Кими ошеломил Стамбул. Лидер «Макларена» выиграл первый в истории «Гран-при Турции»
ФОРМУЛА-1
«ГРАН-ПРИ ТУРЦИИ»
В Стамбуле все три главных героя чемпионата – Райкконен, Алонсо и Монтойя – взошли на подиум. Они непринужденно брызгались шампанским, искренне улыбались. Но радость победителя гонки была бы больше, если справа от себя он видел бы своего напарника Хуана-Пабло, который ошибся на предпоследнем круге и пропустил вперед лидера первенства Фернандо Алонсо.
ВЕТРЕНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ
Пожалуй, никакая другая квалификация за все тринадцать предыдущих гонок сезона не была столь насыщена событиями, как субботняя сессия накануне дебютного «Гран-при Турции». И это только подтвердило непростой характер стамбульской трассы, созданной немецким архитектором Германом Тильке. Как это часто бывает, когда «Формула-1» осваивает новую трассу, можно ждать любых сюрпризов.
В Стамбуле фактором, смешавшим карты многих гонщиков, стал… ветер. Кстати, об этом предупреждали все, кому довелось побывать на «Отодроме» еще в ходе его строительства. Пожалуй, больше всех от порывистого турецкого ветра пострадал Михаэль Шумахер, чью «Феррари» во время квалификации, как он потом предположил, просто сдуло с трассы в 9-м повороте. В итоге он не закончил зачетного круга, вернувшись в боксы и смирившись с перспективой старта из последних рядов.
Впрочем, даже если бы этого не произошло, он вряд ли мог подняться выше 6-го или 7-го стартового места: в Турции обе «Феррари» крайне неважно стояли на трассе, и Рубенс Барикелло показал лишь 11-й результат.
Но Михаэль был далеко не единственным, кому не повезло во время квалификации. В 8-м повороте с трассы вылетел и Жак Вильнев («Заубер»). В том же самом коварном повороте серьезные ошибки допустили гонщики «БАР-Хонды» Дженсон Баттон и Такума Сато, в результате чего оказались на 13-й и 14-й стартовых позициях. Но Сато в довершение всего еще и помешал Марку Уэбберу («Уильямс»): на своем быстром круге австралиец нагнал машину Сато, слишком медленно возвращавшегося в боксы. Из-за этого Уэббер потерял какое-то время, а Сато был оштрафован перемещением в хвост стартового поля.
Силу и сплоченность продемонстрировала лидирующая в чемпионате команда «Рено». В субботу Джанкарло Физикелла и Фернандо Алонсо показали 2-й и 3-й результаты. Причем Фернандо тоже жаловался на ветер, уверяя, что не смог ехать быстрее именно по этой причине.
И только Кими Райкконен, пролетевший круг по стамбульской трассе намного быстрее всех, ни о чем не сожалел. Он лишь вскользь упомянул собственную небольшую помарку, допущенную в последнем секторе, которая, впрочем, не слишком повлияла на конечный результат. Финн завоевал 8-ю поул-позицию в своей карьере.
Распорядитель коммерческими правами «Формулы-1» Берни Экклстоун был в восторге:
– Трасса, несомненно, напоминает Спа, и это как раз то, чего хотят гонщики. Она отделяет мальчиков от настоящих мужчин!
Радость Экклстоуна понятна: гонка на новейшем автодроме, расположенном на холмистой территории с 43-метровым перепадом высот, с весьма хитрыми слепыми поворотами, должна понравиться и зрителям, и спонсорам и обещает стать одним из любимых этапов первенства.
КИМИ УДИВЛЕН СВОЕЙ СКОРОСТЬЮ
После гонки Райкконен заявил, что хоть и не сомневался в собственной скорости, все равно был удивлен, когда увидел, сколь велико преимущество «Макларена» над «Рено». На финише он оказался на 18 с лишним секунд раньше занявшего второе место Алонсо.
При этом на последнем круге Кими уже явно не торопился и снизил темп, так что отрыв от преследователей мог бы быть еще значительнее. Увы, несмотря на это, победитель «Гран-при Турции» смог приблизиться к лидеру чемпионата лишь на 2 очка: Монтойя, шедший на второй позиции, буквально на предпоследнем круге допустил ошибку и не смог удержать машину на трассе, чем тут же воспользовался преследовавший его Алонсо.
Впрочем, в любом случае в Стамбуле на подиум взошли оба гонщика «Макларена», и отставание этой команды от «Рено» в Кубке конструкторов сократилось до 9 очков.
Ошибка Монтойи имела объяснение: когда до конца гонки оставалось три круга, колумбиец обходил «Джордан» аутсайдера Тьяго Монтейро.
Португалец потом рассказывал, что во время этого обгона «Макларен» внезапно изменил траекторию в зоне торможения, оказавшись прямо переде носом «Джордана». Желтая машина, потеряв в этот момент почти всю аэродинамическую прижимную силу, поддела передним крылом «Макларен» и отправила его в занос. Столкновение не прошло безболезненно для машины Монтойи, она стала хуже управляться и на предпоследнем круге вновь вылетела с трассы.
Зато победитель гонки Райкконен прошел всю дистанцию безошибочно, если не считать самого момента старта: финн допустил излишнюю пробуксовку задних колес, и его обошел стартовавший вторым Джанкарло Физикелла. Но уже под конец первого круга Кими, воспользовавшись ошибкой итальянца, вернул себе первое место и после этого сохранял лидерство до самого конца гонки.
Вскоре Физикелла, повинуясь приказу руководства команды, пропустил напарника вперед, и Алонсо, до этого шедший третьим, пустился в погоню за Кими. Одно время ему удавалось держаться примерно в полутора секундах позади лидера, но к 12-му кругу выяснилось, что в баках «Рено» было меньше топлива, чем у соперников из «Макларена»: обе желто-голубые машины намного раньше отправились на дозаправку. После этого шедший четвертым Монтойя оказался на втором месте и был полон решимости удержаться на этой позиции до конца, что совершенно устраивало команду. Но гонщикам «Макларена» и на этот раз не удалось добыть победный дубль, хотя оба взошли на подиум.
ГЛАВНЫЙ НЕУДАЧНИК – ШУМАХЕР
Среди главных неудачников дебютного «Гран-при Турции» можно назвать Михаэля Шумахера. После ошибки в квалификации он стартовал с последних рядов, но уже к концу первого круга пробился на 11-е место и, казалось, имел все шансы заработать очки.
Но на 14-м круге между ним и Уэббером произошло досадное столкновение, после чего оба вынуждены были ехать в боксы для ликвидации последствий. Добраться до финиша Михаэлю вчера было не суждено: на его машине возникли проблемы с усилителем рулевого управления, и чемпион мира вынужден был окончательно остановиться в боксах. Впрочем, Уэбберу и второму гонщику «Уильямс» Нику Хайдфельду повезло еще меньше: на их машинах по каким-то причинам через определенное количество кругов рвались правые задние шины. Команда вынужденно отказалась от борьбы.
Если первый раз Ник заехал в боксы менять шину после коллизии с «Заубером» Фелипе Массы, происшедшей на самом первом круге, то потом резина на его машине и на машине напарника рвалась уже без всяких внештатных внешних воздействий.
Зато Баттон, стартовавший с 13-го места, провел гонку удачно и финишировал пятым, пропустив вперед только дуэты «Макларена» и «Рено». Это подтверждает ценность британца для любой команды, где бы ему ни пришлось выступать в следующем году. Напомним: Баттон всеми силами пытается увильнуть от исполнения контрактных обязательств перед «Уильямс», желая остаться в «БАР». Если ему это удастся, в «БАР-Хонде» в будущем сезоне может сложиться поистине звездный дуэт, поскольку уже объявлено, что Рубенс Барикелло оставляет «Феррари» и переходит в эту команду.
СТАТИСТИКА
Стамбул. «Отодром». Дистанция гонки – 309,720 км. Количество кругов – 58, длина круга – 5,340.
1. Райкконен (Финляндия, Макларен) – 1:24.34,454. 2. Алонсо (Испания, Рено) – отставание 18,609. 3. Монтойя (Колумбия, Макларен) – 19,635. 4. Физикелла (Италия, Рено) – 37,973. 5. Баттон (Великобритания, БАР) – 39,304. 6. Трулли (Италия, Тойота) – 55,420. 7. Култхард (Великобритания, Ред Булл) – 1.09,296. 8. Клин (Австрия, Ред Булл) – 1.11,622. 9. Сато (Япония, БАР) – 1.49,987. 10. Барикелло (Бразилия, Феррари) – 1 круг. 11. Вильнев (Канада, Заубер) – 1 круг. 12. Р. Шумахер (Германия, Тойота) – 1ы круг. 13. Дурнбос (Голландия, Минарди) – 3 круга. 14. Картикейян (Индия, Джордан) – 3 круга. 15. Монтейро (Португалия, Джордан) – 3 круга.
Самый быстрый круг: Монтойя – 1.24,770 (34-й).
Не финишировали: Альберс (Голландия, Минарди) – 48-й круг, М. Шумахер (Германия, Феррари) – 32-й круг, Хайдфельд (Германия, Уильямс) – 29-й круг, 19. Масса (Бразилия, Заубер) – 28-й круг, Уэббер (Австралия, Уильямс) – 20-й круг.
Результаты квалификации: 1. Райкконен – 1.26,797. 2. Физикелла – 0,242. 3. Алонсо – 0,253. 4. Монтойя – 0,555. 5. Трулли – 0,704. 6. Хайдфельд – 1,132. 7. Уэббер – 1,147. 8. Масса – 1,622. 9. Р. Шумахер – 1,797. 10. Клин – 2,166. 11. Барикелло – 2,572. 12. Култхард – 2,967. 13. Баттон – 3,266. 14. Сато – 3,378. 15. Монтейро – 3,913. 16. Альберс – 5,389.
Время Такумы Сато было аннулировано стюардами «Гран-при» за то, что он помешал на быстром круге Марку Уэбберу.
Положение в чемпионате: 1. Алонсо – 95 очков. 2. Райкконен – 71. 3. М. Шумахер – 55. 4. Монтойя – 40. 5. Трулли – 39. 6. Физикелла – 35. 7. Р. Шумахер – 32. 8. Барикелло – 31. 9. Хайдфельд – 28. 10. Уэббер – 24. 11. Баттон – 23. 12. Култхард – 21. 13. Масса – 8. 14. Монтейро – 6. 15. Вурц (Австрия, Макларен) – 6. 16. Вильнёв – 6. 17. Картикейян – 5. 18. Клин – 5. 19. Альберс – 4. 20. Де ла Роса (Испания, Макларен) – 4. 21. Фризахер (Австрия, Минарди) – 3. 22. Сато – 1. 23. Лиуцци (Италия, Ред Булл) – 1.
Кубок конструкторов: 1. Рено – 130, 2. Макларен – 121, 3. Феррари – 86. 4. Тойота – 71. 5. Уильямс – 52. 6. Ред Булл – 27. 7. БАР – 24. 8. Заубер – 14. 9. Джордан – 11. 10. Минарди – 7.