Китайские гастроли. Первый в истории «Формулы-1» «Гран-при Китая» обещает быть безумно интересным

Только в Шанхае и Пекине трансляцию китайской гонки увидит больше зрителей, чем во всех европейских странах, вместе взятых. Экономические соображения для сегодняшней «Формулы-1» — фактор наиважнейший, поэтому она и пришла в стремительно развивающийся Кит
news

ФОРМУЛА-1

Только в Шанхае и Пекине трансляцию китайской гонки увидит больше зрителей, чем во всех европейских странах, вместе взятых. Экономические соображения для сегодняшней «Формулы-1» — фактор наиважнейший, поэтому она и пришла в стремительно развивающийся Китай.

НОВЫЙ ШЕДЕВР ТИЛЬКЕ

— Какая трасса чемпионата самая интересная? – главный гоночный инженер West McLaren Mercedes Стив Хэллэм на секунду задумался. – Возможно, мой ответ покажется неожиданным, но это новый шанхайский автодром, на котором пройдет дебютный «Гран-при Китая». Все верно, машины еще не прошли по нему ни одного круга, но, судя по трехмерным компьютерным моделям, которые были в нашем распоряжении, когда мы готовились к будущей гонке, я могу сказать, что она по-своему уникальна. Главному архитектору «Формулы-1» Герману Тильке на этот раз удался подлинный шедевр: таких поворотов нет больше ни на одной трассе мира! Понимаете, они все там очень разные и профилированные, то есть полотно трассы наклонено под определенным углом, что заставляет нас, инженеров, действительно ломать голову над настройками машин. Впрочем, все команды находятся в равной ситуации, для всех она одинаково нова.

Стив Хэллэм в своем мнении не одинок: многие считают, что китайская трасса превосходит все, что Герман Тильке создал до этого, включая его предыдущее достижение – автодром «Сахир» в Бахрейне. Вот что по этому поводу говорит сам герр Тильке, который работал над шанхайским кольцом вместе с коллегой Питером Валем:

— Трасса длиной 5,4 км имеет форму китайского иероглифа «шанг», что значит «высокий» или «выше». В архитектурном решении автодрома воплощены и другие местные символы, почерпнутые из истории страны, например, некоторые здания выполнены в стиле, характерном для архитектуры Древнего Китая. Ощущение гармонии создается благодаря тактичному сочетанию природных мотивов и современной технологии.

Архитектура архитектурой, но что же такого особенного в конфигурации самой трассы, что заранее приводит в восторг инженеров и гонщиков? Кольцо состоит из семи левых и семи правых поворотов и двух прямых отрезков, на которых скорости будут превышать 300 км/час. Однако в целом трасса считается среднескоростной – из-за большого количества хитрых виражей, главная цель которых, по замыслу создателей, как раз и заключается в том, чтобы добиться рваного ритма прохождения круга, чтобы разгоны перемежались с острыми торможениями – именно в таких ситуациях вероятность ошибок со стороны гонщиков максимальна. А чем больше ошибок, тем выше вероятность обгонов, которых так жаждет публика. Неплохие возможности для обгонов предоставляет первый поворот сложной G-образной конфигурации, где в ходе гонки и пилоты, и их машины будут испытывать наивысшие перегрузки. Однако во время старта именно этот поворот, вполне вероятно, станет местом столкновений, а то и массовых завалов, поскольку он чрезвычайно узок. Ареной не менее интересных баталий обещает стать и практически 180-градусная шпилька, которой заканчивается второй прямой отрезок трассы. По общему мнению, кроме вполне очевидных проблем с поиском нужных настроек машин, гонщики столкнутся и с тем, что трасса будет и весьма непростой с точки зрения искусства пилотирования и обещает выматывающие физические нагрузки.

В какой мере расчеты Тильке оправдаются, мы узнаем уже в воскресенье.

КУРС – НА ВОСТОК

Европейцы до сих пор воспринимают Китай как сверхдержаву с тоталитарным режимом, но бурно развивающейся экономикой. Оба этих фактора играют на руку организаторам чемпионата мира по «Формуле-1», которые ищут новые рынки сбыта своего удивительно востребованного товара — самого престижного жанра автоспорта. В каком-то смысле пришествие «Ф-1» на древнюю землю Китая можно сравнить с первым историческим прорывом Больших гонок за железный занавес, который произошел в 1986 году, когда состоялся дебютный «Гран-при Венгрии».

Сам этот факт вызывает весьма большой интерес, особенно если учесть, что китайские власти были готовы на многое, чтобы принять у себя один из этапов мирового первенства: как и в случае с Венгрией, проект активно поддерживался государством, и в первую очередь экономически. Массовая реклама «Гран-при» в самом Китае была обеспечена, и интерес к нему у местной публики колоссальный. Все билеты давно проданы, и скорее всего никто не будет разочарован, поскольку гонка действительно предстоит любопытная.

Кроме новой необычной трассы, кроме понятной китайской экзотики, нас ждет и новая встреча с Жаком Вильневом, который впервые после почти годичного отсутствия вновь сядет за руль автомобиля «Ф-1», на этот раз примерив фирменный комбинезон «Renault». Франко-английская команда сделала ставку на чемпиона мира 1997 года в отчаянной попытке вырвать у «БАР-Хонды» второе место в Кубке конструкторов. У Вильнева с «БАР» свои счеты: он стоял у истоков этой команды, но в прошлом году был оттуда с позором изгнан. Так что у канадца двойной стимул: восстановить свое реноме, а также насолить своим бывшим работодателям. Кроме того, одну из машин «Джордан» вновь будет пилотировать Тимо Глок, который в этом году успешно дебютировал в «Гран-при Канады»: молодой немец вновь заменит Джорджо Пантано, отлученного от руля по финансовым причинам.

Что касается прогнозов по поводу исхода дебютного «Гран-при Китая», то тут все просто: преимущество будет на стороне команды, которая способна лучше и быстрее других приспосабливаться к новым условиям. Эти качества в полной мере присущи «Феррари» и ее лидеру Михаэлю Шумахеру: несмотря на то, что Шуми уже выиграл очередной чемпионат мира, от побед знаменитого немца устали все, кроме него самого.

СВОБОДНАЯ ПРАКТИКА

ПЕРВАЯ СЕССИЯ

1. Дэвидсон (Великобритания, БАР) – 1.35,369. 2. Р. Шумахер (Германия, Уильямс) – 1.35,455. 3. Монтойя (Колумбия, Уильямс) – 1.35,761. 4. Масса (Бразилия, Заубер) – 1.36,086. 5. Бриско (Австралия, Тойота) – 1.36,349. 6. Баттон (Великобритания, БАР) – 1.36,475.

ВТОРАЯ СЕССИЯ

1. Дэвидсон – 1.33,289. 2. Баттон – 1.34,174. 3. Райкконен (Финляндия, Макларен) – 1.34,289. 4. Култхард (Великобритания, Макларен) – 1.34,362. 5. Барикелло (Бразилия, Феррари) – 1.34,448. 6. Физикелла (Италия, Заубер) – 1.34,680.

Новости. Формула-1