Чемпионка мира Ирина Калентьева: Я девушка-солдат!

Кто не был в выходные на московском велокольце в Крылатском, тот понятия не имеет, что такое спортивный ад. Когда ноги скользят по размокшей от ливня глине, грязь залепляет глаза и даже техника отказывает там, где выдерживают люди. Наш фаворит, чемпионка
news
Кто не был в выходные на московском велокольце в Крылатском, тот понятия не имеет, что такое спортивный ад. Когда ноги скользят по размокшей от ливня глине, грязь залепляет глаза и даже техника отказывает там, где выдерживают люди. Наш фаворит, чемпионка мира и призер Олимпиады Ирина Калентьева выстояла, а вот ее велосипед – нет. Из-за поломки Калентьева финишировала лишь девятой.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Ирина КАЛЕНТЬЕВА
Родилась 10 ноября 1977 года в селе Норваш-Шигали, Чувашия.
Специализация – кросс-кантри (маунтинбайк).
Рост – 156 см, вес – 46 кг.
Тренер – Владимир Краснов. Команда – Topeak-Ergon (Германия). Живет в Аалене (Германия).
Бронзовый призер Олимпийских игр (2008). Двукратная чемпионка мира (2007, 2009). Трехкратный серебряный (2001, 2005, 2010) и трехкратный бронзовый (2004, 2006, 2008) призер чемпионатов мира. Серебряный (2003) и бронзовый (2001) призер чемпионатов Европы.

КАК ОНА УМУДРИЛАСЬ ФИНИШИРОВАТЬ?

Крылатское велокольцо – родные места, здесь во времена моего лыжного детства были намотаны сотни километров: бегом, на лыжах, на лыжероллерах. Когда-то мне казалось: ничего не может быть хуже, чем терпеть подъем в 20‑градусный мороз. Чемпионат Европы по экзотическому для России маунтинбайку перевернул мои представления.

Это был тот уникальный случай, когда как вкопанные замирали прохожие. Когда продрогшие от ледяного дождя пальцы набирали номера знакомых: «Хочешь увидеть невероятное? Срочно приезжай!» Несмотря на ливень, вдоль всей трассы стояли люди. Потому что зрелище, как хрупкие девушки героически борются со стихией, поражало.

По сравнению с дисциплиной кросс-кантри иные виды спорта кажутся детскими развлечениями. Соревнования проводятся в любую погоду, даже когда велосипеды буксуют в грязи и гонщицам приходится толкать их перед собой. Ноги скользят, девушки падают, байки цепляются за коряги... К середине дистанции у доброй половины участниц отказывает техника. Никаких «техничек», как на шоссе, здесь не предусмотрено – по узким лесным дорожкам они не проедут. Специальный пункт ремонта – один на 4‑километровый круг. На скользкой глине спусков падает каждая вторая – глаза ничего не видят, так как очки залеплены грязью, тормоза отказывают, ливень только усиливается…

– В душ, – наша олимпийская надежда Лондона-2012 Ирина Калентьева уже не может говорить после финиша, только еле слышно шепчет. Снимает велотуфли, откуда вываливаются комья грязи, и прямо босиком по мокрому асфальту бежит мыться.

– Ого, задний тормоз полетел, как она вообще умудрилась финишировать?! – недоумевают, осматривая байк Калентьевой, техники.

«БЕЗ ТОРМОЗА
ЕЗДИТЬ СТРАШНО»

– Ира, к таким экстремальным погодным условиям вообще можно подготовиться? – вопрос Калентьевой, когда она, уже переодевшись в сухое, отогревается в машине. Ира приоткрывает окно и расписывается в блокнотах детишек-поклонников.
– Конечно, мы частенько тренируемся, когда идет дождь, – в голосе Калентьевой слышны усталость и легкий немецкий акцент. Вот уже десять лет одна из самых реальных наших претенденток на награды лондонской Олимпиады живет в Германии. – С опытом начинаешь чувствовать, как велосипед ведет себя на мокрой глине на спусках, поворотах. Хотя так тяжело, как здесь, в Москве, мне не было, наверное, еще никогда в жизни. Это суперсложная и опасная трасса.

– О чем вы думаете в эти полтора часа, пока проходите дистанцию?
– Думаю, как ни странно, в основном о велосипеде. За себя волноваться нет смысла – я же знаю, что физически готова хорошо. А вот техника из-за того, что грязь забивается в механизмы, может подвести в любой момент. Поэтому стараюсь меньше переключать скорости, резко не тормозить.

– У лыжников и биатлонистов подготовкой лыж занимаются сервисмены. Вы копаетесь в сложной велотехнике сами?
– Нет, со мной путешествует немецкая команда, в которую входят менеджер, техник и массажист. Но шины всегда выбираю сама. Только я могу почувствовать, как себя ведет на трассе та или иная резина. Иногда, как в «Формуле-1», приходится рисковать. Пойдет дождь или не пойдет, быстрые шины выбрать или медленные? Во время гонки на техническом пункте колеса в случае чего можно поменять, но теряется время. Состояние велосипеда тоже контролирую самостоятельно. Обязательно проверяю его досконально за день до гонки и непосредственно перед стартом.

– Ездить по суперкрутым спускам с неработающим тормозом не опасно для жизни?
– Не знаю, опасно ли, но страшно. Задний тормоз отказал на втором круге. Передний работал, но стоило нажать его чуть резче, как заднее колесо по инерции подбрасывало, и я падала. Собственно, проиграла соперницам только на спуске. Хотя затем у меня еще отказала ручка переключения скоростей, и я полгонки проехала на одной передаче…

«УЧИЛА НЕМЕЦКИЙ ПОСЛЕ ТРЕНИРОВОК»

– В России настоящий маунтинбайк вживую увидели впервые. В Германии вас, в отличие от родины, узнают на улицах?
– Живу там с 2003 года, и за это время у меня появилась масса личных фанатов. Причем моя основная соперница олимпийская чемпионка Сабина Шпитц – как раз из Германии. И я была в шоке, когда на немецком этапе Кубка мира мы вдвоем боролись за победу, а болельщики на трассе поддерживали меня, а не Сабину!

– Вам никогда не предлагали выступать за Германию?
– Не предлагали. В России я – единственный человек, кто может бороться за медали. В Германии есть шесть-семь гонщиц такого уровня, какой смысл мне переходить? Там меня знают, уважают, но выступать хочу только за свою родину.

– Если продолжить аналогию с шоссейным велоспортом, там большинство спортсменов живут в Италии или Испании. Почему вы выбрали именно Германию?
– Накануне одной из первых моих зарубежных гонок на Кубке мира я упала и сильно повредила ногу. Ехала соревнования с повязкой, через боль, но сумела финишировать. Была тогда одной из последних, 35‑й, но для меня, дебютантки, это было здорово. К моему тренеру Владимиру Краснову после гонки подошел немецкий менеджер со словами: «Ваша девочка – настоящий солдат!» Его так впечатлило, как я, маленькая, худенькая, с перемотанной ногой, сражалась с трассой, что он с ходу позвал меня в Германию тренироваться.

– И вы не задумываясь  собрались и уехали из родной Чувашии?
– В Германии мне помогли с покупкой велосипеда, там все условия для прогресса. Но психологически было тяжело. Первый год вместе со мной в команду взяли еще двух русских девушек. Они не показали результата и вернулись домой. Осталась совсем одна в чужой стране, даже по-русски не с кем было поговорить.

– Немецким вы владели?
– Поначалу нет. После первого года собрала волю в кулак и пошла на курсы. Два года исправно училась после тренировок. Помню, когда поняла, что могу без стеснения поболтать с продавщицей в магазине, так обрадовалась!

– Вот уже десятилетие вы остаетесь единственной российской звездой в маунтинбайке. Есть перспектива, что появится смена?
– Много перспективных девочек в возрасте 16–18 лет. И вроде бы они борются, работают, стараются с утра до вечера, но результата нет. Со стороны мне кажется, что им очень мешают климат и визовая проблема. До начала мая в средней полосе невозможно тренироваться. А находиться за границей месяцами они не могут из-за ограничения количества дней по визе. Выходит, то, что я имею возможность беспрепятственно путешествовать и сидеть сколько угодно в горной местности – огромное преимущество.

– В Пекине-2008 вы были фаворитом и взяли бронзу. Лондон-2012 – последний шанс воплотить мечту о золоте в жизнь?
– Я не сторонник громких заявлений. Но на Играх в Лондоне для меня жизнь точно не кончается. Кто знает, может, дотяну до Рио-2016?

Новости. Велоспорт