом треке этап первенства мира состоялся в сезоне-1971 (тогда победы здесь добился шотландец Джекки Стюарт), а последний раз «королева автоспорта» посетила его в 1990 году. И успех праздновал, к восторгу местных болельщиков, их кумир Ален Прост.

В 1985 году дистанция трека была здорово сокращена – сейчас она составляет 3813 метров (вместо 5810 метров первоначально). Здесь-то 22 журналистам со всего света и предстояло попробовать свои силы в пилотировании машин, по которым сходит с ума весь мир.

ГАЗ, СЦЕПЛЕНИЕ, РЫЧАГ НА СЕБЯ…

Мне выдают командный комбинезон ING Renault F1, обувь, шлем, перчатки. Измеряют давление и пульс. Рассказывают о трассе, о правилах безопасности. И наконец, подводят к машине. Для начала — класса «Формула-2». Инженер подробно объясняет особенности управления. К ним надо привыкать: рычаг переключения передач, как и в обычной машине, торчит из днища справа, а вот переход вверх непривычен для простого водителя — газ, сцепление, рычаг на себя (2-я, 3-я, 4-я, 5-я скорость). При понижении передачи все наоборот – тормоз, рычаг от себя (5-я, 4-я, 3-я и т.д.). И никаких вправо-вперед или влево-назад. Все предельно просто. Педаль тормоза настроена практически без свободного хода: во время гонки пилоту надо молниеносно принимать решения и техника должна отзываться на них мгновенно. При малейшем нажатии реагирует и акселератор.

Что касается трассы, то соглашусь с решением владельца «Королевских гонок» Берни Экклстоуна перенести этап чемпионата мира с этого трека в Маньи-Кур. Коротковат он для нынешней «Формулы-1», а вот с точки зрения пилотажа по-прежнему интересен. Здесь есть и прямые для максимального разгона; и быстрые виражи, где скорость падает незначительно; и совсем медленные шпильки, с разворотом на 180 градусов, которые даже профессиональные пилоты проходят не выше, чем на 80 км/час.

В машинах «Формулы-2» нам предстоит проехать две сессии – каждая по 4—5 кругов. Ограничений по скорости нет. Единственное, на что просили обращать внимание инструкторы, – держать обороты двигателя не ниже 5 000, потому что иначе он может выйти из строя. Я за рулем более 30 лет, но признаюсь, что садился в машину с некоторым трепетом…

Меня затягивают ремнями – и вот первая проблема: у меня 46-й размер ноги. Если левая встает на сцепление нормально, то правую не могу поставить вертикально – пальцами упираюсь в обшивку! Пробую держать ее немного под углом и таким образом контролировать педали акселератора и тормоза. Терпеливые инженеры интересуются, все ли о`кей? И, выслушав мои объяснения о правой ноге, просят ехать поаккуратнее. Завожу двигатель, немного газую на пит-лайн — и механик на старте жестом показывает: «Go!»

Свершилось!

Через несколько секунд я уже на трассе. Журналистов выпускают на трек по двое, чтобы не создавать проблем с траффиком. Первые круги перед нами едет пейс-кар, показывая оптимальную траекторию. И это очень кстати: схема схемой, а надо самостоятельно понять особенности поворотов, очень ли зубастые поребрики и так далее. Пока автомобиль безопасности идет впереди, я даже стекло шлема не закрываю – настолько все интересно! Два круга ушли на знакомство с треком, даже на прямых не поднимаюсь выше 120 км/час. А вот дальше дело пошло веселее, три оставшихся круга еду гораздо быстрее. Первый блин вышел отнюдь не комом, как и второй (я разогнался до 200 км/час), но впереди – главное испытание. Или удовольствие – это будет точнее!

ГЛАВНОЕ – НЕ ЗАГЛОХНУТЬ

Перед стартом на «Ф-1» проходим тест на тренажере, улучшающем реакцию гонщиков. Выглядит он так: квадратная трубчатая рама размером 1,5х1,5 метра и две трубы по диагонали. По всей этой конструкции расположены лампы-кнопки: они поочередно загораются, и нужно погасить их как можно быстрее. Все это происходит практически в полной темноте, на весь тест – одна минута. Я в своей группе показал лучший результат – 68 ламп. Мой основной соперник, болгарин Григорий Филиппов, – 65. Мы, естественно, поинтересовались у доктора команды, сколько ламп гасит профессиональный пилот. И даже присвистнули от восхищения – 110–115! (Забегая вперед, скажу, что после второй сессии мой результат был уже получше – 75.)

И вот в двух шагах от меня – машина мечты! Сказать, что волнуюсь, – значит, ничего не сказать. Но стараюсь осознанно фиксировать все замечания инженеров. Основной нюанс в болидах «Формулы-1» тоже связан с переключением передач. Многие поклонники автоспорта знают, что два небольших рычага находятся под рулем, я и сам много раз видел это воочию, находясь в паддоках команд, на различных выставках и на экране ТВ. Но попробовать эти рычажки самому…. Забегая вперед, скажу: передачи переключаются очень легко и безо всякого усилия; справа — рычажок повышения, слева – понижения. Отмечу и еще один момент – обороты мотора начинаются с 6 000! Поэтому, главное мое желание было – не заглохнуть и уйти с пит-лайн правильно.

ДВА КРУГА МЕЧТЫ

На этот раз проблем с ногами у меня не возникло. Механики заводят мне двигатель, как и положено, с передвижного стартера, и мгновенно чувствую разницу с «Ф-2» – какая мощь за спиной! Инженеры застегивают меня ремнями, хлопают по плечу, желая удачи, и отходят от машины. Я им в ответ показываю большой палец: «Готов!» Теперь на трассу нас выпускают строго по одному и дают проехать два круга. Первый уходит на то, чтобы хоть немного понять, как R25 ведет себя на полотне. На втором я пробую дать максимум: вторая, третья, четвертая, пятая, торможение, четвертая, третья, опять разгон – вот это восторг! На прямой «старт — финиш», самой длинной на треке, разгоняюсь до 230!..

Сколько продолжалось это чудо, которое вспоминаю сейчас, как сон? 750 лошадиных сил за твоей спиной, послушные каждому движению, — где найти слова, способные передать пережитые ощущения! Но и они не были последними в этот волшебный день. Команда ING Renault F1 подготовила еще один сюрприз — поездку в двухместной «Формуле-1», когда сидевший впереди тебя профессионал ведет машину по-боевому. Вот это был заезд! Перегрузки мощнейшие, голову в поворотах просто отрывает, впечатление такое, что еще немного – и машину выкинет с виража! На прямой шли под триста…

Много лет я рассказываю о том, КАК борются пилоты «Формулы-1» на трассах чемпионата мира. Теперь я с полным основанием могу рассказать, ЧТО они ощущают, управляя такой сверхмощной машиной на треке. Совершенно уверен, что буду писать и рассказывать об этих мужественных людях еще десятки лет!

А в моей коллекции наряду с автографами Мики Хаккинена, Ярно Трулли, Диего Монтермини и другими трофеями свое почетное место займет уменьшенная копия руля современного болида «Renault», подаренного на прощание организаторами. Еще раз спасибо компании ING за этот фантастический день.

Новости. Формула-1