Углеводы и Джиро. Что чувствует человек, проехавший на велосипеде 236 км без остановки

Большинство людей никогда в жизни не проедет на велосипеде 200 километров за раз, и это нормально. Но сейчас можно узнать – что это такое. Александр Порсев из «Катюши» проводит семь часов в седле и говорит про пульс, калории и сон в автобусе.
news

Большинство людей никогда в жизни не проедет на велосипеде 200 километров за раз, и это нормально. Но сейчас  можно узнать – что это такое. Александр Порсев из «Катюши» проводит семь часов в седле и говорит про пульс, калории и сон в автобусе.

19-й этап Джиро иначе как «жесть» между собой не называли. 236 километров концентрированной Италии от Гарвеллоны до Червиньи, где горы со снежными шапками баюкают деревушку в сотню домов, и кислород, несмотря на численность населения, тут в дефиците. Прежде чем читать, что говорит гонщик, проехавший это, вы должны понимать, что для человека со средней спортивной подготовкой считается нормальным проехать 20 километров за 45 минут на пятой передаче. Люди с лишним весом проезжают за тренировку 10-15 километров. Даже заслуженный мастер спорта Динара Сафина проезжает на велотренажере 15 километров за полчаса. Но там нет гор, там не могут проехать по тебе и там не нужно думать о финише. На велогонках все чуть-чуть по-другому:

- Расскажите своими словами про свое состояние: можете ли сказать, что вам плохо – голос поужинавшего Александра усталый, но оставляет шансы на ответ «нет»?

- Мне не плохо, но я чувствую себя уставшим. Финишировал, зашел в автобус и не было сил ничего делать вообще. Снял каску, сразу положил себе мюсли, чтобы восполнить запасы гликогена в мышцах. Были силы только ложку поднять и все. Сидели в автобусе и пока ехали до отеля 12 километров даже туфли не мог снять, не было сил. Это при том, что приехал уже в общей группе. Мой товарищ Сергей Чернецкий (финишировал на 6 минут раньше – Прим. Sovsport.tu) вообще уснул в автобусе почти сразу.

- Что сейчас сильнее всего болит?

- Как таковой боли нет – ноги гудят. Просто общая усталость, сходил в душ, лежишь на кровати и кажется, что вообще ничего не хочешь делать. Думаешь, что сейчас будет массаж и как ты потом поешь.

- Есть сильно хочется?

- Голода как такового нет, даже скорее наоборот, если на этапе было жарко, то аппетит пропадает. Ты просто знаешь, что поесть обязательно надо, потому что завтра снова ехать, нужно восполнять запасы энергии из углеводов. Ешь мюсли, пьешь изотоники.

- Чего больше всего хочется в первую минуту после финиша?

- Сходить в душ. Потому что ты, во-первых, расслабляешься, стоя под теплым душем, забываешь о гонке, переключаешься, во-вторых, просто можно помыться. Хотя иногда и в душ не хочется, хочется просто сесть в автобус и протянуть ноги.

- Сколько ты всего съел и выпил за эту гонку?

- Думаю, я выпил около 6 бачков с мальтодекстрина (подобие патоки, быстрый углевод, растворяемый в воде с гликемическим индексом от 105 до 136, для сравнения ГИ банана - 65 – Прим. Sovsport.ru) и где-то три бочонка воды, плюс около пяти углеводных гелей съел за гонку.

- Это все в определенное время или по самочувствию?

- Нет, даже «рацион» у каждого свой, кто-то больше гелей берет, кто-то воду с мальтодекстрином. И примерно рассчитываешь, что за час тебе нужно один бочонок воды с мальто выпивать. Каждый гонщик уже знает, сколько углеводов у него организм может усвоить и использовать, от этого и отталкиваешься.

- Сколько калорий ты сжег сегодня?

- Судя по показаниям пульсометра – 5000 (10 кг яблок/19 батончиков сникерс/2 кг говядины – прим. Sovsport.ru)

- Если у меня во время пробежки будет пульс 180 - я закончу, что делать, если у вас такой пульс во время гонки?

- Саша смеется, – на этапе у велогонщика ты такую частоту не увидишь, особенно к поздним этапам, когда усталость накапливается и частота сердечных сокращений уменьшается. На 19-м этапе сложно у кого-то увидеть пульс 180.

На самом деле в гонке уже не смотришь на пульс применительно к тому, зашкаливает он или нет. Больше наоборот по ощущениям: прислушиваешься к своим ногам, понимаешь, когда нужно сбавить, насколько тебя хватит в горе.

- Самый сложный километр из 236?

- Старт, наверное. Там сразу много людей хотело уехать в отрыв, мне нужно было, чтобы у нас кто-то уехал, поэтому на первом часе была очень высокая скорость, пришлось поработать. Ну а потом подъемы начались.

Надо понимать, что за словом «жесть» в 19-м этапе Джиро прячутся два подъема на финише, на один из которых даже на машине забираться тяжело. Порсев проехал дистанцию примерно за семь часов и 15 минут, то есть ровно 435 минут беспрерывного вращения педалей и напряженной работы сердца. Его товарищ Юрий Трофимов приехал на 50 минут раньше  и стал 15-м. Он держится в десятке общего зачета и значит завтра Порсеву придется работать точно также просто ради того, чтобы цифры лидера «Катюши» улучшились.

- Что в голове во время последнего километра?

- Мне нужно было уложиться в лимит времени этапа, поэтому я хоть и не решал турнирных задач, но следил за временем и работал. Думал, когда это все закончится, понимал, что уже нет сил продавить педали.

- Ты можешь матом выругаться на себя в такой момент?

- Сегодня нет. Скорее, когда от меня требуют конкретный результат на финише, вот тогда жестко говоришь с собой.

- Когда бегает обычный человек, он бегает на время и может не смотреть на часы и на километраж 20-30 минут, как часто ты думаешь о том, сколько уже проехал?

- Ты же понимаешь, что тут надо постоянно следить за рельефом гонки, каждые пять минут туда не смотришь, но все равно следишь, когда начнется гора и лучше выбраться вперед, смотришь повороты, спуски. Раз в пять-десять минут стабильно следишь.

- На отвлеченные темы думаешь, все-таки ехать семь часов?

- Если не твой этап и тебе не нужно финишировать, можешь про что-то подумать, но на самом деле нет такого, чтобы совсем уходить мыслями куда-то, постоянно следишь за дорогой, за профилями.

- Когда ты знаешь, что тебя дома ждут жена и новорожденный ребенок тяжелее катить или это мотивирует?

- Вот кстати сегодня не случалось вспоминать семью, хотя вообще, конечно, вспоминаешь дом, близких. Но иногда вот самое банальное в голове: «черт, когда же эта гора закончится» и все. Думаешь о том, когда лучше поесть, потому что можно совсем чуть-чуть не рассчитать и потерять время.

- Если бы изобрели невесомый плеер, и организаторы разрешили бы им пользоваться, ты какую музыку бы слушал?

- Бывают такие гонки, когда действительно - 200 километров и ты не знаешь, чем заняться, я бы включил музыку. Какого-нибудь ди-джея, David Guetta или Feel я бы, наверное, слушал, да.

- Когда на 200-м километре ты проезжаешь людей, которые сидят на газоне пьют вино и жарят мясо, не возникает раздражения?

- К этому можно привыкнуть, тем более понимаешь, что сейчас твоя работа, а у них отдых. Возможно, в другой раз, они будут работать, когда я буду отдыхать.

- Когда последний раз хотелось остановиться и не ехать, такое может быть у профессионального гонщика?

- В феврале прошлого года был какой-то жуткий спад, когда мало что получалось. Ты настраиваешься на один результат, а его нет, потом опять. Вот в такие моменты пропадает желания заниматься велоспортом, и это тяжело. Но вот сейчас мне очень хочется дойти до конца гонки, я уже вижу, что финиш в Милане рядом и тогда все закончится. Из Милана до дома два часа и все. Ты понимаешь, что старался 21 день, сейчас уже глупо будет остановиться.

- Человек, проезжающий 230 километров за день может кататься на велосипеде для удовольствия?

- Почему нет, куда-то съездить с женой в спокойном темпе в выходной. Проехать 10 километров до какого-то красивого места попить кофе, когда можно не следить ни за временем, ни за расстоянием, просто прогулка…

- А поработать в подъем?

- Нет-нет, спокойно доезжаешь до какого-нибудь живописного места, отдыхаешь там и не торопясь едешь обратно.

Новости. Велоспорт