Чужой среди своих. Отныне для «Бара» Дженсон Баттон – предатель
ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ
«Феррари» осталось сделать один шаг, и Кубок конструкторов в 6-й раз подряд отправится в Маранелло. Велика вероятность, что это произойдет уже в ближайшее воскресенье. Но сколь бы удачно Михаэль Шумахер и Рубенс Барикелло ни выступили на извилистом кольце «Хунгароринга», основное внимание во время «Гран-при Венгрии» будет приковано не к ним, а к 24-летнему британцу Дженсону Баттону.
За то, что трасса «Формулы-1» появилась в Венгрии, эта страна должна благодарить Советский Союз. Еще в начале 80-х Берни Экклстоун, главный режиссер шоу, имя которому – «Формула-1», пытался вести переговоры с советским руководством об организации этапа чемпионата мира в Москве – естественно, тщетно. Но идея не умерла: королевские автогонки гостеприимно приняла тогда еще социалистическая Венгрия. Примерно в 20 км от Будапешта по проекту архитектора Иштвана Паппа за семь месяцев был сооружен автодром «Хунгароринг», впервые принявший «Гран-при» 10 августа 1986 года.
МЕДЛЕННОЕ КОЛЬЦО
Венгерское кольцо – одна из самых медленных трасс чемпионата, поэтому любят его далеко не все. Конфигурацией и обилием поворотов «Хунгароринг» более напоминает картодром, требуя от гонщиков отточенной техники пилотирования, отличной физической подготовки и выносливости, тем более что в августе в Венгрии обычно стоит жара.
Впрочем, на этот раз метеорологи пророчат грозы, и если этот прогноз сбудется, мы увидим первую дождливую гонку за всю историю «Гран-при Венгрии».
Так же, как и в Монако, критическое значение для достижения успеха здесь имеет поул-позиция, поскольку обгоны практически невозможны. В качестве примера обычно приводят хрестоматийный случай: в 1990 году венгерскую гонку выиграл бельгиец Тьери Бутсен, выступавший за «Уильямс». Всю дистанцию его прессинговал Айртон Сенна на более скоростном «Макларене», но при всем своем искусстве даже он ничего не смог сделать и вынужден был смириться со 2-м местом.
Поскольку трасса медленная, аэродинамическую оснастку машин необходимо настраивать на максимальную прижимную силу. Другие гонки, кроме «Гран-при», здесь не проводятся, и асфальт остается «необкатанным» в течение всего года, следовательно, покрытие достаточно пыльное и скользкое, что тоже осложняет пилотирование.
УНИЖЕНИЕ ШУМАХЕРА
Героем прошлогоднего этапа стал Фернандо Алонсо («Рено»), который выиграл гонку, обойдя Михаэля Шумахера на целый круг, что для чемпиона было крайне неприятно, если не сказать, унизительно. Тогдашняя неудача Михаэля объяснялась тем, что шины «Бриджстоун», в которые «обуты» «Феррари», заметно уступали покрышкам «Мишлен», используемым основными конкурентами итальянской команды.
Теперь в «Феррари» настроены по-боевому: глава команды Жан Тодт считает, что в Венгрии Шумахер и Баррикелло будут бороться только за победу. С другой стороны, несмотря на то, что Михаэль уже выиграл 11 гонок из 12, именно к этой фазе чемпионата соперники заметно подтянулись. Алонсо мечтает о повторении прошлогоднего успеха, Кими Райкконен, который наконец-то обладает достойной машиной, желает доказать, что в Сильверстоуне и Хоккенхайме он не случайно развил высокую скорость. Кто еще в состоянии поспорить с шестикратным чемпионом?
БАТТОН-ГЕЙТ
Еще недавно одним из главных конкурентов Шуми считался Дженсон Баттон, выступающий за стремительно прогрессирующую команду «БАР-Хонда». Высшим достижением молодого британца стало 2-е место на недавнем «Гран-при Германии», где он провел блестящую гонку, хотя стартовал с далекой 13-й позиции. Однако уже больше недели не стихает скандал, связанный с тем, что Дженсон совершенно неожиданно для своей команды подписал контракт с «Уильямс» и горит желанием перейти туда уже в следующем году. Но руководство «БАРа» абсолютно убеждено, что имеет с перспективным британцем действующий контракт еще на 2 года, и намерено отстаивать свою правоту в суде.
По всей видимости, серьезных юридических разбирательств действительно не избежать, поскольку Фрэнк Уильямс тоже уверен в своей позиции. На чьей стороне окажется суд, выяснится еще нескоро. Но то, что у Баттона уже сейчас возникли серьезные проблемы, – это факт. Как пишет британская газета «Обсервер», механиков «БАРа» можно будет простить, если кто-то из них в Венгрии «уронит на голову англичанина тяжелый гаечный ключ».
АНГЛО-ЯПОНСКАЯ КАТАСТРОФА
Большинство экспертов склоняются к тому, что Дженсон поступил как минимум не по-джентльменски: «БАР» рассчитывал на его услуги, именно «под Баттона» спонсоры сегодня охотно дают деньги. И, наконец, именно талант и скорость британца сыграли весьма важную роль в том, что японский автогигант «Хонда» поверил в «БАР» и недавно объявил о продлении еще на три года поставок своих двигателей этой команде. Поэтому скандальный уход Дженсона для англо-японского альянса равносилен катастрофе.
Но, самое главное, как бы ни развивался скандал, былую атмосферу энтузиазма и сплоченности, которая царила в команде еще пару недель назад, не восстановить. Даже если суд и признает контракт с «Уильямс» недействительным (что маловероятно), Баттон уже никогда не будет пользоваться прежней искренней поддержкой.
По иронии судьбы, именно «Хунгароринг» подходит машинам «БАРа», и Венгрия вполне могла бы стать свидетелем первой победы Дженсона, но он, похоже, сам все испортил.
Гран-при Венгрии. 13-й этап. Будапешт. Автодром «Хунгароринг»
СВОБОДНАЯ ПРАКТИКА
Первый заезд
1. М. Шумахер (Германия, Феррари) – 1.21,552 (средняя скорость 193,393 км/ч). 2. Баррикелло (Бразилия, Феррари) – 1.21,938. 3. Дэвидсон (Великобритания, БАР) – 1.21,951. 4. Райкконен (Финляндия, Макларен) – 1.23,024. 5. Култхард (Великобритания, Макларен) – 1.23,100. 6. Монтойя (Колумбия, Уильямс) – 1.23,753.
Второй заезд
1. Райкконен – 1.20,884 (194,990 км/ч). 2. М. Шумахер – 1.21,009. 3. Монтойя – 1.21,185. 4. Култхард – 1.21,203. 5. Панис (Франция, Тойта) – 1.21,352. 6. Сато (Япония, БАР) – 1.21,364.