Николай Тотмянин подарил Петербургу рекорд

Несмотря на финансовые трудности, петербургские альпинисты успешно завершили юбилейную экспедицию «Эверест-2003», а Николай Тотмянин, преодолев штормовой ветер, арктический мороз и «космическую высоту», единственный в этом сезоне совершил бескислородное

Несмотря на финансовые трудности, петербургские альпинисты успешно завершили юбилейную экспедицию «Эверест-2003», а Николай Тотмянин, преодолев штормовой ветер, арктический мороз и «космическую высоту», единственный в этом сезоне совершил бескислородное восхождение.

Кстати, как отметил врач российской команды Дмитрий Прютц,  участники покорения Эвереста-2003 испытывали огромное психологическое давление: «Ветер был настолько силен, что выдул на поверхность горы множество тел, и людям, которые находились на второй ступени, приходилось через них перешагивать»…

По предварительным данным, вершину Эвереста в этом сезоне покорили 235 человек. Из них - 156 с юга и 79 с севера. Трое восходителей погибли....

Как отметил на итоговой пресс-конференции старший тренер и руководитель восхождения Анатолий Мошников, российская команда, отправившаяся на Эверест в усеченном составе из-за денежных проблем и по этой же причине не использовавшая труд шерпов, выполнила свою задачу. И хотя ранее все надеялись, что из восьми участников экспедиции на высоту поднимутся четыре альпиниста, даже восхождение одного человека можно считать успехом.

«В 2003 году отмечается не только 300-летие Петербурга, но и 50-я годовщина покорения Эвереста. Поэтому на гору лезли все, кому не лень. Я за всю свою практику такого количества народа, который собрался покорить вершину, еще не видел. Скажу, что по предварительным подсчетам в этом году на Эверест поднялись около 240 человек. И это – одна пятая от всех желающих!», - сказал Мошников.

Но главным героем конференции, несомненно, был Тотмянин. «Еще десять лет назад я для себя решил, что на высокие горы нужно ходить без кислорода, - сказал он. - И пять лет подготовки на семитысячниках дали результат. Правда, почему мне, единственному из всех, удалось совершить бескилородное восхождение в этом году, сказать не могу. Погода была просто отвратительная, ветер, мороз (температура порой опускалась до минус 30-50 градусов)… Бывало так, ставили палатки, потом приходили, а от лагеря не оставалось и следа… Ветер порой достигал 200 км/час, многие пообморозились, многие просто не дошли. Но, несмотря на все эти трудности, для меня это восхождение было в  удовольствие. Потому что я чувствовал, что запас сил еще есть, и что я работаю не на пределе.

Что касается общих впечатлений, то я соглашусь с руководителем экспедиции, было очень много народу. Мне кажется, что не все осознавали, на что шли. Многие, как я считаю, были просто не готовы подниматься на такую высоту… А еще, кроме довольно низкого уровня подготовки некоторых восходителей, мне не понравилось, что большинство из них использовали труд шерпов, которые большую часть работы делали за них.

Мне кажется, что построй на Эвересте лифт, «восходители» воспользовались бы и им. Может быть, это покажется странным, но я считаю, что настоящее восхождение – это когда ты все делаешь сам, и сам доходишь до вершины, не перекладывая часть трудностей на тех, кто на этом просто зарабатывает деньги».

Кстати, Эверест как будто сопротивлялся своему покорению. Пока гору штурмовали всевозможные экспедиции, природа просто буйствовала, но как только люди разъехались, а случилось это к концу мая, стихия успокоилась…

Новости. Экстремальные