Дёрнул за волосы – сразу уволен. Американцу не простили то, что сходит с рук россиянам

О резкости отечественных тренеров ходят легенды, и, к примеру, легендарная Татьяна Тарасова убеждена, что по-другому на пути к результату никак. Вероятно, того же мнения придерживаются и некоторые специалисты из других стран. Но не все готовы это терпеть.
В Америке не прощают
В последние несколько дней в СМИ активно освещается поведение тренера Джима Зулло. Наставник американской женской команды по баскетболу школы Нортвилля (Нью-Йорк) грубо обращался с одной из своих подопечных. Пострадавшая спортсменка Хейли Монро, только что набравшая 12 очков, стояла со своими партнёршами по команде и, казалось, плакала. Тренер подошёл сзади, по-видимому, накричал на девушку и потянул её за волосы.
Инцидент не остался незамеченным, и тренер сразу же был уволен. Не спасли ситуацию даже предыдущие заслуги Зулло: он привёл команду к двум победам подряд на чемпионате штата.
Представители округа Нью-Йорка заявили: «Мы требуем от наших тренеров высочайшего уровня профессионализма, спортивного мастерства и уважения к нашим спортсменам-учащимся. Такое поведение совершенно неприемлемо. Этот человек больше не будет тренировать в Центральном школьном округе Нортвилля».

Зулло раскаялся в поступке, извинился перед семьёй пострадавшей, командой и всем сообществом: «Глубоко сожалею о своём поведении. Как тренер, я ни при каких обстоятельствах не должен был прикасаться к игроку, и я искренне сожалею об этом. Хотел бы вернуть те моменты».
Это событие ярко демонстрирует отношение к насилию, прикосновениям к игрокам и нарушению личного пространства за рубежом. Хотя не всё так очевидно. Несмотря на меры наказания за недопустимое обращение с детьми, жестокость никуда не делась и в Европе.
Исследование «Жестокое обращение с детьми в спорте: европейская статистика», проводимое Майком Хартиллом при поддержке коллег из Великобритании, Австрии, Бельгии, Германии, Румынии и Испании показало, что 44% опрашиваемых в детстве подвергались физическому насилию в спорте. Данные были собраны у 10 302 человек. Получается, что принятая гуманность и даже закон не спасают, жестокость не щадит никого.
А из нашего окна…
Конечно, российские правоохранительные органы также сталкиваются с теми, кто «быстрее, выше, сильнее». МВД, прокуратура и СК на днях заинтересовались личностью чемпиона мира по спортивной гимнастике Алексея Дудченко после того, как мать одного из учеников посетила тренировки сына и увидела, как педагог силой тянет мальчика, а тот плачет. По словам источника телеграм-канала «Mash на спорте», из-за такой воспитательной методики у ребёнка появились «нервный тик и боязнь взрослых, сейчас он лечится у психиатра». К слову, Дудченко является членом Совета по правам ребёнка в Ростовской области. Однако в большинстве случаев жестокость по отношению к спортсменам остаётся без внимания, а порой даже оправдывается.
Легендарные российские тренеры, которые проделали огромную работу, чтобы мы гордились нашими чемпионами, порой прибегали к довольно жёстким методам.
«Когда я захожу на YouTube и смотрю комментарии под фильмом «За пределом», все англоязычные комментарии никак не одобряют агрессии и оскорбления, и все русскоязычные говорят: да, так и надо, сама виновата. Я и правда во многом там сама виновата. Я думаю, это пережитки советского прошлого, советского воспитания. Кричать, а многие же и бьют... У нас это оправдано», – рассказывала олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Маргарита Мамун в интервью блогеру Вите Кравченко.

Не остался равнодушным даже президент МОК Томас Бах. Он отмечал холод от встречи со льда российской фигуристки Камилы Валиевой со стороны тренера Этери Тутберидзе на Олимпийских играх в Пекине: «Я увидел, как холодно её встретили со льда тренеры. Ей не создали комфорт, с ней говорили очень холодно. Это просто меня потрясло, это был какой-то жест разъединения. Для меня это сильное впечатление. Не понимаю, как можно быть настолько холодными по отношению к этой девочке».
Олимпийская медаль всё сглаживает
Если сравнивать отношение тренеров к подопечным в России и за рубежом, действительно, холод, оскорбления, а уж тем более рукоприкладства вряд ли будут поняты представителями Запада. Однако наша страна занимает далеко не последнее место по количеству олимпийских медалей, и за жестокостью стоят победы и мастерство.
«Татьяна Анатольевна Тарасова никогда не была со мной грубой. Когда она меня ударила, это был психологический приём, она одним движением привела меня в чувство, в порядок. Но в остальное время она была ласковой мамой», – рассказывала олимпийская чемпионка Наталья Бестемьянова «Советскому спорту». Но тут же добавила: «Каждому человеку нужен свой тренер. Если кому-то необходимо, чтобы на них кричали матом и били, хорошо, но не мне точно».
Американский тренер по фигурному катанию Рафаэль Арутюнян отмечал в разговоре с изданием «Большой спорт», что российские спортсмены уникальны и недосягаемы: «Дети с пяти лет становятся профессионалами. Нигде такого нет! Естественно, соперничать с 10-12-летними российскими фигуристами их сверстникам невозможно. Если перед тренером ставится задача побеждать всех, начиная с юниорских соревнований, с ней в России успешно справляются. В Америке другой подход».

Получается, всё решает мастерство и количество наград: если тренер ставит на пьедестал, ему можно простить многое.
Понятно, что олимпийская медаль всё сглаживает, золото и весь этот триумф в конце... Но это как с абьюзивными родителями. Они тебе дали жизнь, тебя вырастили, а потом ты вспоминаешь какие-то моменты из детства, и ты одновременно и любишь, и не можешь забыть этих вещей, – признавалась Мамун.
В современном российском обществе, несмотря на все опасения, тренеров пока хватает на всех: одни практикуют жёсткость и безоговорочность, другие, под стать европейским традициям, предпочитают гуманность. В современном мире у родителя есть возможность изучить всю информацию о будущем наставнике ребёнка, о его методах и достижениях. Невозможно утвердить один, единственно верный метод воспитания чемпиона, но можно выбрать желаемый для себя путь.