«Посадите меня в седло!» Британец умер на «Тур де Франс» от допинга и алкоголя
Любая крупная многодневная велогонка — это не только выдающаяся выносливость спортсменов на грани выживания, но ещё и порой трагедии, связанные не только с полученными травмами, но и реальными смертями на трассах. История с печальным концом произошла на «Тур де Франс» в 1967 году.
«Допинг! Мне давали допинг». Велогонщик умер на трассе из-за передозировки
То лето во Франции ознаменовалось небывалой жарой. Попадая на солнце, участники многодневной легендарной велогонки «Тур де Франс» испытывали на себе все тяжести солнечных перегрузок. Стандартная погода была в районе 40 градусов, а на подъёмах в гору и вовсе доходила до испепеляющих +50. Это был уже 13-й этап в адских условиях. И цифра магическая, которую принято называть «чёртова дюжина», и сумасшедшие уклоны горы Мон Венту, которых до этого не было.
За несколько километров до финиша вдруг начало лихорадить на трассе спортсмена в белой майке. Им оказался представитель сборной Великобритании. Когда гонщик окончательно рухнул на раскалённый асфальт, ему пытались оказать помощь буквально все, кто был рядом (болельщики, механики), но он, уже не осознавая реальности, твердил одну фразу: «Посадите меня в седло!».
Вера обычных людей в выносливость велогонщиков сыграла в этом случае роковую роль. Требование британца было тут же выполнено, его посадили обратно за велосипед, но через пару сотен метров спортсмен упал и больше не подавал признаков жизни. После этого ему пытались оказывать быструю помощь, делали искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, но ничего не помогло. Даже прилетевший вовремя вертолёт, доставивший гонщика в больницу, не повлиял на печальный итог. Звали гонщика Том Симпсон.
Француз заплатил 20 тысяч за поцелуй жены. Суровое наказание на «Тур де Франс»
Том был обычный паренёк, выходец из шахтёрского городка Хасвелл. Он, как и многие другие велогонщики, начинал свою карьеру на треке. Именно там он и добился первых больших успехов. Когда ему исполнилось 18 лет, он уже был призёром Олимпиады 1956 года в Мельбурне. Правда, не в одиночке, а в командной гонке преследования. Уже через четыре года Симпсон ушёл в профессиональный велоспорт.
Коньком британца были однодневные заезды, в них он был настоящим королём дистанций. В его активе были победы на таких европейских велогонках, как «Милан – Сан-Ремо» и «Джиро Ломбардии», мог выиграть и «Париж – Рубе», но остался вторым, что не умаляет его сильных качеств настоящего чемпиона. В 1965 году ему покорился чемпионат мира. И это было значимое достижение, потому что Том был первым британцем, которому удалось стать лучшим на планете в этом виде спорта.
В самом начале своей карьеры Том негативно относился к так называемым «усилителям» выносливости, то есть допингу, но позже уже и сам не брезговал подобными веществами для достижения больших спортивных целей. А уж выиграть знаменитый «Тур де Франс» – что могло быть лучше для велогонщика с амбициями. И было понятно, что на одном здоровом питании подобные вершины не покоряются. Что тогда, что сейчас, гонщики шли на массу экспериментов со своим организмом, лишь бы усилить скорость и попробовать быть выносливее и быстрее соперников.
Особой популярностью пользовался амфетамин, печально известный тем, что его употребляли в безумных количествах лётчики, бомбившие во время Второй мировой войны немецкие города. Добавлялось к этому ещё и обильное курение. Да-да, это не ошибка. В те годы никотин считался одним из видов энергетиков, способных повышать выносливость. К тому же спортсмены сильно ударяли по спиртным напиткам, что сильно било по карману организаторов веломероприятий и явно не добавляло им здоровья.
Симпсон был готов на всё ради своей мечты. Для него французский «Тур» был вехой карьеры, мечтой, до которой он хотел дотянуться во что бы то ни стало. Это показывает случай, который произошёл в 1965 году, когда велосипедист упал во время одного из французских этапов, повредил руку, но не послушал врачей и продолжил участие в соревновании. Лишь принудительная госпитализация позволила избежать печальных последствий в виде гангрены и последующей ампутации. Перед стартом рокового этапа в жизни Симпсона врач британской команды посоветовал ему сняться с гонки из-за отвратительного состояния организма, на что Том ответил: «Моё счастливое число 13. Моя дочь родилась в пятницу, 13-го числа, как и моя жена. Может быть, 13-й этап, 13 июля тоже принесёт мне удачу».
К самому сложному горному этапу на Мон Венту британец подготовился «основательно». Набил карманы упаковками амфетамина, большую часть из которых успел употребить за половину дистанции. Более того, перед гонкой спортсмен серьёзно заправился алкоголем в одном из местных придорожных кафе. Такой микс лишь увеличил нагрузку на сердце, которая и без всяких усилителей была максимальной. Это обстоятельство и привело к смерти Симпсона на дистанции. Но именно этот случай стал знаковым и поворотным для всего большого спорта.
В 1967 году МОК создал первую антидопинговую комиссию, которая составила списки запрещённых субстанций, а также была призвана выявлять случаи их приёма. Тогда и началась борьба с этой напастью в мировом спорте. После смерти Симпсона на горе Мон Венту установили большой монумент велогонщика. Это была и дань памяти Тому, и предостережение будущим поколениям спортсменов. Но, как мы уже знаем, с этого же момента началась и фармакологическая гонка, которая продолжается и по сей день.