По-нашему, по-индейски
Не открою Америку, если скажу, что у нас в стране есть индеонисты. Их отношение к быту и традициям краснокожих, который они и пытаются воссоздать, порой поражают. Рассказывают, когда в Россию прилетел вождь одного из таких вот американских индейских племен, он долго стоял возле лагеря индеонистов, курил сигару за сигарой и молча качал головой. Человека, его сопровождавшего, пришлось успокаивать, мол, с вождем все в порядке, через час-другой он придет в норму.
Впрочем, человек, сопровождавший этого самого вождя, тоже имел, да и до сих пор имеет отношение к индейцам. Нет, нет, крови краснокожих в нем нет. Это уж точно. Просто с десяток лет назад, работая со сборной по гребле на каноэ, он предложил спортсменам-профессионалам попробовать свои силы в… стрельбе из лука, и организовал соревнования по виду спорта, который сам после и озаглавил – индейский биатлон. Имя этого человека – Валерий Крылов
- Валерий Николаевич, а профессиональные спортсмены не восприняли ваше предложение пострелять из лука, как шутку?
- Нет. Отнеслись с энтузиазмом. Ведь все мы в детстве стремимся поиграть в индейцев, пострелять из лука. А тут выпала такая возможность – и погрести, что они, само собой, умеют с ранних лет, да еще и посостязаться на меткость.
- Гребцы быстро обучились стрельбе?
- За неделю. Понимаете, и в стрельбе, и в гребле задействованы одни и те же группы мышц плечевого пояса. Так что…
Впрочем, первый вопрос о шутке Валерию Николаевичу можно было бы и не задавать. Ведь на счет детства Крылов правильно заметил. А кто из нас не носился по улицам и паркам, пугая своими дикими воплями «Йа-хо!» прохожих и шокируя их своим видом – в волосах перья, из одежды, в лучшем случае, шорты да майка, а порой только плавки, которые по всем законам жанра должны были изображать набедренную повязку. А если удавалось из дома стянуть зубную пасту, да пару тюбиков краски, то «ритуал» преображения в Чингачгука был полностью соблюден.
Мамы с не менее агрессивным воплями, увидев, в каком виде дорогое чадо «гуляет» по улице, начинали причитать. А затем, смирившись, покорно «удалять» следы принадлежности к краснокожим, смывая краску с лица и груди, выдергивая перья из волос. Параллельно с этим читая лекцию о том, что птицы – это живое скопление вшей, и что теперь для выведения живности из головы придется пользоваться дегтярным мылом или того чище, бриться наголо.
- Индейский биатлон – это своеобразное двоеборье, состоящее из гонок на каноэ и стрельбе из лука. Если спортсмен не попадает в мишень, то его ждут штрафные круги на лодке. И, естественно, побеждает тот, кто приходит к финишу первым.
Начинали мы с того, что вначале «индейцы» «шли» в каноэ, затем брали лук, выбирались на берег и оттуда палили по мишеням. Но теперь есть такая задумка – стрелять прямо из лодки. Это и эффектнее, и ускоряет сам процесс соревнований. Теперь нужно, чтобы из Минска пришли специально заказанные каноэ, которые более устойчивы, и вперед!
Вообще, мне кажется, что наш вид спорта – это, прежде всего, зрелище. Когда в начале 90-х мы проводили показательные соревнования на Гребном канале в Крылатском, то, по мнению комментаторов, столько зрителей гребля собирала только тогда, когда проходила Олимпиада-80.
- Но индейцы – это не просто слово и перья в волосах, это еще и культура. Не даром индеонисты так рьяно изучают и внедряют в жизнь все обычаи…
- Очень хотелось бы, чтобы мои ребята полностью соответствовали слову «индейский», и перья в волосах, и набедренные повязки. Стараемся быть близкими к этому.
- А еще индейцы обычно живут в вигвамах, готовят на кострах…
- Есть мысль построить целую индейскую деревню, где будет крупнейший в мире гребной бассейн и специальный зал для стрельбы из лука. К нам сейчас очень многие мамы ведут своих детей, примите, мол, в секцию. Но пока у нас нет возможностей для тренировок, всех подряд брать не можем.
- Кто больше увлечен индейцами, точнее индейским биатлоном, мальчишки или девчонки?
- Трудно сказать. Наверное, и те, и другие. Им же интересно. Ведь мы не только помогаем для многих из них осуществить мечту детства, но и занимаемся их воспитанием. Представьте, когда мы создадим собственную деревню, то сможем проводить соревнования не единовременно, а, допустим, в течение месяца. Участники будут жить в вигвамах, все будет, по-настоящему, по-индейски. А соревноваться они будут, допустим, раз или два в неделю. Условия, близкие к реальности!