Пощечина королеве автоспорта. Очередной этап чемпионата мира обернулся грандиозным скандалом

Воскресенье, 19 июня, войдет в историю «Формулы-1» как один из самых позорных дней
news

ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ США

СОБЫТИЕ ДНЯ

 Воскресенье, 19 июня, войдет в историю «Формулы-1» как один из самых позорных дней. Гонка с участием всего лишь шести машин, дефилировавших по трассе, усыпанной пивными банками и пластиковыми бутылками с водой под свист и улюлюканье обманутых трибун, стала пощечиной поклонникам автоспорта.

Тревожный звонок прозвучал еще в пятницу, когда на тренировке попал в аварию гонщик «Тойоты» Ральф Шумахер. На его машине лопнуло заднее левое колесо, когда Ральф летел по знаменитому «бэнкингу» Индианаполиса, выводящему на стартовую прямую. В результате удара о бетонную стену, ограждающую трассу с внешней стороны, «Тойота» была разбита. Пилот отделался контузией, но предпочел вместе с врачами поискать повод для того, чтобы отказаться от дальнейших заездов по «кирпичнице».

Дело в том, что год назад Ральф разбился в том же самом месте и примерно при тех же обстоятельствах, после чего три месяца провел вне гонок, восстанавливая поврежденный позвоночник.

Специалисты «Мишлен», обеспечивающие своей продукцией «Тойоту» и еще шесть команд «Формулы-1», не смогли найти причину прокола шины. Когда то же самое произошло и с Рикардо Зонтой, заменившим в «Тойоте» Ральфа на остаток уик-энда, запахло скандалом.

В качестве меры предосторожности французы порекомендовали своим клиентам увеличить давление в задних шинах. Это повлекло за собой уменьшение скорости в поворотах, но снижало риск новых проколов. По иронии судьбы даже в этих условиях первую стартовую позицию на «Гран-при США» завоевал… гонщик «Тойоты». В истории японско-немецкой команды этот поул стал первым за годы ее выступления в королевских гонках.

Скандал между тем нарастал. Представители «Мишлен» признали ошибку в подготовке к гонке в Индианаполисе и официально заявили о том, что не могут гарантировать своим клиентам достаточный уровень безопасности в гонке. Было предложены несколько вариантов спасения гонки, в том числе замена шин на более надежную модель или возведение шиканы на участке, где разбился Ральф, чтобы искусственно сбить там скорость.

Международная автомобильная федерация (ФИА) ответила отказом, переложив ответственность за дальнейшие события на команды. Те, в свою очередь, встали на сторону «Мишлен» и, посовещавшись, вновь потребовали возвести шикану, пригрозив в случае отказа бойкотировать гонку. Обращение подписали девять «конюшен» из десяти. «Феррари» отказалась, обосновав это тем, что решение в подобных случаях должны принимать не команды, а федерация.

ФИА вновь ответила отказом, и команды исполнили свою угрозу. Выстроившись, хоть и с опозданием, на стартовом поле, гонщики команд, пользующихся услугами «Мишлен», свернули в боксы, завершив формирующий круг. На старт вышли лишь «Феррари», «Джордан» и «Минарди», разыгравшие шесть из восьми призовых мест. «Скудерия» одержала первую победу, а ее соперники заработали первые очки в этом сезоне.

Так что же произошло? События «Гран-при США» – это отражение кризиса управления, захлестнувшего «Формулу-1». Команды, раздраженные действиями президента ФИА Макса Мосли, открыто требуют его отставки. Мосли, добивающийся переизбрания на своем посту осенью этого года, под флагом борьбы за безопасность автоспорта фактически объявил войну автомобильным компаниям, полагая, что именно они — главная угроза его власти. В жертву этой схватки принесен спорт, имиджу которого в Индианаполисе нанесен тяжелейший урон.

Слушания по делу о покрышках «Мишлен» состоятся 29 июня в Париже. Французские производители шин предстанут на совете Международной автоспортивной федерации (ФИА) перед руководством «Формулы-1».

На заседании выступят и руководители семи команд, отказавшихся стартовать на «Гран-при США». Ожидается, что все «конюшни» будут подвергнуты серьезному наказанию.

 ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

9-й этап. 19 июня. Автодром «Индианаполис Мотор Спидвей». Дистанция – 306,016 км. Количество кругов – 73. Длина круга – 4,192.

1. М.Шумахер (Германия, Феррари) – 1:29.43,181. 2. Барикелло (Бразилия, Феррари) – отставание 1,522. 3. Монтейро (Португалия, Джордан) – 1 круг. 4. Картикейян (Индия, Джордан) – 1 круг. 5. Альберс (Голландия, Минарди) – 2 круга. 6. Фризахер (Австрия, Минарди) – 2 круга.

Самый быстрый круг: М. Шумахер – 1.11,497 (48-й).

Не финишировали: Трулли (Италия, Тойота), Райкконен (Финляндия, Макларен), Баттон (Великобритания, БАР), Физикелла (Италия, Рено), Алонсо (Испания, Рено), Сато (Япония, БАР), Уэббер (Австралия, Уильямс), Масса (Бразилия, Заубер), Монтойя (Колумбия, Макларен), Вильнев (Канада, Заубер), Зонта (Бразилия, Тойота), Клин (Австрия, Ред Булл), Хайдфельд (Германия, Уильямс), Култхард (Великобритания, Ред Булл) – не вышли на старт.

РЕЗУЛЬТАТЫ КВАЛИФИКАЦИИ

1.Tрулли – 1.10,625. 2. Райкконен – 1.10,694. 3.Баттон – 1.11,277. 4.Физикелла – 1.11,290. 5. М. Шумахер – 1.11,369. 6. Алонсо – 1.11,380. 7. Барикелло – 1.11,431. 8.Сато – 1.11,497. 9. Уэббер – 1.11,527. 10. Maсса – 1.11,555. 11.Монтойя – 1.11,681. 12.Вильнев – 1.11,691. 13. Зонта – 1.11,754. 14.Клин – 1.12,132. 15.Хайдфельд – 1.12,430. 16. Култхард – 1.12,682. 17.Монтейро – 1.13,462. 18. Aльберс – 1.13,632. 19.Картикейян – 1.13,776. 20.Фризахер – 1.14,494.

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ

1. Рено – 76. 2. Макларен – 63. 3. Феррари – 63. 4. Уильямс – 47. 5. Тойота – 47. 6. Уильямс – 47. 7. Ред Булл – 22. 8. Джордан – 11. 9. Минарди – 7.

ПОЛОЖЕНИЕ В ЧЕМПИОНАТЕ

1. Алонсо – 59 очков. 2. Райкконен – 37. 3. М. Шумахер – 34. 4. Барикелло – 29. 5. Трулли – 27. 6. Хайдфельд – 25. 7. Уэббер – 22. 8. Р. Шумахер – 20. 9. Физикелла – 17. 10. Култхард – 17. 11. Монтойя – 16. 12. Масса – 07. 13. Вурц (Австрия, Макларен) – 6. 14. Монтейро – 6. 15. Вильнев – 5. 16. Картикейян – 5. 17. Клин – 4. 18. Альберс – 4. 19. Де ла Роса (Испания, Макларен) – 4. 20. Фризахер – 3. 21. Лиуцци (Италия, Ред Булл) – 1.

Новости. Формула-1