В Спа мальчики становятся мужчинами. В 1992 году Михаэль Шумахер выиграл здесь свою первую гонку, а в воскресенье может стать семикратным чемпионом мира
ФОРМУЛА-1. ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ
После двухлетнего перерыва «Формула-1» вновь раскинула свои шатры в Бельгии. Трасса Спа-Франкоршан – любимая большинством гонщиков, команд, зрителей и журналистов. Это единственный автодром, который в полной мере сохранил подлинный дух автогонок: сумасшедшие скорости, непредсказуемость исхода и простор для рисковых гонщиков.
ИЗМЕНИЛАСЬ «АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА»
«Гран-при Бельгии» этого года мы ждем с особым нетерпением по двум причинам. Во-первых, после унылой венгерской гонки наконец-то хочется настоящего зрелища. Во-вторых, радостно, что «Формула-1» вернулась в Бельгию после двухлетнего перерыва.
Если бы из календаря чемпионата исчез будапештский «Хунгароринг» – никто особенно не расстроился бы. Но, когда из-за табачно-рекламных разногласий сезон 2003 года прошел без «Гран-при Бельгии», огорченных была тьма-тьмущая. Классическое бельгийское кольцо, проложенное по лесистым Арденнским горкам более 80 лет назад, до сих пор сохранило свою особенность. В отличие от большинства автодромов мира, которые являются полностью искусственными сооружениями, профиль Спа-Франкоршан со всеми спусками, подъемами и лихими виражами имеет природное происхождение. Кроме того, гонка частично проходит по дорогам общего пользования, которые перекрывают в дни проведения этапа.
Местный климат делает «Гран-при Бельгии» совершенно непредсказуемым. Можно вспомнить не одну гонку, в ходе которой погода менялась несколько раз, и столько же раз механикам приходилось менять шины с сухих на дождевые и наоборот. Конечно, в таких условиях борьба на трассе приобретает особенно захватывающий характер. Но даже если будет светить солнце, а все гонки сезона до сих пор проходили на сухом асфальте, сюжет не станет менее интересен. Ведь таких поворотов, как в Спа, нет больше нигде. Впрочем, одну из традиционных точек обгонов, связку «Автобусная остановка», в этом году несколько перестроили, и, по мнению ветерана Дэвида Култхарда, совершенно напрасно. Но организаторы «Гран-при Бельгии» уверяют, что это было сделано по соображениям безопасности.
ГАЗ ДО ОТКАЗА В ПОВОРОТЕ «О РУЖ»
Перед гоночными инженерами команд стоит непростая задача – найти оптимальные настройки для машин, хотя последний раз в Бельгии они это делали два года назад. За это время шины, которые используются в «Ф-1», изменились достаточно серьезно, и старую информацию можно использовать лишь частично. В целом трасса в Спа требует средней прижимной силы, поскольку здесь очень важно, чтобы машина сохраняла высокую максимальную скорость на прямых. Но при этом подвеска и шины испытывают здесь предельные нагрузки, особенно в таком повороте, как «О Руж», который проходится фактически на полном газу. Впрочем, это в идеале. В реальности же так пройти этот поворот, который считается одним из лучших во всем чемпионате, могут только самые искусные и отважные гонщики – Михаэль Шумахер и, возможно, Хуан Пабло Монтойя.
ЛЮБИМАЯ ТРАССА МИХАЭЛЯ
Бельгийское кольцо в Спа-Франкоршан – классический пример трассы для гонщиков. Здесь хорошо видно, кто на что способен: говорят, именно Спа отсеивает мальчиков от настоящих мужчин. Молодой Михаэль Шумахер в 1992 году, выступая за «Бенеттон», первую в карьере гонку выиграл именно в Спа. С того момента к нему стали относиться серьезно. А в этом году Михаэль, давно уже ведущий гонщик «Феррари», имеет все шансы одержать седьмую бельгийскую победу, что было бы вполне символично: это автоматически принесет ему седьмой титул чемпиона мира. Шуми достаточно набрать в Спа лишь на два очка больше Рубенса Барикелло – и он выиграет первенство за 4 этапа до конца сезона. Конечно, Михаэль тоже считает эту трассу лучшей в мире, потому что только она сохранила дух автогонок прошлых лет: «Спа по ощущениям сродни старому Нюрбургрингу. Это единственное место, где до сих пор есть и качество, и атмосфера. А «О Руж» — это самый потрясающий поворот! Когда проходишь его, испытываешь сильнейшие чувства». Можно вспомнить, что легендарный Айртон Сенна выигрывал «Гран-при Бельгии» пять раз. И еще: кроме Михаэля Шумахера из всех гонщиков, которые выйдут на старт в Спа, эта трасса покорялась только Дэвиду Култхарду – в 1999 году.
Наивысшие шансы на победу в Бельгии, конечно, у «Феррари». Но и восстанавливающий былую форму «Вест Макларен Мерседес» настроен весьма оптимистично: характеристики трассы в Спа хорошо подходят для нового «МР4-19В», а Кими Райкконен полон желания отыграться за все предыдущие неудачи.
Гран-при Бельгии
Автодром Спа-Франкоршан. 14-й этап.
Свободная практика
Первый заезд
1. Дэвидсон (Великобритания, БАР-Хонда) – 1.45,104. 2. М. Шумахер (Германия, Феррари) – 1.45,408. 3. Барикелло (Бразилия, Феррари) – 1. 45,605. 4. Вирдхайм (Швеция, Ягуар-Косуорт) – 1.46,658. 5. Райкконен (Финляндия, Макларен-Мерседес) – 1.46,674. 6. Алонсо (Испания, Рено) – 1.46,679.
Второй заезд
1. Райкконен (Финляндия, Макларен-Мерседес) – 1.44,701 сек. 2. Баттон (Великобритания, БАР-Хонда) – 1.45,015. 3. М. Шумахер (Германия, Феррари) – 1. 45,137. 4. Дэвидсон (Великобритания, БАР-Хонда) – 1.45,437. 5. Сато (Япония, БАР-Хонда) – 1.45,451. 6. Култхард (Великобритания, Макларен-Мерседес) – 1. 45,507. 7. Пиццония (Бразилия, Уильямс-БМВ) – 1.45,559. 8. Барикелло (Бразилия, Феррари) – 1.45,625. 9. Алонсо (Испания, Рено) – 1.45,658. 10. Монтойя (Колумбия, Уильямс-БМВ) – 1.45,678. 11. Масса (Бразилия, Заубер-Петронас) – 1.45,960. 12. Физикелла (Италия, Саубер-Петронас) – 1.45,978. 13. Уэббер (Австралия, Ягуар-Косуорт) – 1.46,471 сек. 14. Панис (Франция, Тойтота) – 1.46,528. 15. Зонта (Бразилия, Тойота) – 1.46, 902. 16. Трулли (Италия, Рено) – 1.46,912. 17. Вирдхайм (Швеция, Ягуар-Косуорт) – 1.47,265. 18. Клин (Австрия, Ягуар-Косуорт) – 1.47,370. 19. Бриско (Австралия, Тойота) – 1.47,634. 20. Баумгартнер (Венгрия, Минарди-Косуорт) – 1.48,687. 21. Хайдфельд (Германия, Джордан-Форд) – 1.48,803. 22. Глок (Германия, Джордан-Форд) – 1.48,817. 23. Пантано (Италия, Джордан-Форд) – 1.48,962. 24. Лейндерс (Бельгия, Минарди-Косуорт) – 1.48,962. 24. Бруни (Италия, Минарди-Косурот) – 1.49,742.