Шумахер в гонке за лидером. Выиграв «Гран-при Германии», немец сократил отставание от Фернандо Алонсо до 11 очков

Ситуация в чемпионате мира «Формулы-1» в последние недели меняется на глазах. Команда «Рено», доминировавшая в первой трети сезона, явно сбавила темп, уступив инициативу своему главному сопернику – «Феррари».
news

ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ

СОБЫТИЕ ДНЯ

 Ситуация в чемпионате мира «Формулы-1» в последние недели меняется на глазах. Команда «Рено», доминировавшая в первой трети сезона, явно сбавила темп, уступив инициативу своему главному сопернику – «Феррари». Вот и в Хокенхайме, где состоялся 12-й этап чемпионата мира, «голубой экспресс» явно уступал в темпе «красным жеребцам» из Маранелло.

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО – УЖЕ НЕ ЗОЛОТО?

Первый сбой в работе отлаженного механизма французской команды произошел в Индианаполисе на «Гран-при США», где Алонсо заметно проиграл в скорости гонщикам «Феррари», одержавшим двойную победу, и финишировал лишь пятым. Главный источник своих проблем он не скрывая выделил уже после квалификации: «Машина совершенно не держится на трассе, не попадает ни в один из поворотов…» Другими словами – плохие шины.

Тогда, в Индианаполисе, многие сочли это естественным, учитывая осторожный подход «Мишлена» (в резину которого «обуты» машины половины команд чемпионата, включая «Рено») к разработке шин для американской гонки после своего прошлогоднего фиаско. Но и во Франции дела у клиентов «Мишлена» складывались не намного лучше, а когда в субботней квалификации на «Хокенхайм-ринге» Алонсо повторил свой худший результат в этом сезоне – седьмое место, стало ясно, что проблемы действительно серьезные.

Что произошло, почему французские шинники вдруг стали уступать своим японским соперникам?

Похоже, события последнего года тяжело отразились на боевом духе сотрудников фирмы «Мишлен», которую всегда отличал новаторский подход к делу. Именно это качество и обеспечивало французам доминирующее положение во многих видах гоночного спорта. И оно же в последнее время служило своего рода «красной тряпкой» для спортивных чиновников – ведь в «Формуле-1» будущего, какой она представляется президенту Международной автомобильной федерации (ФИА) Максу Мосли, нет места полету инженерной фантазии.

Не случайно федерация приняла решение поставить шины – один из ведущих факторов, определяющих скорость гоночных болидов, – под свой контроль. Вот почему с 2008 года в «Формуле-1» останется лишь один поставщик гоночной резины, а характеристики его продукции будут жестко регламентированы.

Французы не согласились с таким подходом – и даже не стали участвовать в объявленном ФИА тендере, победа в котором без борьбы досталась японскому «Бриджстоуну».

Впрочем, на боевых качествах «Рено» сказалось не только это. Накануне «Гран-при Германии» ФИА подставила лидеру чемпионата еще одну подножку, запретив разработанную им систему демпфирования масс. Суть системы заключается в гашении колебаний передних колес при наезде на препятствия, что позволяет лучше контролировать поведение машин. Для этого в носовом обтекателе подвешивается грузик, способный колебаться в вертикальном положении с заданной частотой.

Именно этот грузик и вызвал сомнения у технических специалистов федерации. Они потребовали демонтировать систему, ссылаясь на пункт регламента «Формулы-1», согласно которому «все элементы аэродинамики должны быть закреплены на машине жестко». Да, но ведь это не элемент аэродинамики, удивились инженеры «Рено», и подали протест, который был удовлетворен стюардами ФИА. В «Рено» такое решение восприняли как победу здравого смысла, но… спустя несколько часов федерация опротестовала вердикт своих представителей!

Помня о том, чем закончился подобный конфликт год назад для команды «БАР-Хонда» (а закончился он дисквалификацией команды на три гонки!), в «Рено» почли за благо добровольно демонтировать спорную систему, не дожидаясь исхода судебного разбирательства. Трудно сказать, насколько негативно это обстоятельство отразилось на результатах ее гонщиков в квалификации, но факт остается фактом: они явно потеряли былую скорость.

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ…

О взаимоотношениях Кими Райкконена с немецким этапом чемпионата давно уже рассказывают анекдоты. Ни одну из своих пяти гонок в Хокенхайме финну не удалось довести до финиша. Нынешняя попытка была шестой – и хотя в квалификации Кими удалось завоевать поул (первый для него после «Гран-при Турции-2005»), особого энтузиазма он не испытывал.

Год назад в Германии он также стартовал с поула, но сошел незадолго до финиша, когда победа, казалось, была уже в кармане, – подвел «Макларен». На этот раз с машиной все было в порядке.

Михаэль Шумахер, уступивший Райкконену в квалификации чуть больше одной десятой секунды, по-своему приветствовал успех финна. «Приятно иметь рядом с собой столь грозного соперника, – заявил он на пресс-конференции, добавив при этом, – Алонсо там, где он будет стартовать, – неплохой расклад на старте». Михаэль явно желал, чтобы его слова были восприняты не как вежливый комплимент не слишком удачливому в этом году Кими, а как стрела в психологической войне против испанца, успешная погоня за которым в последних гонках явно доставляет семикратному чемпиону мира удовольствие.

Его план на гонку был несложен: финишировать впереди соперников из «Рено», как можно больше сократив отставание от них в обоих зачетах чемпионата (в этом ему должен был помочь нынешний «оруженосец» Фелипе Масса, стартовавший третьим).

Со своей задачей Шумахер справился блестяще. Ни великолепный старт Кими, ни скорость, которую развил финский гонщик на первом отрезке гонки, ничуть не смутили Михаэля. Он подхватил темп Райкконена, а Масса прикрыл своего лидера от атак соперников – и втроем они быстро оторвались от преследователей. Ну а вскоре выяснилось, что же так беспокоило финна накануне гонки: «В квалификации мне залили меньше топлива, чем планировалось. Именно этим объясняется как высокая скорость в субботу, так и необходимость раньше времени провести пит-стоп в воскресенье».

Кими свернул в боксы уже на 10-м круге – и судьба гонки в этот момент была решена: других соперников у пилотов «Феррари» просто не было. Райкконен, для которого эта гонка стала лучшей в сезоне, финишировал вслед за ними третьим (прервав, наконец, череду немецких неудач), ну а Алонсо выстрадал для себя лишь пятое место – и его отрыв от Михаэля Шумахера сократился до 11 очков. Последняя треть сезона обещает быть необычайно жаркой!

СТАТИСТИКА. ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ

12-й этап. Хокенхайм. Дистанция – 306,458 км. Количество кругов – 67. Длина круга – 4547 м.

1. М. Шумахер (Германия, Феррари) – 1:27.51,693. 2. Масса (Бразилия, Феррари) – отставание 0,720. 3. Райкконен (Финляндия, Макларен) – 13,206. 4. Баттон (Великобритания, Хонда) – 18,898. 5. Алонсо (Испания, Рено) – 23,707. 6. Физикелла (Италия, Рено) – 24,814. 7. Трулли (Италия, Тойота) – 26,544. 8. Клин (Австрия, Ред Булл) – 48,131. 9. Р. Шумахер (Германия, Тойота) – 1.00,351. 10. Лиуцци (Италия, Торо Россо) – 1 круг. 11. Култхард (Великобритания, Ред Булл) – 1 круг. 12. Спид (США, Торо Россо) – 1 круг. 13. Альберс (Голландия, Мидланд Ф1) – 2 круга. 14. Монтейро (Португалия, Мидланд Ф1) – 2 круга.

Самый быстрый круг: М. Шумахер – 1.16,455.

Не финишировали: Уэббер (Австралия, Уильямс) – 60-й круг, Сато (Япония, Супер Агури) — 39, Вильнев (Канада, БМВ-Заубер) — 32, Барикелло (Бразилия, Хонда) — 20, Хайдфельд (Германия, БМВ-Заубер) — 11, Де ла Роса (Испания, Макларен) — 3, Ямамото (Япония, Супер Агури) — 2, Росберг (Германия, Уильямс) — 1.

Результаты квалификации. 1. Райкконен – 1.14,070. 2. М. Шумахер – 1.14,205. 3. Масса – 1.14,569. 4. Баттон – 1.14,862. 5. Физикелла – 1.14,894. 6. Барикелло – 1.14,934. 7. Алонсо – 1.15,282. 8. Р. Шумахер – 1.15,923. 9. Де ла Роса – 1.15,936. 10. Култхард – 1.16,326…11. Уэббер – 1.15,094. 12. Клин – 1.15,141. 13. Трулли – 1.15,150. 14. Вильнев – 1.15,329. 15. Росберг – 1.15,380. 16. Хайдфельд – 1.15,397…17. Лиуцци – 1.16,399. 18. Альберс – 1.17,093. 19. Сато – 1.17,185. 20. Монтейро – 1.17,836. 21. Ямамото – 1.20,444. 22. Спид – без времени.

Положение в чемпионате. 1. Алонсо – 100 очков. 2. М. Шумахер – 89. 3. Масса – 50. 4-5. Райкконен, Физикелла — по 49. 6. Монтойя – 26. 7. Баттон – 21. 8. Барикелло – 16. 9-10. Р. Шумахер, Хайдфельд – по 13. 11-12. Култхард, Трулли – по 10. 13. Вильнев – 7. 14. Уэббер – 6. 15. Росберг – 4. 16-17. Де ла Роса, Клин – по 2. 18. Лиуцци – 1.

Кубок конструкторов. 1. Рено – 149. 2. Феррари – 139. 3. Макларен – 77. 4. Хонда – 37. 5. Тойота – 23. 6. БМВ-Заубер – 20. 7. Ред Булл – 12. 8. Уильямс – 10. 9. Торо Россо – 1.

Новости. Формула-1