Только у нас. Тайны бахрейнского паддока. Специальный корреспондент «СС» побывал за кулисами самого экзотического «Гран-при»

У каждой гонки чемпионата мира по «Формуле-1» своя история и свои особенности. О многих трассах написаны книги, но «Гран-при Бахрейна» такой чести пока не удостоился – просто потому, что в 2005 году проводился лишь второй раз. О том, что происходило за к
news

ФОРМУЛА-1

У каждой гонки чемпионата мира по «Формуле-1» своя история и свои особенности. О многих трассах написаны книги, но «Гран-при Бахрейна» такой чести пока не удостоился – просто потому, что в 2005 году проводился лишь второй раз. О том, что происходило за кулисами этого события и что скрыто от глаз большинства телезрителей, – в репортаже корреспондента «СС».

ВСЕ, КРОМЕ «ФЕРРАРИ»

В Бахрейн «Формула-1» перелетела из Малайзии, за исключением «Феррари», которая решила впервые опробовать новые машины «F2005» , доставленные из Маранелло, сразу в бою. Так что автогоночный десант начал высаживаться в аэропорту Манамы задолго до основных событий уик-энда.

Разгрузка, доставка техники, различного оборудования и средств связи на автодром, монтаж всего этого хозяйства в боксах, подключение и наладка – эта рутинная работа занимает немало времени, но к четвергу все уже должно работать. Опаздывать нельзя, ведь утром в пятницу начинаются тренировки.

Я добрался до Бахрейна в ночь с четверга на пятницу благодаря приглашению компании West, которая традиционно помогает российским журналистам увидеть «Формулу-1» изнутри, и стал одним из VIP-гостей команды «Макларен-Мерседес». Кстати, наш самолет рейса Стамбул – Манама был полон веселых немецких фанатов, которые, предвкушая удовольствие от предстоящей гонки, накачивались пивом и оживленно гомонили на весь салон, обсуждая шансы своего великого земляка Михаэля Шумахера: как поедет его новая машина?

ПЯТНИЦА

ГЕРОЙ ФИНЛЯНДИИ

От Манамы до автодрома «Сахир» – 30 с лишним километров по отличному многорядному шоссе. За разговорами дорога проходит незаметно, и вот уже вдали показывается знакомая по фотографиям башня, самое заметное здешнее сооружение. Правда, кругом простирается самая настоящая пустыня, поэтому здесь любое здание будет бросаться в глаза, тем более отличающееся столь необычной архитектурой. Через десять минут мы в паддоке, раскаленном утренним солнцем, уже нагревшим сухой воздух до 30 с лишним градусов. Что же будет в полдень?

В паддоке пока пустовато, значимые события начнут происходить лишь через несколько часов, но в боксах команд уже идет напряженная работа. Из недр гаражей периодически доносится рев могучих гоночных моторов: это инженеры и механики готовят машины к предстоящим тренировкам. Такое впечатление, что во время «Гран-при» эти парни вкалывают чуть ли не круглыми сутками. Но журналистам тоже загорать некогда. Первым пунктом программы значится интервью с Кими Райкконеном.

Беседа проходит под аккомпанемент надсадных звуков, перекрывающих и без того негромкий голос флегматичного финна.

Напомню, что в Бахрейне «серебряным стрелам» предстояло выступать в необычном составе: травмированного Монтойю заменил тест-пилот команды испанец Педро де ла Роса. Однако, по словам Кими, ему в общем-то все равно, кто сидит за рулем второй машины, поскольку сам он выполняет собственную задачу и всегда нацелен на максимальный результат. После двух гонок у финна лишь одно очко, но он говорит, что ему просто не везет, так что здесь, в Бахрейне, постарается поправить положение. И вообще, чемпионат длинный, и все еще может измениться.

– Не думаю, что «Рено» выиграет все гонки сезона, – твердо и почти равнодушно произносит Кими, как бы давая понять, что лично он приложит все усилия, чтобы этого не произошло.

– Ты уже стал национальным героем на родине, в Финляндии?

Тут он наконец рассмеялся:

– Нет-нет, не сказал бы, что за меня так уж сильно болеют. Кто-то меня поддерживает, кто-то – нет.

Неудивительно, ведь за неделю до бахрейнской гонки Кими вновь попал на первые полосы таблоидов Хельсинки, поскольку на вечеринке с друзьями опять перебрал пива. Забавно, что знакомый финский телеоператор, поведавший мне подробности этой истории, закончил рассказ риторическим восклицанием: «Как и вы, русские, мы, финны, знаем: если человек три-четыре раза в год напьется, это еще не повод считать его алкоголиком!»

КОКПИТ ПОДОГНАЛИ ПОД ВУРЦА

Кими, Педро и третий пилот, долговязый Алекс Вурц, начинают готовиться к тренировочным заездам, и мы следуем за ними в боксы «Макларена». Находиться здесь – редкая привилегия. Осматриваемся. Над каждой из трех машин колдует около десятка механиков. В сторонке кто-то внимательно изучает бесконечные столбцы цифр и разноцветные кривые на дисплеях компьютеров. Данные телеметрии отражают информацию о поведении всех бортовых систем, о работе двигателя, трансмиссии, тормозов. «Формула-1» давно уже превратилась в очень наукоемкую отрасль, отчего затраты на разработку машин и их модернизацию достигают поистине космических масштабов, но это отдельная тема.

На фоне оранжево-черной униформы «Макларена» выделяется человек в сине-желтой рубашке: это инженер «Мишлен», который отвечает за шины, поставляемые команде французским концерном. В этом году позиции французов заметно сильнее конкурентов из японского концерна «Бриджстоун», чем, в частности, и объясняются неудачи еще недавно непобедимой «Феррари».

Начинаются заезды. Странно ведет себя Алекс Вурц: на каждом круге заезжает на пит-лейн, но не заворачивает в боксы, а вновь разгоняется и с грохотом уносится в душное марево. Выясняется, что на его машине непонятные сбои дает электроника, и в итоге на экране монитора мы видим, как он съезжает с трассы и паркуется на обочине. Впрочем, ко второй серии заездов проблема устранена, и Алекс показывает лучшее время пятницы.

В Бахрейне он впервые сел за руль нового «Макларен МР4-20»: изначально конструкторы почему-то не учли рост австрийца, и в кокпите ему было просто неудобно. Но к этой гонке команда успела внести изменения в компоновку машины, и теперь Вурц очень доволен, что может участвовать в работе наравне со всеми.

БАРИКЕЛЛО ОТДЫХАЕТ, ИСПАНЦЫ ЛИКУЮТ

Во время тренировок замечаю, что на трассе ни разу не появился Рубенс Барикелло. От британского коллеги из авторитетного еженедельника «Отоспорт» узнаю, что на машине бразильца проблемы с коробкой передач: рассыпался подшипник. Запасной коробки у «Феррари» нет, поэтому специальным авиарейсом из Маранелло экстренно отправлен новый агрегат, а механики в это время лихорадочно чинят старый. Откуда взялась проблема? Случайность? Или это прямое следствие спешки при подготовке к Бахрейну новейшей «F2005»? В любом случае болельщикам Скудерии эти новости оптимизма не прибавляют. И Михаэль сойдет с дистанции почти в самом начале гонки из-за проблем с гидравликой, а Рубенсу машина не позволит на равных бороться с главными соперниками.

Зато веселится и ликует весь народ Испании: Фернандо Алонсо впервые в карьере лидирует в чемпионате, недавно выиграл «Гран-при Малайзии» и считается явным фаворитом. Показав многообещающую скорость на тренировках, лидер «Рено» общается с прессой. Он спокоен, держится с достоинством, но если в прошлом году его упрекали в том, что, став звездой, он чересчур возгордился, то теперь, похоже, повзрослел, и в речах его не чувствуется ни пафоса, ни заносчивости.

Любопытно, что позиция испанца совпадает с мнением Кими Райкконена: Фернандо тоже не сомневается, что «Макларен» и «Феррари» по силам догнать «Рено» и ближе к концу сезона соперничество обострится, тем более что новых сюрпризов можно ждать и от «Тойоты», и от «Уильямса».

СУББОТА

МАСТЕРА С ГАЙКОВЕРТАМИ

Одна из интересных интриг Бахрейна была связана с вынужденной заменой, которую произвела команда «Макларен». Педро де ла Роса – профессионал опытный, но ведь он больше двух лет сидел на скамейке запасных, занимаясь лишь монотонной тестовой работой. Как сложится его гонка? Поскольку в предыдущем «Гран-при» он не участвовал, то по правилам в субботу ему предстояло выехать на квалификацию самым первым, когда трасса еще пыльная и скользкая. В этой ситуации трудно говорить о рекордном времени, но оказалось, что Кими не намного опередил напарника.

От Алекса Вурца я знал, что «Макларен МР4-20» не лучшим образом ведет себя в медленных поворотах, которых на «Сахире» хватает, и по хронометражу было видно, как финн сначала потерял драгоценное время, а потом, пытаясь наверстать упущенное, явно перестарался, чуть не вылетев на обочину. В итоге в субботу гонщики «Макларена» показали 7-е и 9-е время.

После квалификации мне удается поговорить с де ла Росой. Спрашиваю о том, какую тактику он изберет для завтрашней гонки. Педро честно отвечает, что осторожничать не собирается: раз ему выпал этот редчайший шанс, то он сделает все возможное, чтобы обратить на себя внимание. Мне показалось, что в глазах испанца сверкнули бесовские огоньки.

Ближе к вечеру состоялось еще одно запланированное интервью – на этот раз с менеджером команды «Рено» Стивом Нильсеном. Речь шла о новых правилах проведения пит-стопов, когда разрешены только дозаправки, а шины больше не меняются. Точнее, могут меняться только в случае начавшегося дождя или когда резина явно повреждена. Мистер Нильсен считает, что хотя, казалось бы, работы у механиков стало меньше, но напряжение явно выросло, поскольку по сравнению с прошлым годом пит-стопы стали менее предсказуемыми и в любой момент все должны быть готовы к различным сценариям, которых больше двух десятков.

– Не забудь, в полшестого мы проводим тренировочные пит-стопы, так что увидишь во всех подробностях, как это делается, – напоминает Стив.

Можно ли придумать лучше иллюстрацию к только что взятому интервью? В назначенное время я был в гараже «Рено» и не просто наблюдал, как фантастически слаженно работают механики команды – лидера чемпионата, но даже поучаствовал в этом действе. Под конец тренировки мне было предложено самому взять в руки гайковерт и попробовать вместе с механиками поменять колесо. Скажу одно: дело это не такое уж простое и действительно требует отменной сноровки, чем я, каюсь, похвастать не смог.

Быстро стемнело, и уже перед самым отъездом с трассы, вернувшись в расположение «Макларена», сквозь дымчатую витрину я увидел, как весь штаб команды обсуждает с де ла Росой расклады на предстоящую гонку. Педро внимательно слушал с чрезвычайно серьезным выражением лица. Вспомнился особый огонек в его глазах, который я видел несколько часов назад…

На крылечке мужа поджидала Мария де ла Роса, и я, извинившись, что нарушаю ее одиночество, поинтересовался, о чем, если не секрет, разговаривали по телефону Хуан-Пабло Монтойя и Педро накануне гонки?

– Хуан-Пабло пожелал ему провести гонку так, чтобы все запомнили, – с улыбкой ответила Мария.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

КАК ПЕДРО СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ ДНЯ

Жара в день гонки стояла нешуточная даже по местным меркам: +44. Как развивались основные события «Гран-при Бахрейна», все, кто хотел, видели по телевизору, так что повторяться не буду. Скажу лишь, что смотрел гонку в интересной компании. В прохладных гостевых покоях «Макларена», где неслышно работали мощные кондиционеры, собрались супруги Рона Денниса и Педро де ла Росы, менеджеры Кими Райкконена и еще какие-то важные персоны. Но, если честно, было как-то не до них.

На экране перед нами разворачивались интереснейшие события, главным героем которых стал «наш» Педро! Как и обещал, он устроил на трассе настоящее шоу, хотя старт сложился для него не лучшим образом. В результате испанец оказался позади множества сильных конкурентов, с которыми вел настолько принципиальную и острую борьбу, что телевизионщики, казалось, забыли про лидеров гонки Алонсо и Ярно Трулли. Они показывали в основном, как де ла Роса, отчаянно пробиваясь наверх, пикируется с Сато, Барикелло и Уэббером. Потом счастливый Педро откровенно признался, что обычно такого рода гонки заканчиваются в гравии, но сегодня ему просто повезло. Как повезло и всем нам, кто видел это захватывающее зрелище.

…Едва завершился «Гран-при», журналисты принялись гоняться по паддоку за пилотами и боссами команд, а в боксах началась размеренная и спорая работа по демонтажу и упаковке оборудования. В «Макларене» всем процессом руководил старший гоночный инженер Стив Хэллэм, интереснейший человек, начинавший свой путь в «Формуле-1» еще в ранних 80-х. Достаточно сказать, что в команде «Лотус» ему довелось работать с самим легендарным Айртоном Сенной, и, поверьте, в этой жизни он видел очень многое.

Мое последнее интервью в Бахрейне было именно с ним. Опуская технические подробности об итогах гонки и проблемах, с которыми столкнулся «Макларен», приведу лишь одну реплику мистера Хэллэма, в которой было больше эмоций, чем собственно информации:

– Что касается Педро, то он, возможно, был человеком дня. Он провел просто фантастическую гонку. Полчаса назад я звонил жене, и она сказала, что это был лучший «Гран-при», который она видела за долгие годы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГРАН-ПРИ БАХРЕЙНА

3-й этап. 3 апреля. Автодром «Сахир». Дистанция – 308 769 км. Количество кругов – 57. Длина круга – 5.417.

1. Алонсо (Испания, Рено) – 1:29.18,736. 2. Трулли (Италия, Тойота) – отставание 13,409. 3. Райкконен (Финляндия, Макларен) – 32,063. 4. Р.Шумахер (Германия, Тойота) – 53,272. 5. Де ла Роса (Испания, Макларен) – 1.04,988. 6. Уэббер (Австралия, Уильямс) – 1.14,701. 7. Масса (Бразилия, Заубер) – 1 круг. 8. Култхард (Шотландия, Ред Булл) – 1 круг. 9. Барикелло (Бразилия, Феррари) – 1 круг. 10. Монтейро (Португалия, Джордан) – 2 круга. 11. Вильнев (Канада, Заубер) – 3 круга. 12. Фризахер (Австрия, Минарди) – 3 круга. 13. Альберс (Голландия, Минарди) – 4 круга.

Самый быстрый круг: де ла Роса – 1.33,447 (44-й)

Новости. Формула-1