Вихрь на «Старой кирпичнице»
ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ США
ТОЛЬКО НА ТРАССЕ ИНДИАНАПОЛИСА ГОНЩИКИ МЧАТСЯ 22 СЕКУНДЫ НА МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ 343 КМ/ЧАС
Старейший автодром мира в этом году принимает «Формулу-1» летом. Предыдущие четыре «Гран-при США» приходились на осень, небогатую в американских краях автогоночными событиями. Прошлой осенью в сюжет гонки вмешалась непогода, отчего интрига стала острее. Что интересного будет на этот раз?
«ШИЗОФРЕНИЧЕСКАЯ ТРАССА»
Именно так окрестил Индианаполис технический директор «Рено» Пэт Симондс. Дело в том, что, с одной стороны, автодром включает отрезок, который гонщики проходят на максимальной скорости и держат педаль газа утопленной в пол в течение 22 секунд – дольше, чем на прочих трассах. С другой стороны, ту часть кольца, которая проложена на стадионе, иногда называют даже «дорожкой для Микки-Мауса», поскольку она изобилует хитрыми и крутыми поворотами. Отсюда следует, что при подготовке машин инженеры должны идти путем поиска сложных компромиссов, поскольку эти два отрезка трассы требуют диаметрально противоположных подходов к настройке аэродинамической оснастки. Тем интереснее задача, которую приходится решать, считает Симондс.
В нынешней конфигурации для гонок «Ф-1» эта трасса использовалась лишь четыре раза, хотя в свое время на классическом овале с 1950 по 1960 г. здесь состоялось одиннадцать «Гран-при». А вообще Инди считается самым старым в мире автоспортивным сооружением. Оно было построено еще в 1909 году, и первоначально поверхность гигантского овала с четырьмя профилированными 9-градусными виражами была выложена 3,2 миллиона кирпичей. Оригинальное покрытие заменили асфальтом только в 1961 году, но автодром и по сей день называют «Старой кирпичницей».
СНОВА КОЗЫРЬ «ФЕРРАРИ» — ТЕХНИКА
Логично, что в этом году, на фоне разговоров о необходимости снижения безумных затрат, свойственных современной «Ф-1», рациональная наука логистика подсказала объединить «Гран-при Канады» и США в единый «пакет»: при таком раскладе лишь экономия на авиационных перевозках исчисляется сотнями тысяч долларов. Но увы, этот вариант чреват нехорошими последствиями: лишь три недели назад на этом же автодроме прошла культовая гонка «Инди-500», а впереди еще несколько состязаний по местным автоспортивным дисциплинам, которые американская публика любит намного больше, нежели чуждую и малопонятную ей «Формулу-1». Поэтому можно предполагать, что билетов на нынешний «Гран-при США» будет продано меньше, чем в предыдущие сезоны. Тем более имя победителя гонки, увы, снова можно предсказывать почти со стопроцентной вероятностью: с 2000 года Михаэль Шумахер побеждал здесь дважды и один раз случайно уступил первую ступеньку подиума напарнику по «Феррари» Рубенсу Барикелло. Кстати, в прошлом году он стартовал здесь лишь с 7-й позиции, но все равно выиграл.
В этом же сезоне техническое и тактическое превосходство «Скудерии» носит столь явный характер, что единственная победа в «Гран-при Монако», доставшаяся не Михаэлю, а гонщику «Рено» Ярно Трулли, была воспринята чуть ли не как чудо. После Монако интерес к чемпионату возрос, поскольку все увидели, что и шестикратный чемпион мира может ошибаться, а среди его соперников есть гонщики, которые тоже способны побеждать. Но оснований рассчитывать, что в Индианаполисе произойдет нечто подобное, явно недостаточно. Надежность, которую демонстрируют машины «Феррари», удивляет еще больше, чем фантастические способности самого Шумахера-гонщика. А вот его соперников постоянно подводит техника: общим местом стали неудачи «Макларена», который только-только начинает выходить из кризиса, и новую многообещающую версию их машины мы увидим во время «Гран-при Франции» через пару недель. Но в Индианаполисе Кими Райкконен и Дэвид Култхард последний раз будут выступать все на том же многострадальном «Макларен МР 4/19». Из двух машин перспективной команды «БАР» уже третью гонку подряд до финиша доходит лишь одна: по какой-то загадочной причине горят моторы «Хонда» на автомобиле дерзкого японца Такумы Сато. Неделю назад во время канадского «Гран-при» из-за поломок приводных валов сошли оба «Рено», хотя и Ярно Трулли, и Фернандо Алонсо заслуженно считаются одними из постоянных претендентов на подиум или как минимум на очки.
ТРИБУНЫ БУДУТ БОЛЕТЬ ЗА МОНТОЙЮ
На ситуации с «Уильямс» стоит остановиться подробнее. В Канаде команду дисквалифицировали за то, что бело-синие машины не соответствовали техническому регламенту, хотя Ральф Шумахер весь уик-энд провел весьма убедительно, выиграв поул-позишн и уступив в гонке лишь старшему брату. Может быть, из-за этой обидной дисквалификации гонщики «Уильямс» стали злее и в Америке постараются произвести яркое впечатление, тем более что Хуан Пабло Монтойя является одним из местных героев: до перехода в «Формулу-1» он в 1999 году стал чемпионом американской серии CART, а в 2000-м выиграл «Инди-500». Но в «Гран-при США» ему не везет: например, в прошлом году он считался одним из претендентов на победу и к моменту американской гонки даже сохранял шансы на чемпионский титул. Но был оштрафован судьями за излишне грубый маневр по отношению к Барикелло, хотя всем, включая самого Рубенса, это наказание показалось чересчур суровым. «Может, теперь вам повезет и вы продемонстрируете все свои таланты?» — накануне «Гран-при США» задал вопрос Монтойе корреспондент газеты «Индианаполис Стар». «Не знаю», — пожал плечами колумбиец. Причем он искренне считает, что за рулем своей машины делает все возможное, и не согласен брать на себя даже часть вины за нынешние неудачи команды. И все-таки хочется думать, что Монти скромничает, когда столь неопределенно говорит о своих видах на Инди: ведь на трибунах будет полно его земляков, будут реять флаги родной Колумбии и, возможно, это станет для него неплохим стимулом.
Если проанализировать результаты первых восьми гонок сезона, можно прийти к выводу, что наиболее серьезную конкуренцию «Феррари» в Индианаполисе может составить команда, которая до сих пор здесь не блистала: речь идет о «БАР-Хонде». Эксперты полагают, что сегодня именно эти машины лучше многих подготовлены к борьбе на виражах «кирпичницы», поскольку для них характерно наиболее органичное сочетание скорости и управляемости. К тому же Дженсон Баттон и Такума Сато прогрессируют на глазах и в США могут преподнести неожиданный сюрприз, оказавшись на подиуме вдвоем. Если, конечно, повезет.
СВОБОДНАЯ ПРАКТИКА
«Гран-при США». Индианаполис. 18 июня. Результаты первой свободной тренировки
1 | Барикелло (Феррари) – 1.11,354. |
2 | М. Шумахер (Феррари) – 1.11,619. |
3 | Дэвидсон (БАР-Хонда) – 1.11,693. |
4 | Монтойя (Уильямс-БМВ) – 1.12,008. |
5 | Зонта (Тойота) – 1.12,366. |
6 | Вирдхейм (Ягуар-Косуорт) – 1.12,424. |