Масса увеличил вес «Феррари»
ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ ТУРЦИИ
СОБЫТИЕ ДНЯ
Когда грянул бразильский гимн, сам счастливый победитель с трудом сдерживал слезы. Выиграв «Гран-при Турции», Фелипе Масса доказал всем критикам, что по достоинству занимает место в легендарной команде и что умеет не только играть вторую скрипку при Михаэле Шумахере.
РУССКОЕ ПРИСУТСТВИЕ
Если вы не застрянете в стамбульских пробках, то минут через 45 езды по отличной автостраде, ведущей на восток и рассекающей надвое иссушенный солнцем ландшафт, доберетесь до трассы «Гран-при Турции». В знойном мареве из-за гряды холмов вдруг появляется силуэт грандиозного сооружения с островерхими башенками, и унылый пейзаж на глазах преображается: такое впечатление, что подъезжаешь под стены удивительного восточного города.
Как-то настораживает, что подступы к «Истанбул-парку» (официальное название автодрома) охраняются вооруженной жандармерией и секьюрити. Впрочем, это неудивительно, ибо в мире нынче неспокойно.
Тревожное настроение уходит, когда потом вы едете сквозь строй приветливых распорядителей в веселой, яркой униформе, разводящих по парковкам тысячи подъезжающих машин и при этом по-южному оживленно жестикулирующих.
Любопытно, что на нынешнем «Гран-при Турции» явно ощущается российское присутствие. Во-первых, самая ближняя к трассе автозаправочная станция – это «Лукойл». Во-вторых, утром в субботу в боксах команды «Майлд Севен Рено Ф1» при большом скоплении фотографов состоялась презентация обновленной боевой раскраски чемпионских машин, ключевой элемент которой создал модный московский художник Андрей Шаров. В Турции корпуса «Рено R26» украшают стилизованные хвостатые кометы, удачно подчеркивающие стремительность обводов одного из самых быстрых гоночных автомобилей мира. Автор, разумеется, присутствовал лично и несколько смущенно улыбался, пожимая руки Фернандо Алонсо и Джанкарло Физикелле.
Объясняя «Советскому спорту» логику своего творческого поиска, художник поведал следующее: «Сначала я представил восемь вариантов, из которых было отобрано четыре, и уже из них команда выбрала именно комету». В частности, один из предложенных эскизов был основан на древнеславянских мотивах, другой был выполнен в стиле великого супрематиста Малевича, но динамичная и по-своему даже озорная комета подошла лучше всего.
Вполне возможно, что дополнительный эмоциональный заряд, приданный таким образом команде «Рено», помог Алонсо и Физикелле весьма неплохо провести квалификацию: они показали 3-е и 4-е время.
Кроме того, в гонках турецкого этапа серии GP2, которые служат для разогрева публики накануне главных событий, принимал участие молодой выборжец Виталий Петров. Увы, в субботу на его машине отказала электроника, из-за чего он фактически пропустил квалификацию и вынужден был стартовать последним. По его словам, он не сразу освоился на незнакомой трассе и постигал ее особенности уже в ходе гонки, что, разумеется, сказалось на результате. Впрочем, главное – что Виталий добрался до финиша в обоих заездах, а ведь каждая доведенная до конца гонка дает бесценный опыт.
СНАЧАЛА МАССА ЗАВОЕВАЛ СВОЙ ПЕРВЫЙ ПОУЛ…
В субботу на улице «Феррари» был очередной праздник, виновником которого на этот раз стал стремительно прогрессирующий Фелипе Масса. В целом «красные» в ходе квалификации выглядели явно убедительнее остальных, причем во второй отборочной сессии Михаэль Шумахер показал фантастическое время, что говорило о потенциале машины.
Но во время финала квалификации семикратный чемпион мира дважды допустил ошибку в одном и том же месте: в первом повороте его выносило на обочину, из-за чего Михаэль терял драгоценные мгновения. В итоге поул-позиция досталась молодому напарнику, что вообще-то не очень хорошо для Шуми, отчаянно пытающегося догнать лидирующего в чемпионате Алонсо. Будет ли «Феррари» вновь затевать свои тактические игры, когда гонщик «номер два» получает приказ пропустить официального лидера команды? Или все же Массе позволят провести свою гонку?
Кстати, в субботу Алонсо признал, что «Феррари» сильнее в квалификации, проходящей в режиме спринта, но «Рено» настроены на сражение в ходе всех 58 кругов дистанции.
Действительно было интересно: смогут ли чемпионы мира оказать настоящее сопротивление «красным»? Ведь накануне «Гран-при Турции» Международная автомобильная федерации (ФИА) окончательно признала вне закона так называемый «демпфер масс» – хитрое устройство, помогавшее машинам «Рено» более стабильно держаться на трассе прежде всего при прохождении бордюров.
С одной стороны, ФИА и призвана заниматься разрешением подобных технологических противоречий, но когда это происходит в пиковой фазе чемпионата, возникает вопрос: в какой мере это может повлиять на исход первенства? И в то же самое время ФИА позволила «Феррари» применять сомнительные (по мнению многих) вставки в диски задних колес, якобы способствующие более интенсивному охлаждению тормозов. Гонка должна была дать ответы.
…А ЗАТЕМ ОДЕРЖАЛ И ПЕРВУЮ ПОБЕДУ!
Почти 40-градусная жара вполне соответствовала напряжению момента. Впрочем, в массовом завале, произошедшем в первом же повороте, виноват вовсе не климат, а горячность некоторых голов. Физикелла потерял контроль над машиной, и его «Рено» развернуло.
Это вызвало цепную реакцию происшествий, в результате чего пострадали и некоторые из фаворитов, например, Кими Райкконен: на «Макларене» финна было пропорото заднее колесо, которое, разлетевшись, повредило какие-то элементы машины. В итоге это привело к вылету с трассы и аварии.
Но главные события происходили на переднем крае. Масса, отлично стартовав, сохранил лидерство, но позади него Шуми пришлось защищаться весьма агрессивно, чтобы не пропустить Алонсо. Затем обе «Феррари», показав отменную прыть, начали отрываться от соперников, и еще неизвестно, как бы закончилась гонка, если бы на 13-м круге «Торо Россо» Тонио Лиуцци не занесло. Его машина замерла в опасном месте, и на трассу выпустили сейфти-кар.
Лидеры кинулись дозаправляться, но обслужить две машины одновременно невозможно, и Михаэль был вынужден ждать, пока Фелипе освободит место в боксах. И тут оперативно сработали механики «Рено», успев выпихнуть Алонсо на трассу буквально перед носом Шумахера.
Масса остался впереди, а два чемпиона – бывший и действующий – поменялись позициями. Но тяжело заправленная машина Михаэля вела себя не лучшим образом, плюс новый комплект шин оказался не самым удачным: Шуми начал заметно отставать от Фернандо и даже ошибся в коварном 8-м повороте, что стоило ему потери еще нескольких секунд.
Впрочем, проведя последнюю дозаправку позже Алонсо, он смог вновь приблизиться к испанцу, и финальные 14 кругов превратились в захватывающую дуэль двух гоночных гигантов. В поворотах «Феррари» догоняла «Рено», но на прямых Алонсо удавалось отрываться. Оборонялся он хладнокровно, так и не дав Шумахеру ни одного реального шанса для обгона. Как потом сказал Фернандо: «На финише я был всего на полкорпуса впереди, но этого было достаточно».
Итак, в Турции мы стали свидетелями двух важных побед: Фелипе Масса выиграл гонку, а Алонсо одержал верх в противостоянии с Шумахером, увеличив отрыв в чемпионате на 2 очка.
А вот команде «Мидланд» вновь не повезло: Тьяго Монтейро стал одной из жертв завала на старте, а Кристиан Альберс, вначале ехавший вполне уверенно, ошибся на 46-м круге, вылетел в ограждение, серьезно разбив машину и даже повредив плечо. Впрочем, до Монцы заживет.
ФОРМУЛА-1
«Гран-при Турции». 14-й этап. Стамбул. Дистанция – 309,356 км. Количество кругов – 58, длина круга – 5338 м.
1. Масса (Бразилия, Феррари) – 1:28.51,082. 2. Алонсо (Испания, Рено) – отставание 5,575. 3. М.Шумахер (Германия, Феррари) – 5,656. 4. Баттон (Великобритания, Хонда) – 12,334. 5. Де ла Роса (Испания, Макларен) – 45,908. 6. Физикелла (Италия, Рено) – 46,594. 7. Р.Шумахер (Германия, Тойота) – 59,337. 8. Барикелло (Бразилия, Хонда) – 1.00,034. 9. Трулли (Италия, Тойота) – 1 круг. 10. Уэббер (Австралия, Уильямс) – 1 круг. 11. Клин (Австрия, Ред Булл) – 1 круг. 12. Кубица (Польша, Заубер-БМВ) – 1 круг. 13. Спид (США, Торо Россо) – 1 круг. 14. Хайдфельд (Германия, Заубер-БМВ) – 2 круга. 15. Култхард (Великобритания, Ред Булл) – 3 круга.
Самый быстрый круг: М.Шумахер – 1.28,005.
Не финишировали: Альберс (Голландия, Мидланд) — 46 кругов, Сато (Япония, Супер Агури) – 41, Росберг (Германия, Уильямс) – 25, Ямамото (Япония, Супер Агури) – 23, Лиуцци (Италия, Торо Россо) – 12, Райкконен (Финляндия, Макларен) – 1, Монтейро (Португалия, Мидланд) – 0.
Результаты квалификации: 1. Масса – 1.26,907. 2. М.Шумахер – 1.27,284. 3. Алонсо – 1.27,321. 4. Физикелла – 1.27,564. 5. Р.Шумахер – 1.27,569. 6. Хайдфельд – 1.27,785. 7. Баттон – 1.27,790. 8. Райкконен – 1.27,866. 9. Кубица – 1.28,167. 10. Уэббер – 1.29,436… 11. Клин – 1.27,852. 12. Де ла Роса – 1.27,897. 13. Трулли – 1.27,973. 14. Барикелло – 1.28,257. 15. Росберг – 1.28,386. 16. Альберс – 1.28,639…17. Култхард – 1.29,136. 18. Спид – 1.29,158. 19. Лиуцци – 1.29,250. 20. Монтейро – 1.29,901. 21. Ямамото – 1.30,607. 22. Сато – 1.30,850.
Положение в чемпионате мира: 1. Алонсо – 108 очков. 2. М.Шумахер – 96. 3. Масса – 62. 4. Физикелла – 52. 5. Райкконен – 49. 6 Баттон — 36. 7. Монтойя – 26. 8. Барикелло – 22. 9. Хайдфельд – 19. 10. Р.Шумахер – 18. 11. Култхард – 14. 12. Де ла Роса – 14. 13. Трулли – 10. 14. Вильнев – 7. 15. Уэббер – 6. 16. Росберг – 4. 17. Клин – 2. 18. Лиуцци – 1.
Кубок конструкторов:
1. Рено – 160. 2. Феррари – 158. 3. Макларен – 89. 4. Хонда – 58. 5. Тойота – 28. 6. Заубер-БМВ – 26. 7. Ред Булл – 16. 8. Уильямс – 10. 9. Торо Россо – 1.