Американский рок-н-ролл
ФОРМУЛА-1. ГРАН-ПРИ США
ГОНКА В ИНДИАНАПОЛИСЕ ВЫДАЛАСЬ ЭКСПРЕССИВНОЙ, КАК ЗНАМЕНИТЫЙ ТАНЕЦ
Коварный автодром Индианаполиса принес столько переживаний, сколько мы не испытывали за все восемь предшествующих этапов чемпионата. Если бы еще победа досталась не Михаэлю Шумахеру, а кому-то другому, «Гран-при США» можно было бы назвать главным триллером формулического сезона. Но, бесспорно, это была самая драматичная заокеанская гонка с 2000 года, когда состоялось второе пришествие «Формулы-1» на американскую землю.
ПАРАГРАФ № 85
Если задаться вопросом, какая из команд претендует на роль главных неудачников гонки, то смело можно называть «Уильямс-БМВ», несмотря на то, что до финиша добралось всего восемь машин. Проблемы бело-синих начались перед стартом. До сигнала светофора оставались считанные секунды, когда выяснилось, что двигатель на машине Хуана Пабло Монтойи отказался запускаться. Колумбиец, расталкивая всех, кто попадался на пути, кинулся в боксы за запасным автомобилем. В это время его соперники уже катились по трассе, совершая прогревочный круг. Монтойе же теперь предстояло стартовать с пит-лейна уже в хвосте пелотона. Опуская подробности подвигов, которые он совершал на практически «домашней» для него трассе на глазах своих преданных болельщиков, лишь скажем, что в какой-то момент Хуан Пабло даже шел вторым. Но песня осталась недопетой, ибо есть в правилах «Ф-1» параграф № 85, который предписывает гонщику в случае возникновения непредвиденных проблем покинуть стартовое поле не позднее, чем за 15 секунд до ухода машин на прогревочный круг, и тогда он имеет право воспользоваться запасной машиной. Как оказалось, Монти опоздал буквально на пару секунд. Но остался без ответа вопрос: почему судьи так долго думали и огласили решение о дисквалификации колумбийца, когда он отмотал целых 58 кругов и финиш был уже близок? Руководство «Уильямса» смиренно приняло вердикт судей. Сэр Фрэнк лишь философски заметил, что, поскольку машина долго мелькала на экранах, команда хотя бы перед спонсорами отчиталась.
ДРАМА НА ТРАССЕ
Напарнику Монтойи Ральфу Шумахеру повезло еще меньше. Сразу после старта в связке поворотов, с которой начинается «стадионная» часть трассы, образовался завал. Несколько машин второй половины поля столкнулись, трасса была усыпана обломками, выехал пейс-кар, чтобы навести порядок, но все-таки шины тех, кто продолжал гонку, могли получить повреждения. Из-за этого после рестарта на 9-м круге лопнула покрышка на «Рено» Фернандо Алонсо, который отлично начал гонку, стремительно пробившись на 3-ю позицию, но вылетел с трассы на огромной скорости в конце главной прямой, изрядно повредив машину. Буквально на следующем круге, в другой точке трассы, видимо, по аналогичной причине, на скорости 324 км/час потерял контроль над своим «Уильямсом» Шумахер-младший. Его машину развернуло и швырнуло в отбойник, после чего она замерла посредине стартовой прямой. Ральф долго оставался в кокпите, будучи не в силах покинуть его самостоятельно. На трассе вновь появился пейс-кар, чтобы провести эвакуацию. Когда Ральфа доставили в местный госпиталь, то результаты первичного обследования показали, что он, к счастью, отделался ушибами и синяками. Руководство команды желает ему скорейшего возвращения в строй, хотя пока неизвестно, когда именно это произойдет. Кстати, накануне гонки с подачи таблоида «Бильд» немецкая пресса распространила слух о том, что якобы Билл Гейтс лично предложил Ральфу 100 миллионов долларов за то, чтобы следующие пять сезонов он провел в составе «Тойоты».
САТО И БАУМГАРТНЕР – ГЕРОИ
Накануне гонки главный стратег «Феррари» Росс Брон заявил, что Михаэлю и Рубенсу дано соизволение по-настоящему помериться силами: главное – не бить машины. Возможно, этим объясняется успех Баррикелло в квалификации, когда он взял поул, тогда как Шуми досталось лишь 2-е место. Но после первого рестарта Михаэль с видимой легкостью, используя классический прием «слипстрим», опередил Рубенса. Бразилец, однако, не сдавался: они с Михаэлем шли с разной тактикой дозаправок, и через какое-то время Баррикелло вновь смог возглавить гонку, однако после 50-го круга Шумахер оказался впереди. Рубенсу все же удалось его догнать, и он даже попытался провести атаку. Но старший товарищ «захлопнул калитку» прямо перед носом «Феррари» № 2, причем сделал это в своей обычной манере – безжалостно и резко… Видимо, поэтому Баррикелло не рвался поздравлять напарника с очередной победой и, похоже, был ей не слишком рад, хотя публично назвал маневр Шуми «вполне корректным».
А вот кого Рубиньо поздравлял искренне и от всей души – так это гонщика «БАРа» Такуму Сато, который впервые в карьере взошел на подиум. Мало того, он стал первым японцем, которому удалось подобное за последние 14 лет. В этом сезоне Сато растет просто на глазах, и американскую гонку он провел великолепно, заслужив самые лестные слова руководства команды и даже вечно чем-то недовольных журналистов, которые привыкли посмеиваться над его излишней лихостью.
Но одной из главных сенсаций гонки стало восьмое место аутсайдера чемпионата венгерского пилота Жолта Баумгартнера. Он, как всегда, ехал не торопясь, поскольку на машине «Минарди» особо не разгонишься, и отстал от лидера на целых три круга. Но поскольку большинство соперников по разным причинам с дистанции сошли, Жолт добрался до клетчатого флага восьмым и заслужил законное зачетное очко, став первым в истории венгром, вошедшим в официальную статистику «Ф-1». Надо полагать, по этому поводу в Венгрии теперь рекою льется токайское и повсюду танцуют чардаш.
СТАТИСТИКА
«Гран-при США»
Индианаполис (США)
1. М. Шумахер (Германия, Феррари) – 1:40.29,914 (182.698 км/ч). 2. Баррикелло (Бразилия, Феррари) – отставание 2,950. 3. Сато (Япония, БАР-Хонда) – 22,036. 4. Трулли (Италия, Рено) – 34,544. 5. Панис (Франция, Тойота) – 37,534. 6. Райкконен (Финляндия, Макларен) – 1 круг. 7. Култхард (Великобритания, Макларен) – 1 круг. 8. Баумгартнер (Венгрия, Минарди-Косуорт) – 3 круга. 9. Физикелла (Италия, Заубер) – 4 круга.
Не финишировали: Уэббер (Ягуар) – двигатель, Монтойя (Уильямс) – дисквалификация, Хайдфельд (Джордан-Форд) – двигатель, Баттон (БАР-Хонда) – трансмиссия, Да Матта (Тойота) – трансмиссия, Р.Шумахер (Уильямс) – авария, Алонсо (Рено) – авария, Пантано (Джордан) – столкновение, Бруни (Минарди) – столкновение, Клин (Ягуар) – столкновение, Масса (Заубер) – столкновение.
Самый быстрый круг: Рубенс Баррикелло – 1.10,399 (7-й круг, 214.366 км/ч).
Чемпионат мира (после девяти этапов): 1. М.Шумахер – 80 очков. 2. Баррикелло – 62. 3. Баттон – 44. 4. Трулли – 41. 5. Алонсо – 25. 6. Монтойа – 24. 7. Сато – 14. 8. Р.Шумахер – 12. 9. Физикелла – 10. 10. Култхард – 9. 11. Райкконен – 8. 12. Масса – 5. 13. Панис – 5. 14. Уэббер – 3. 15. Да Матта – 3. 16. Хайдфельд – 3. 17. Глок – 2. 18. Баумгартнер – 1.
Кубок конструкторов: 1. Феррари – 142. 2. Рено – 66. 3. Б.А.Р-Хонда – 58. 4. БМВ-Уильямс – 36. 5. Макларен – 17. 6. Заубер – 15. 7. Тойота – 8. 8. Джордан – 5. 9. Ягуар – 3. 10. Минарди - 1.