«Макларен» разорили? Команда заплатит рекордный штраф в истории профессионального спорта

Как уже сообщал вчера «Советский спорт», Международная автомобильная федерация (ФИА) специальным решением лишила «Макларен» всех очков, заработанных командой в Кубке конструкторов в сезоне-2007
news

ФОРМУЛА-1
СКАНДАЛ

 Как уже сообщал вчера «Советский спорт», Международная автомобильная федерация (ФИА) специальным решением лишила «Макларен» всех очков, заработанных командой в Кубке конструкторов в сезоне-2007. Кроме того, британская «конюшня» оштрафована на 100 миллионов долларов. Такое решение было принято на внеочередном заседании Всемирного совета ФИА в четверг, на котором рассматривалось так называемое дело о «шпионском скандале» между «Маклареном» и «Феррари».

Скандал, напомним, разгорелся еще весной. Первые весточки, которые попали в прессу, касались внутренних разборок в «Феррари». Команда обвинила в саботаже своего главного механика Найджела Степни. На майских тестах в баках машин Фелипе Массы и Кими Райкконена был найден некий белый порошок, а затем он же был обнаружен и в штанах мистера Степни при обыске его квартиры. Что это был за порошок, в «Феррари» не говорят. Но, возможно, поломки итальянских машин на старте сезона как-то с этим связаны…

Сам Найджел в тот момент, когда в его квартире происходил обыск, был на Филиппинах вместе с семьей. Руководство «Феррари», почуяв неладное, тут же отправило Степни в отпуск. Первое время, еще находясь на островах, британец всячески отнекивался от обвинений команды, но вскоре поспешил нанять адвоката.

Стало известно, что Степни не только вредил собственной «конюшне», но и находился в сговоре с одним из сотрудников «Макларена» Майком Кофлэном. Найджел якобы передал шеф-дизайнеру конкурирующей команды 780-страничный документ с технической документацией «Феррари». С какой целью и по чьей инициативе это было сделано, не ясно до сих пор. Так или иначе, секретные документы у Кофлэна были, в чем он сознался сразу после первых обвинений.

Главное, что интересовало ФИА, — кто еще, кроме Кофлэна, в команде «Макларен» знал о существовании этих документов и применялись ли они при совершенствовании машины. Чтобы выяснить это, 26 июля было созвано внеочередное собрание Всемирного совета ФИА. На нем команду «Макларен» признали виновной в том, что один из ее ключевых сотрудников обладал секретной информацией соперников, но наказания не последовало, так как свидетельств использования этих документов в работе над машиной найдено не было.

НОВЫЕ УЛИКИ

Новый поворот сюжета пришелся на начало сентября. ФИА получила новые улики по делу. В прессу моментально просочилась информация о том, что федерации каким-то образом удалось заполучить электронную переписку двух пилотов «Макларена» – Фернандо Алонсо и тестера Педро де ла Росы. В них два испанца якобы открыто говорили о неких настройках, предложенных Кофлэном, и о секретных документах «Феррари». А значит, о существовании документов в «Макларене» знали если не все, то очень многие…

ФИА немедленно назначила дату нового слушания Всемирного совета, которое и состоялось в минувший четверг 13 сентября в Париже. Перед ним президент ФИА Макс Мосли отправил всем пилотам «Макларена» письма, в которых просил сообщить все известные им подробности дела. В обмен на информацию Мосли гарантировал им анонимность, а Алонсо и Хэмилтону – сохранение очков в личном зачете.

Решение Всемирного совета по автоспорту должно было последовать позавчера около четырех часов дня по Москве. Но вместо этого в назначенное время заседание пришлось лишь ненадолго прервать – на обеденный перерыв. После этого слушания возобновились, а примерно в половине девятого информационные агентства ошарашили новостью: «Команда «Макларен» признана виновной и дисквалифицирована до окончания сезона-2007, а также не примет участия в чемпионате мира следующего года».

ПИЛОТАМ ОЧКИ ОСТАВИЛИ

Спустя некоторое время сообщение было отозвано и оглашено официальное решение Международной автомобильной федерации: «конюшню» лишили всех заработанных очков в Кубке конструкторов и оштрафовали на 100 миллионов долларов. При этом и сама команда, и ее пилоты могут продолжить выступления в чемпионате мира, а Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон – борьбу за титул. Пилотам «Макларена» очки оставили. Как сказано в заявлении ФИА, «за предоставление информации»…

Интересное примечание в заявлении ФИА касается и сезона 2008 года. Федерация оставила за собой право не допускать британскую команду к соревнованиям до технической инспекции. Конструкция машин «Макларен» для участия в чемпионате мира 2008 года будет проанализирована, и только после этого ФИА примет решение о возможности участия «конюшни» в чемпионате.

АЛОНСО РАССОРИЛСЯ С КОМАНДОЙ

Теперь о том, что такое штраф в 100 миллионов долларов для команды «Макларен». Во-первых, это не вся сумма, которую британцы потеряют после решения Всемирного совета. Сюда стоит прибавить еще и потерянные деньги от общих доходов «Формулы-1», которые она получает за продажу прав на телетрансляции. «Макларен», как лидер этого сезона, по его итогам всерьез претендовал на первое место в Кубке конструкторов, а соответственно и на 43 миллиона долларов призовых. Теперь не получит ничего.

Плюс ко всему сильнейший удар нанесен и по имиджу команды. А это грозит настоящим крахом. По горячим следам ни один из крупных спонсоров «Макларена» не выпустил официальных заявлений, впрочем, наверняка часть денег от этих компаний британцы тоже потеряют.

Но пока можно говорить лишь о сумме в 143 миллиона. По словам Рона Денниса, который в четверг сразу по окончании заседания нашел в себе силы выйти к журналистам, бюджет команды составляет около 400 миллионов долларов. А значит, команда потеряет практически треть денег, которые обычно тратит по ходу чемпионата. Более того, сумма штрафа вдвое перекрывает бюджет самых маленьких команд «королевских гонок»: «Спайкера», «Торо Россо» и «Супер Агури». Столь внушительный штраф непременно скажется на разработке автомобиля следующего года.

Деннис, хоть и не согласен с решением ФИА, все же доволен тем, что пилоты наказаны не были: «Важнее всего, что мы в этот уик-энд выйдем на трассу, а Льюис и Фернандо продолжат борьбу за титул», — заявил британец.

Что касается самих пилотов, то никто из них вчера по сути так и не принял значимого участия в заседании. До обеда в зале находился Хэмилтон, но Льюису слово предоставлено не было. Алонсо и вовсе находился на трассе в Спа, и в четверг даже принял участие в официальной пресс-конференции перед «Гран-при Бельгии».

Поговаривают, что из-за скандала Алонсо рассорился с командой и подыскивает себе место в другой «конюшне». Наиболее вероятный вариант – переход испанца в «Рено», где за предыдущие два года Фернандо завоевал два чемпионских титула. Косвенно это подтверждается и некоторыми высказываниями боссов французской команды. В частности, Пэт Симондс совсем недавно обмолвился, что «у Алонсо есть неплохие шансы вернуться в родную команду».

Пока неясно, будет ли «Макларен» подавать апелляцию на решение совета. Очки команде в Кубке конструкторов вернут вряд ли, но скостить сумму штрафа было бы нелишним…

АЛОНСО И ДЕ ЛА РОСА ЗНАЛИ О ДРУЖБЕ СТЕПНИ И КОФЛЭНА

Вчера ФИА опубликовала факты, на которые чиновники федерации опирались при принятии решения о наказании «Макларена».

Судя по данным итальянской полиции, в период с 11 марта по 3 июля (то есть с начала чемпионата до того момента, пока сообщения о скандале не появились в прессе. — Прим. ред.) Кофлэн и Степни 35 раз разговаривали по телефону и отправили друг другу 288 SMS-сообщений.

Кроме того, в заявлении ФИА сказано, что о контактах между Степни и Кофлэном знали по крайней мере два пилота «Макларена»: Педро де ла Роса и Фернандо Алонсо. В электронных письмах тест-пилот команды еще в марте рассказывал двукратному чемпиону мира о секретных настройках «красных машин», о стратегии пит-стопов гонщиков «Феррари», в частности Кими Райкконена на «Гран-при Австралии». В своем письме Алонсо спросил: «Насколько можно доверять этой информации?» и получил ответ: «Вся информация проходит от Степни. Они очень дружны с Кофлэном».

Новости. Формула-1