Турецкий дебют. Королевские гонки вплотную приблизились к российской границе
ФОРМУЛА-1
«ГРАН-ПРИ ТУРЦИИ»
Первый в истории «Гран-при Турции» обещает быть чрезвычайно интересным. Во-первых, стамбульскую трассу «Отодром» следует отнести к шедеврам, и гонки на ней будут проходить увлекательно. Во-вторых, в чемпионате сложилась интригующая ситуация, несмотря на то, что явным лидером остается Фернандо Алонсо из «Рено».
ВЕСЕЛЫЕ ГОРКИ
Создавая турецкий автодром, придворный архитектор Международной автомобильной федерации (FIA) Герман Тильке, кажется, превзошел самого себя. Когда он еще только выбирал место для трассы, то участок в 20 км к юго-востоку от азиатской части Стамбула привлек его внимание прежде всего своим природным рельефом.
В итоге по его проекту силами турецких строителей здесь был возведен современный автогоночный комплекс, который, может быть, не так впечатляет архитектурными изысками, как автодромы в Бахрейне или Шанхае. Зато сама трасса получилась замечательная.
Одно из ее отличий состоит в том, что она не плоская, как большинство трасс чемпионата, а петляет по холмам, чем отчасти напоминает знаменитое бельгийское кольцо в Спа-Франкоршан. Во-вторых, она закручена против часовой стрелки, подобно бразильскому автодрому в Сан-Паулу или Имоле, и шейные мышцы гонщиков будут испытывать здесь необычные перегрузки. Кроме того, четырнадцать ее поворотов отличаются разнообразием, а в конце прямой скорости будут превышать 300 км/час.
До этой недели мало кто видел трассу воочию, но еще прошлой осенью тест-пилоту «Макларен» Педро де ла Росе довелось первому проехать по «Отодрому» на обычном спортивном «Мерседесе». Вот что он тогда рассказал автору этих строк: «Перепады высот всегда делают трассу интересной и для нас, и для зрителей. Когда машины взлетают вверх и устремляются вниз, хорошо заметна их скорость. На обратной прямой перед последним поворотом есть отличная точка для обгона, но, думаю, очень большая нагрузка ляжет здесь на тормоза. Перед первым поворотом трасса резко ныряет, и на торможении можно запросто заблокировать колеса, так что здесь наверняка будет много ошибок. Здесь тоже есть возможности для обгонов, хотя и не столь очевидные».
ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
За шесть этапов до финиша чемпионата Фернандо Алонсо опережает Кими Райкконена («Макларен») на 26 очков, что, с одной стороны, много. С другой стороны, финну, чтобы догнать лидера чемпионата, надо в каждой гонке набирать на 4,5 очка больше, и эта задача не представляется такой уж невыполнимой. Зная бойцовский характер Кими, можно предположить, что судьба титула будет решаться в самых последних гонках.
Обычно финн легко осваивается на новых трассах, и можно предположить, что стамбульский «Отодром» не станет исключением. Тем более как победитель предыдущей гонки Райкконен имеет определенное преимущество. На квалификацию он выйдет последним, уже зная результаты всех соперников.
Скорее всего, именно «Макларен» можно считать самой быстрой машиной чемпионата. Но складывается впечатление, что в Турции «Феррари» попробует оспорить это утверждение. Семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер напомнил о себе еще в Венгрии, выиграв поул-позицию и заняв третье место.
Возможно, его команда ближе к концу сезона постепенно преодолевает кризис, а шинники «Бриджстоун» понемногу нагоняют конкурентов из «Мишлен».
Напарник Шумахера Рубенс Барикелло, только что подписавший контракт с БАР, наверняка захочет закончить сезон на высокой ноте, чтобы лишний раз показать новым работодателям, что они не ошиблись в выборе.
А вот герой скандалов последних недель, нынешний лидер БАР Дженсон Баттон вряд ли пребывает в хорошем настроении, поскольку до сих пор неясно, продолжит ли он выступать в этой команде или в следующем сезоне ему придется перейти под флаги «Уильямс», который нынче выглядит неубедительно. Так что, возможно, самый быстрый из британцев на этот раз будет ездить без особого вдохновения.
Впрочем, надо иметь в виду, что фактически все видят эту трассу в первый раз, так что в каком-то смысле гонщики поставлены в более или менее равные условия. Разумеется, с поправкой на разный уровень их опыта, технические возможности команд и отчасти фактор удачи.
А вот кому действительно везет, так это нашим болельщикам. Дорогу в Турцию русские туристы протоптали давно, и Стамбул можно считать точкой, добраться до которой из России проще всего. Чем ближе и доступнее становится «Формула-1», тем больше надежды, что автогоночная культура будет развиваться и в нашей стране, которая давно мечтает о собственном «Гран-при», но все никак до этого не дорастет.
Результаты свободных тренировок – на стр. 14