В Москве прошла велоночь с Сергеем Никитиным

В ночь с 4 на 5 июля в Москве в девятый раз прошла Велоночь с историком Сергеем Никитиным. На этот раз эпическая многочасовая велопрогулка получила название МетроВелоночь, так как маршрут был посвящен 80-летнему юбилею московского метро – самого популярн
В ночь с 4 на 5 июля в Москве в девятый раз прошла Велоночь с историком Сергеем Никитиным. На этот раз эпическая многочасовая велопрогулка получила название МетроВелоночь, так как маршрут был посвящен 80-летнему юбилею московского метро – самого популярного столичного музея.

Международный экскурсионный проект Велоночь-Velonotte родился в Москве. А проходил еще во многих самых ярких городах мира - в Стамбуле, Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Вене, Петербурге, Казани. Но каждый год Велоночь обязательно возвращается в любимый город, выбирая новую тему для разговора об улицах столицы. В этом году у Москвы важный юбилей: 80 лет назад была открыта первая линия московского метро. И это не просто транспорт - метрополитен стал ключевым общественным пространством Москвы, все ориентирование в городе привязано к схеме его линий. Участникам велоэкскурсии было предложено одеться в цвета линий метро, на которых они живут, что облегчало знакомство с соседями и помогло найти компанию для утреннего пути домой.

Традиционно формат Велоночи – ночная интеллектуальная велосипедная прогулка. Самое интересное в ней – рассказы о местах, которые проезжают участники. Маршрут велосипедного гран-тура, посвященного метро, готовился почти два года, экспертный совет выбирал наиболее значимые факты о московском метро, вошедшие в мировую и российскую историю и мифологию. Именно они легли в основу повествования, который радиостанция «Маяк» транслировала в эту ночь для Велоночи и на всю страну.

Любопытно, что построить метро в Москве собирались еще до революции: проект разработали инженер Николай Балинский и легендарный Евгений Кнорре – автор поразившего мировую общественность красноярского моста через Енисей (Золотая медаль на Всемирной выставке 1900 г. в Париже; мост разобран несколько лет назад). Балинский и Кнорре даже нашли инвесторов, но бюрократы и Городская дума отказала в разрешении, и дата появления самого востребованного московского транспорта отложилась на 20 лет.

Начался рассказ для колонны велоэкскурсантов, пересекающих Красносельский путепровод, с перехода от эры железных дорог к эпохе метро. Основными точками маршрута МетроВелоночи стали знаковые московские станции: «Красные ворота», «Новокузнецкая», «Парк Культуры», «Кропоткинская», «Цветной бульвар», «Маяковская», «Динамо». Технологии строительства и декор вестибюлей станций, превратности судьбы архитекторов и легенды мест, через которые проезжали велосипедисты – рассказ длился несколько часов. И завершился только на рассвете.

Главным героем стал Алексей Николаевич Душкин, автор «Кропоткинской» и «Маяковской» - классики московского метро и стиля ар-деко, наряду с нью-йоркскими небоскребами и ансамблями парижских выставок. О нем рассказала ведущий российский историк архитектуры, профессор МАРХИ и внучка архитектора Наталья Душкина. Фантастикой до сих пор кажется работа по строительству второго выхода из станции метро «Красные ворота», расположенного под высотным зданием. Ведь эту 138-метровую высотку инженеры Виктор Абрамов и Яков Дорман решились строить под углом на замороженных грунтах – иначе было невозможно из-за нестабильности почвы. Уникальные мозаики станции «Новокузнецкая» были выполнены в мастерских Владимира Фролова в блокадном Ленинграде. Также со строительства метро берет начало современная археология Москвы, когда при прокладке туннеля в 1934 году были найдены топоры 15-16 века. Обо всем этом и о многом другом шел рассказ на радиоволне, на которую были настроены участники МетроВелоночи.

Эта была ночь больших городских впечатлений. Растянувшаяся на несколько километров колонна проехала Устиньинский мост, наслаждаясь изумительными видами на Кремль, на Крымском мосту экскурсанты вспомнили трогательную историю Герасима и Муму. Близ Каретных говорили о музыке – ведь это родные места Владимира Высоцкого, где он вырос, и где сформировался его творческий почерк. «Звуки Му» – эта легендарная московская рок-группа зародилась в школе №30 близ здания Мосметростроя на Цветном бульваре: здесь встретились Петр Мамонов и Александр Липницкий, и тут же проходил их первый концерт, в котором также приняли участие звезды русского рока: Жанна Агузарова и «Браво», Виктор Цой и Сергей Рыженко.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов поделился мнением, что станции метро формируют идентичность горожан, потому в Москве продолжается индивидуальное проектирование подземных вокзалов не только для центра, но и для периферии города, чего нет в большинстве других мировых метросистемах.

«Общаться и знакомиться в метро и в городе стало проще, люди стали более открытыми», - говорит Арина Холина, эксперт по отношениям и колумнист «Сноба». Она сравнила московское и берлинское метро и отметила, что москвичи одеваются интереснее и наряднее.

На поезде метро из Москвы в Свердловск(!) доехала, тогда 8-летняя, москвичка Софья Гиндина в тяжелые дни октября 1941. О приключениях тех дней рассказала она участникам Велоночи.

Второй год подряд местом полуночного старта колонны из 7000 велосипедистов становится гостеприимный парк «Сокольники». После 30-километрового маршрута через центр города встречать рассвет участники экскурсии направились в Парк физкультуры и спорта «Динамо».

Андрей Перегудов, Старший вице-президент Банка ВТБ и руководитель проекта «ВТБ Арена парк» был приятно удивлен тем, что почти все участники Велоночи проехали дистанцию от старта до финиша. Было волнительно, сможет ли Парк физкультуры и спорта «Динамо» разместить несколько тысяч человек с велосипедами, но все получилось. И всем было комфортно. «Второй год наблюдаю, какая приятная интеллигентная публика приезжает на Велоночь. Это ежегодное событие - замечательная летняя традиция, дающая ощущение настоящего праздника, в котором отлично сочетаются спортивная и интеллектуальная составляющие», - прокомментировал Андрей Николаевич.


Спикерами МетроВелоночи выступили: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, историк архитектуры Наталья Душкина (МАРХИ), эксперт в области секса и отношений Арина Холина (Сноб), архитектурный критик Григорий Ревзин, историк транспорта Юрий Егоров (Архнадзор), инженер Игорь Каспе (Научно-исследовательский институт транспортного строительства), блогер и историк метро Александр Попов, многолетний сотрудник «Интуриста» и одна из первых советских стюардесс Софья Гиндина.
Новости. Велоспорт