Стать своим в доску
ЭКСТРИМ
Зима только начинается, снег недавно выпал, сезон катания на сноуборде и горных лыжах наконец-то открыт. Из приходящих в нашу редакцию писем мы узнали, что очень многие наши читатели тоже хотели бы на них кататься, но не знают, с чего начать. Поэтому мы предлагаем всем интересующимся материал, на сто процентов состоящий из полезных советов начинающим, и не только.
РОСТОВКА – ЭТО НЕПРОСТО
Прежде чем пойти в магазин и заплатить деньги за свой первый сноуборд, нужно сначала решить, для какого именно катания он вам нужен. Ведь на нем можно прыгать с трамплинов, выполняя в полете акробатические трюки (фристайл), или мчаться по нетронутому снегу высоко в горах (фрирайд), или на соревнованиях лететь по сложной трассе, пытаясь обогнать других сноубордистов (бордер-кросс), и многое другое.
Для каждой из этих дисциплин производятся специальные доски. Однако новичку сложно сразу решить, что именно ему нужно от сноубординга. Или же ему интересны несколько дисциплин сразу. Для таких людей придуманы универсальные доски, сочетающие в себе все достоинства сразу нескольких узкоспециализированных.
Первая доска должна быть универсальной. Причем лучше, если она будет позиционироваться как доска для начинающих: они мягче, отчего на них легче учиться кататься, кроме того, в них нет ненужных наворотов, увеличивающих стоимость. Если же сразу купить специализированную доску, впоследствии, уже научившись кататься, можно обнаружить, что катаетесь вы на фрирайдной доске, но вам гораздо интереснее прыгать с трамплина. Или наоборот. Покупка доски более высокого или профессионального уровня чревата серьезными трудностями во время обучения.
Следующий момент, на который нужно обращать самое пристальное внимание при выборе сноуборда, – это его длина (ростовка). Ее правильный выбор обеспечит быстрый прогресс в катании, неправильный – падения и постоянную борьбу с доской. Ростовка зависит от комплекции райдера, а также его склонности к тому или иному виду катания (фрирайд – более длинные доски, фристайл – более короткие). При покупке первого сноуборда можно пользоваться следующим правилом: его верхняя точка должна быть в интервале от носа до подбородка.
Покупать доску, уже бывшую в употреблении, лучше вместе с другом, имеющим большой опыт катания на сноуборде, чтобы не потратиться на сломанный: в большинстве случаев дефекты проявляются только во время катания. Если такого друга нет, лучше отказаться от покупки и пойти в магазин.
При покупке сноуборда лучше ориентироваться на хорошо зарекомендовавших себя производителей, вроде «Burton» (Бёртон), «Hammer» (Хаммер), «Palmer» (Палмер), а также другие не менее известные бренды. Дело в том, что доски непонятного происхождения могут быстро расслоиться, потерять форму или, наконец, сломаться. К тому же сноуборд известной фирмы впоследствии, когда вам захочется его сменить на более серьезный, гораздо легче продать.
КУДА ДЕТЬ НОГИ?
Для того чтобы кататься, одной доски недостаточно. Главная часть первого комплекта сноубордиста — ботинки. Они не промокают, ноги в них не мерзнут, а их конструкция помогает избежать вывихов, растяжений и других травм.
Важно, чтобы в них были вынимающиеся внутренние «валенки», причем желательно с дополнительной шнуровкой, что позволяет лучше фиксировать ногу. Правильная сноуборд-обувь должна быть сделана из синтетических материалов, а не из кожи, иначе она будет сильно промокать и со временем обязательно деформируется. Очень важно, чтобы ботинки точно подходили по размеру: их нельзя брать с запасом «для шерстяного носка» или «на вырост», но при этом они не должны жать.
Существует два вида сноубордических креплений: классические с ремнями и системы степ-ин, которые фиксируют ногу при помощи специального механизма. Вопрос выбора между ними не имеет однозначного ответа, он зависит от ваших личных предпочтений. Выбирая крепления, обязательно нужно померить их на ботинки (особенно степ-ин), в которых вы собираетесь кататься: ботинок должен легко вставать в крепление, но при этом там не должно оставаться много свободного места. Лучше, если первые крепления будут мягкими и максимально простыми, ремни — удобно облегать ботинок, не сдавливая его, а замки или механизм – легко застегиваться и расстегиваться.
Ботинки и крепления производят практически все компании, делающие сноуборды. Живой пример тому – уже упомянутые выше компании «Бёртон» и «Хаммер». Но есть и исключения – фирмы, специализирующиеся на изготовлении только ботинок – «Northwave» (Норсвейв) и «Vans» (Вэнс) – или только креплений – «Drake» (Дрейк) и «Technine» (Тэкнайн). А вот фирма «SnowPro» (СноуПро) с успехом поставляет сноубордерам и то, и другое.
В принципе, этих трех вещей достаточно для того, чтобы начать кататься. Правда, без специальной одежды на склоне будет холодно, мокро и неприятно. Поэтому очень важно сразу обзавестись сноубордическими перчатками, курткой и штанами: новичок первое время достаточно часто падает, а также много сидит на склоне, встегиваясь в крепления или отдыхая. Специальная одежда для сноубординга не промокает, в ней есть вентиляция на случай, если на склоне вам вдруг станет жарко, кроме того, она не сковывает движений, потому что достаточно свободная и в ней есть много карманов и кармашков для всяких полезных мелочей. На производстве сноубордической одежды специализируются такие фирмы, как «Sessions» (Сешнс), «686» и «Marmot» (Мармот).
Кстати, не стоит забывать, что сноуборд все-таки экстремальный, а следовательно, и травмоопасный вид спорта. Так что можно набивать шишки или даже заработать сотрясение мозга, а можно позаботиться о своей защите. Для этого существуют наколенники, защитные жилеты и шорты, которые производят такие фирмы, как «Dainese» (Дайнез) и «UFO» (УФО). А чтобы, «поймав» задний кант, при падении не удариться головой, лучше если на ней будет надет шлем, например, «Giro» (Джиро) или «Boeri» (Боэри).
КУДА ПОДАТЬСЯ?
Обучение базовым навыкам катания является таким же важным моментом, как и правильный выбор экипировки. Вот только учиться лучше под присмотром опытного инструктора, и делать это следует не на ближайшей к дому горке, а в специальных горнолыжных комплексах – там постоянно следят за состоянием снега, склоны оборудованы подъемниками и, как правило, есть горки для начинающих. К тому же в таких комплексах есть возможность нанять инструктора. В окрестностях Москвы это спортивный парк «Волен», «Сорочаны», «Шуколово»; Санкт-Петербурга – «Коробицино», «Снежное» и «Золотая долина». Цены на подъемники везде колеблются в районе 10–80 рублей за подъем, а услуги инструктора обойдутся приблизительно в 300—600 рублей за час.
ЛАВИНА: ВХОД ВОСПРЕЩЕН
Рано или поздно любому сноубордисту надоедает кататься на небольших окрестных горках, и он отправляется в большие горы. Мир это совершенно непредсказуемый, где можно столкнуться с вещами, о которых в городе, возможно, вы даже и не слышали. Одна из них – белое, искрящееся облако лавины. Сухая лавина мчится со скоростью гоночного автомобиля, поэтому встреча с ней опасна для жизни. Столкнуться с этой напастью можно не только во время внетрассового катания где-нибудь далеко в нехоженых горах. При желании «спустить» лавину можно и на трассе на Чегете. Однако не надо бояться. Нужно просто знать правила поведения на склоне и в лавине. А также захватить с собой лавинные лопату, щуп и датчик (или бипер), например, «Ortovox» (Ортовокс) или ВСА.
Шансы на то, что засыпанный лавиной человек останется жив, тем скорее уменьшаются, чем дольше он находится под снегом. Так что найти его нужно как можно быстрее. Вот только сделать это можно исключительно при помощи бипера. Устройство это состоит из передатчика и приемника. Кататься нужно с включенным передатчиком, причем бипер надо спрятать под куртку, чтобы его не унесло лавиной.
Чтобы найти пропавшего, нужно переключить свой бипер в режим приемника, который поймает сигнал и озвучит его. Чем ближе он будет находиться к передатчику, тем громче будет слышен прерывистый звук «бип-бип», и давший название устройству.
Без бипера найти пострадавшего можно, однако сложностей гораздо больше, а шансов на успех очень мало. Происходят поиски так: с помощью лавинного щупа – специального складного шеста, аккуратно втыкая его в снег, тщательно обследуется участок ниже точки, где в последний раз видели пропавшего на поверхности. Найдя пострадавшего, нужно как можно быстрее откопать его при помощи специальной складной лавинной лопаты. Чем быстрее это будет сделано, тем больше шансов на счастливое спасение из снежного плена.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ГОРАХ
Ни в коем случае нельзя кататься в одиночку.
Не стоит выезжать на склон после интенсивного снегопада, пока не осядет снег или не сойдут лавины.
Прежде чем, хорошенько разогнавшись, лететь вниз с горы, лучше узнать у специалистов по снегу и лавинам, чего сегодня можно ожидать от склона.
При попадании в лавину важно попытаться удержаться на поверхности лавинного потока и двигаться к его краю. Если лавина небольшая, можно «спрятаться» от нее: затормозить на время свое движение на естественном барьере и пропустить снежный поток. Если можете, отстегните доску. Если же погружение в лавинный поток все равно происходит, то просто необходимо закрыть лицо руками, создавая пространство для дыхания.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ТРАССЕ
Нужно контролировать свою скорость, чтобы иметь возможность объехать внезапно возникшее препятствие.
Нельзя останавливаться в узких или плохо просматриваемых местах трассы.
Подниматься пешком можно только по обочине трассы.