Год вздыбленной лошади

Доживи Энцо Феррари до наших дней, он был бы безмерно счастлив видеть, как осуществилась мечта всей его жизни: команда, созданная им три четверти века назад, добилась тотального превосходства на автогоночных трассах мира.
news

ФОРМУЛА-1
ИТОГИ СЕЗОНА

 Доживи Энцо Феррари до наших дней, он был бы безмерно счастлив видеть, как осуществилась мечта всей его жизни: команда, созданная им три четверти века назад, добилась тотального превосходства на автогоночных трассах мира. Миллионы людей на планете говорят «Формула-1», подразумевая при этом «Скудерию Феррари». И наоборот.

ХОРОШО СМЕЕТСЯ ТОДТ

Накануне сезона, когда команды одна за другой представляли новые машины, публика оживленно обсуждала тонкий нос «Макларена», «моржовые» клыки «Уильямса» и пыталась найти хотя бы 10 различий между «Заубером» в версии-2004 и прошлогодним «Феррари». Ультрареволюционная внешность «Уильямса» вызывала несдержанные восторги даже у самых искушенных экспертов. Но когда 26 января свою новую машину представила «Феррари», оказалось, что внешне она мало чем отличается от предыдущей модели F2003-GA. Пресса была в недоумении: как скучно! О чем тут говорить? Некоторые даже позволили себе иронизировать: вчерашний день! И никто тогда не придал особого значения краткому комментарию Михаэля Шумахера: «F2004 похожа на прошлогоднюю машину, которая была очень хороша и выиграла оба чемпионата».

Зато сегодня всем окончательно ясно, что залог успеха «Феррари» заключается именно в ее просвещенном консерватизме: эволюционный подход, постоянное стремление к техническому совершенству и контроль качества, возведенный в абсолют. Это если говорить о «железе». А есть ведь и человеческий фактор, которому в Маранелло придают не меньшее значение.

Пожалуй, никакой другой команде несвойственна столь самоотверженная, почти религиозная преданность идее, которую носит в себе каждый, кто работает в «Феррари», – от младшего механика до ее главы Жана Тодта и Михаэля Шумахера, теперь уже семикратного чемпиона мира. И это идет от сердца: сколько бы гонок ни выиграл Шуми, он каждый раз, как мальчишка, будет совершать свое знаменитое антраша на подиуме, а Жан Тодт будет искренне смеяться. Когда ты получаешь вознаграждение за свой титанический труд, это и есть счастье. Всего в минувшем сезоне Михаэль и его верный оруженосец Рубенс Баррикелло доставляли радость болельщикам «Скудерии» 15 раз, повторив собственное достижение 2002 года.

МАНЕВРЫ «ФЕРРАРИ» ВОЙДУТ В ХРЕСТОМАТИЮ

Вспомним первую гонку сезона, «Гран-при Австралии»: Михаэль был настолько быстр, что мог, если бы захотел, на целый круг обойти занявшего пятое место Хуана Пабло Монтойю. И только напарник чемпиона мира Рубенс Баррикелло мог сравниться с ним по скорости. Увиденное в начале марта в Мельбурне в разных вариациях повторялось затем в течение года: часто Михаэль выигрывал гонки с легкостью, в каких-то случаях победа давалась ценой немалых усилий, как это было, например, во Франции. Но почти всегда оказывалось, что в рукаве главного стратега «Феррари» Росса Брона был припрятан хитрый козырь, – и Михаэль с блеском воплощал очередную тактическую новинку в победу. В том же Маньи-Куре он применил удивительную тактику четырех пит-стопов, которая, безусловно, войдет во все автогоночные хрестоматии.

Некоторые упрекают Михаэля и его команду в том, что они редко обгоняли соперников на трассе, в основном переигрывая их на дозаправках. Отчасти это справедливо, но ведь не «Феррари» выдумала нынешние правила игры; она лишь следует этим правилам. Что мешает остальным?

А остальные были явно медленнее, поэтому лишь ждали, когда «красные» ошибутся, или их подведет шинный фактор, или еще чего-нибудь: так, Ярно Трулли принес «Рено» победу в Монако, Кими Райкконен на «Макларене» выиграл в Спа, а Монтойя был неотразим в Бразилии. При этом Трулли и вообще «Рено» были нестабильны в течение всего года, Кими подвела команда, из рук вон плохо подготовившаяся к чемпионату (вспомните, сколько раз «Макларен» сходил по техническим причинам), а «Уильямс» просто-напросто остался с носом. К августовскому «Гран-при Венгрии» команда Фрэнка Уильямса сдалась – и машине была возвращена более или менее традиционная внешность. С самого начала сезона Монтойя и Ральф Шумахер столкнулись с проблемами управляемости, которые были связаны, в частности, с огрехами аэродинамики. Более того, технический департамент «Уильямс» допускал необъяснимые проколы: просчеты, допущенные в конструкции системы охлаждения тормозов, привели к сходу Монтойи в Испании и к дисквалификации результатов команды в Канаде, где Ральф, между прочим, занял второе место.

За недостатком места не будем подробно останавливаться на кадровых перестановках в командах, хотя некоторые вещи заслуживают безусловного упоминания.

БАТТОН-ГЕЙТ

Бронза в личном зачете досталась Дженсону Баттону, благодаря стабильным результатам которого «БАР-Хонда» смогла занять и второе место в Кубке конструкторов. Конечно, команда Дэйва Ричардса добилась заметного прогресса: после «Ферарри» «БАР» был лучшей машиной чемпионата. Именно вокруг Баттона разразился крупный скандал, когда британец решил переметнуться в стан «Уильямса», воспользовавшись лазейкой в своем контракте с «БАР». Но комиссия ФИА по соблюдению договорных обязательств его остановила, хотя история тянулась несколько месяцев. В итоге Баттона оставили в команде насильно, и теперь вопрос в том, как это скажется на его результатах в следующем году.

Можно вспомнить и громкое увольнение Трулли из «Рено», за которым последовал его скоропалительный переход в «Тойоту», и возвращение экс-чемпиона 1997 года Жака Вильнева, который сел за руль машины Ярно, но был, по общему мнению, вял и невыразителен. Как-то канадец покажет себя в следующем сезоне в «Заубере»?

«ЯГУАР», «ДЖОРДАН» И «МИНАРДИ» ПОКИНУТ «ФОРМУЛУ-1»?

В течение сезона подчас складывалось впечатление, что в «Ф-1» становится все меньше спорта и все больше политики. Организаторы и участники чемпионата ожесточенно спорили практически по всем жизненно важным вопросам, что свидетельствует о кризисном периоде в развитии чемпионата мира – не ясно: как будет меняться облик «Ф-1» в ближайшем будущем? Например, на старт следующего сезона может выйти на 3 команды меньше. Концерн «Форд» принял решение свернуть автогоночную программу, тем самым подписав приговор «Ягуару». Фактически это означает, что угроза нависла и над аутсайдерами «Джорданом» и «Минарди», которые тоже ездили на «фордовских» моторах. Остается лишь надеяться, что будут найдены те или иные политические и экономические решения, которые помогут преодолеть кризис с минимальными потерями.

Новости. Формула-1