Его так никто и не догнал… За 16 лет, проведенных в «Формулe-1», Михаэль Шумахер побил все ее самые значимые рекорды

Последняя гонка Михаэля Шумахера закончилась совсем не так, как ему бы хотелось, но мы ее запомним навсегда
news

ФОРМУЛА-1
СМОТРИТЕ, КТО УШЕЛ

Последняя гонка Михаэля Шумахера закончилась совсем не так, как ему бы хотелось, но мы ее запомним навсегда. В том, как развивался и как прошел «Гран-при Бразилии»-2007 можно легко усмотреть некую символику, и даже сам семикратный чемпион обратил на это внимание. Его миссия в этой гонке, завершавшей 16-летнюю карьеру, была практически невыполнима – и он это знал…

МАСТЕР-КЛАСС

Победить на автодроме «Интерлагос» в Сан-Паулу для Михаэля Шумахера – не такая уж сложная задача, тем более что к этой гонке «Ферарри» подготовила исключительную машину, прыть которой на порядок превосходила технические возможности соперников. Но восьмой чемпионский титул Шумми мог выиграть лишь в случае, если сам он придет к финишу первым, а Фернандо Алонсо не заработает ни очка, что крайне маловероятно. Однако кроме личного зачета был еще Кубок конструкторов, и в «Феррари» явно нацеливались на победный дубль.

В итоге все прошло совсем по-другому сценарию, и после финиша Михаэль произнес фразу, смысл которой будет понятен тем, кто помнит историю «Формулы-1»: «Можно сказать, круг замкнулся, ведь началась моя карьера с проблемы, случившейся через 500 метров после старта, и закончилась похожим образом, только на этот раз проблема была в субботу. Наверное, это символично».

25 августа 1991 года, когда Михаэль дебютировал в «Формуле-1», сцепление на его «Джордан» сгорело буквально в первом же повороте «Гран-при Бельгии». А в октябре 2007-го на «Гран-при Бразилии» топливный насос «Феррари» отказал буквально в первые секунды финальной сессии квалификации, после чего Михаэль публично признал, что выиграть уже не сможет, благословив на сей подвиг напарника, Фелипе Массу – и тот выполнил завет старшего товарища.

При удачном стечении обстоятельств еще можно было пробиться на подиум, однако и этим надеждам не суждено было сбыться. Трибуны ахнули, когда на 9-м круге гонки (а к этому моменту Шумми вышел уже на 5-е место) на «Феррари» возникла проблема с задней левой шиной. А в это время весь пелотон уносился вдаль…

И, тем не менее, проигрывая почти круг, с последнего места Михаэль к концу гонки прорвался на 4-ю позицию, проведя один из лучших «Гран-при» в карьере и показав всем: а) как ездят настоящие чемпионы и б) чего мы все лишаемся с его уходом.

Обгонам не было числа, и соперников Шумми обходил, как стоячих. Последнего, кого удалось одолеть, был Кими Райкконен, который в следующем году займет его место в «Феррари».

Кими корректно, но жестко оборонялся, что тоже символично: вот она, дерзкая молодежь, оперилась уже! Но Михаэль преподал финну урок мастерства, подловив на торможении перед первым поворотом.

Потом Шумми спросили: сколько кругов еще понадобилось бы, чтобы взойти на подиум? «Кругов пять, – ответил Михаэль. – Гонка была хаотичной – иного слова не подберешь. У нас была фантастическая машина, и в техническом плане это был идеальный финал сезона, но мне это не помогло. Зато Фелипе смог этим воспользоваться, и я его поздравляю!»

КТО ВЫ, ГЕРР ШУМАХЕР?

Перед каждым Гран-при гонщики собираются на летучку, где обсуждаются вопросы безопасности и прочие актуальные вещи. Говорят, в Сан-Паулу на последнюю летучку в карьере Шумми пришел с безразличным видом, слушая плеер.

Гоночный директор Международной автофедерации (ФИА) Чарли Уайтинг торжественно обратился ко всем, что, мол, уходит большой спортсмен, и надо его достойно проводить. Два десятка лучших пилотов мира загомонили, захлопали в ладоши, закричали: «Михаэль, толкни речь!» Но он категорически отказался. А когда закончилась летучка, снова нацепил наушники и молча удалился.

Что это? Высокомерие, которое, по общему мнению, за ним водится? Подчеркнутое неуважение к коллегам-соперникам, которые буквально два месяца назад были возмущены его неспортивным поведением, и на аналогичной летучке в Турции дело фактически дошло до взаимных оскорблений? Или есть какие-то иные объяснения?

Мало кто может похвастаться, что действительно хорошо его знает. Свой внутренний мир, свою частную жизнь Михаэль охраняет очень ревниво и, пожалуй, правильно делает. Задача гонщика в том, чтобы выкладываться на трассе и не растрачивать на второстепенные вещи типа летучек, встреч с прессой или поклонниками больше энергии, чем необходимо.

Он берег себя для работы, для команды, целиком отдаваясь гонкам, которые за долгие годы в профессии ему не наскучили. Знаменитый прыжок на вершину подиума в его исполнении мир видел – подумать только! – уже 91 раз, и всегда Михаэль вкладывал в него весь свой неиссякаемый энтузиазм, всю неподдельную радость, которую ему в этой жизни приносят только победы.

В узкий круг людей, которые без натяжек могут считать Михаэля своим другом, безусловно, входит глава команды «Феррари» Жан Тодт. В одном весьма откровенном интервью мсье Тодт как-то сказал любопытные вещи: «В глубине души он очень раним, и его нельзя назвать сильным человеком. Он может производить впечатление сильного человека, но я думаю, это защитная реакция. На самом же деле он другой. Бывает, что и расчувствуется. А в нашем деле, чем меньше эмоций испытываешь, тем лучше».

То есть, на самом деле, Шумми – мягкий, ранимый, розовый и пушистый? Впрочем, Тодт знает, о чем говорит: «Михаэлю нужно, чтобы его любили люди, которых он любит. Поддерживали те, кому он доверяет. А сам он любит немногих. И еще меньше тех, кому он доверяет».

И как, должно быть, было ему приятно, когда в Бразилии на задних антикрыльях машин «БМВ» появилась трогательная надпись, гласившая: «Спасибо, Михаэль!» Когда тебе отдают должное не только друзья, но и соперники – это дорогого стоит.

ШУМАХЕР И «ФЕРРАРИ» – БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ

Разумеется, легендарная итальянская команда существовала и до Михаэля, будет существовать и после его ухода. Но однозначно, что вместе с ним Скудерия пережила самый успешный период в своей истории.

Тодт пригласил Шумахера в 1995-м: концерн ФИАТ посулил тогда еще молодому чемпиону небывалый по тем временам гонорар – $25 млн. в год. В 1996-м, когда «Феррари» и Михаэль еще только притирались друг к другу, он одержал 3 победы, но уже через год был в одном шаге от титула.

Правда, все помнят, что произошло в Хересе 26 октября 1997 года: Михаэль, понимая, что теряет титул, решился на крайне неспортивный шаг, попытавшись выбить с трассы Жака Вильнева, выступавшего тогда за «Уильямс». Не получилось. Канадец стал чемпионом, а Шумми навсегда покрыл себя позором, став после этого, наверное, еще более злым и болезненно честолюбивым.

Но вожделенного титула в «Феррари» ждали еще два года, когда на трассах «Формулы-1» царил самый любимый из соперников Шумахера финн Мика Хаккинен. Кстати, Мика не мог пропустить последнюю гонку Михаэля и прилетел в Бразилию. «Михаэль добился совершенно выдающихся успехов, – сказал прославленный финн. – Он выиграл больше всех чемпионатов. Не думаю, что в ближайшем будущем появится гонщик, который перекроет его достижения».

Шумахер обладает идеальным сочетанием качеств, позволившим ему вместе с «Феррари» превратиться с годами в эдакую машину по штамповке побед. Кроме честолюбия, ему свойствен искренний и безграничный энтузиазм, которым он умеет заражать окружающих. Команда постепенно прониклась подобным отношением к делу и начала считать Шумми своим неформальным лидером.

Но дело не только в энтузиазме: Михаэль в состоянии пилотировать машину фактически за гранью возможного, порой такое впечатление, попирая законы физики. Его талант проявляется не только в чудесах, которые он творит за рулем. Обладая тонким и мощным интеллектом, он говорит на одном языке с инженерами, шинниками, спецами по аэродинамике. Он в состоянии точно объяснить, что происходит с машиной, чего ей не хватает, в каком направлении надо работать. И команда работала: за 11 лет сотрудничества они выиграли 5 чемпионских титулов, 6 кубков конструкторов и 71 «Гран-при».

Говоря о Шумахере, нельзя не вспомнить, что он – классический примерный семьянин и отец. Его супруга Коринна частенько бывает на гонках, одной из первых поздравляя Михаэля, стоя в самой гуще толпы механиков и прочих членов команды.

Увы, в Бразилии ей такая возможность не представилась, хотя все семейство Шумахеров прилетело в Сан-Паулу, чтобы быть свидетелем этой последней гонки. Кстати, после Монцы, где Михаэль объявил об отставке, Коринна так высказалась о карьере супруга: «Это были славные годы, и мы прожили их очень весело. Но теперь я просто хочу, чтобы он перестал рисковать».

КСТАТИ

Мика Хаккинен не верит, что Шумми больше никогда не сядет за руль гоночного автомобиля. Он полагает, что Михаэль как следует отдохнет и, может быть, через год-два вновь выйдет на трассу.

Что это будет: ДТМ, Ле-Ман? Придет время, и Михаэль примет это решение. Ясно одно: он по-прежнему один из сильнейших гонщиков планеты, достижения которого навсегда останутся в истории.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

МИХАЭЛЬ ШУМАХЕР
Место рождения: Хюрт-Хермюльхайм, Германия.
Дата рождения: 3 января 1969 года.
Возраст: 37 лет.
Рост: 174 см.
Вес: 75 кг.
Женат: супруга Коринна, двое детей.
Место жительства: Швейцария.
Выступал в «Формуле-1» с 1991 по 2006 г.
Чемпион: 1994 г., 1995 г. – «Бенеттон», 2000 – 2004 гг. – «Феррари».
Старты в «Гран-при»: 248.
Победы: 91.
Подиумы: 154.
Поул-позиции: 68.
Лучшие круги: 76.
Очки: 1369.
Лидировал: в 141 «Гран-при», на протяжении 5108 кругов и 24127 км.

Новости. Формула-1