ОСКАРбление по-итальянски. Команда «Катюша» провела безупречную гонку, но ее лидер Оскар Фрейре выиграть не сумел

В субботу в столице итальянской песни и азартных игр финишировала самая длинная однодневная гонка в мире. Успех российской «Катюши» сорвал безрассудный побег олимпийского чемпиона Фабиана Канчеллары. Который, впрочем, и сам остался без победы.
news

В субботу в столице итальянской песни и азартных игр финишировала самая длинная однодневная гонка в мире. Успех российской «Катюши» сорвал безрассудный побег олимпийского чемпиона Фабиана Канчеллары. Который, впрочем, и сам остался без победы.

Андрей ШУМАКОВ

Милан - Сан-Ремо

ЭРИК, Я ТЕБЯ ЗНАЮ

- Если ты будешь нервным - ты проиграешь. Если ты будешь скован - ты проиграешь. Если ты будешь в радостной эйфории - ты проиграешь, - с этой репликой генменеджер «Катюши» Ханс Хольцер вполне мог бы сыграть роль мудрого учителя в голливудском блокбастере. Седой, сухой, в очках - ни дать, ни взять - профессор математики. Под стать ему спортивный директор команды Валерио Пива. Тоже поджарый, такие же очки… Два счетовода разложили для своих подопечных семичасовую гонку по минутам. Но с нами делиться планами отказываются наотрез. Хольцер прячется за обтекаемым «300 километров - это 300 километров. Может случиться что угодно».

Последним в командный автобус загружается трехкратный чемпион мира и трехкратный победитель «Милан - Сан-Ремо» Оскар Фрейре. Он не нервный, не скованный и совсем не в эйфории. Это неприятное «что угодно» нам сегодня не грозит. «Что угодно» уже происходило с Фрейре в прошлом году. Тогда Оскар, выступавший за голландский «Рабобанк», попал в завал в середине «Милан - Сан-Ремо» да так и не успел догнать ушедший вперед пелотон. До финиша испанец добрался как раз к награждению тогдашнего победителя австралийца Мэттью Госса.

- А я вас знаю, - подмигивает мне один из спортивных директоров «Катюши».

- А я вас тоже знаю, - улыбаюсь в ответ.

Кто же не знает Эрика Цабеля. В 2004 году великий немецкий спринтер на финише в Сан-Ремо пересек финишную черту, победно вскинув руки, но мгновением раньше его соперник, который отставал почти на пол-колеса, каким-то чудесным рывком прокинул свой велосипед и оказался на несколько миллиметров впереди. Фотофиниш был неумолим - Цабель только второй. Хитрецом оказался как раз Оскар Фрейре. Теперь Фрейре и Цабель в одной упряжке. Первый - в пелотоне с надписью «Итера» на груди. Второй - в красной «Шкоде» позади пелотона.

Наша первая остановка - в 70 километрах от старта. Гонщики тут появятся только через час, но припарковаться уже не просто - обочина трассы заставлена машинами. Здесь и технички команд, и обычные «гражданские» авто болельщиков. На мосту в 200 метрах от нас - внушительная толпа - оттуда открывается отличный вид на трассу. Вот только в ближайший час по этой трассе будут летать фуры, а никак не Фрейре с соперниками. И ничего, итальянский народ с удовольствием развлекает себя самостоятельно - кто-то затеял пикник, кто-то фотосессию, а кто-то с помощью непереводимой игры слов и идиоматических выражений общается с соседями. Гонщики пролетают за несколько минут - сначала девять лидеров, уехавших в отрыв, потом основная группа - и все, пора искать новую «точку». Мы срываемся и пулей вылетаем на автостраду, но уверены, что итальянские велотиффози опередят нас снова. И снова будут ждать целый час, чтобы хотя бы на несколько секунд поглазеть на любимцев.

И действительно - на нашей следующей точке - пункте питания - машин, как на Ленинградке в час пик. Мы даже не паркуемся - бросаем наш микроавтобус где попало - лишь бы не на пути у пелотона. Фотографы орангутангами свисают с фонарных столбов. Ждем.

ФАБИАН БЕЗРАССУДНЫЙ

- Расстояние между отрывом и пелотоном - 11 минут, - пронзительный голос итальянского судьи обрушил бы с ближайшей вершины лавину, если бы там все еще лежал снег. Включаю секундомер: пелотон проносится через 8 с половиной минут. Во главе основной группы наш Эдуард Ворганов и его усилиями преимущество беглецов тает, как… Впрочем, про снег было в предыдущем предложении.

Мы спускаемся с покоренной вершины. И вот тут уже не до шуток - скорость пелотона предельная, а трасса хоть и сухая, но петляет коварно - на одном из виражей падает колумбиец Кинтеро, к нему спешит скорая, врачи закрывают гонщика одеялом - но не чтобы согреть, а чтобы отгородить от камер. Но с помощью пробивного оператора весь мир видит - Кинтеро лежит без движения. Вот оно хольцеровское «что угодно». Уже через некоторое время рация сообщит нам, что в госпитале колумбиец пришел в сознание. Чуть позже трасса не пощадит одного из фаворитов - бельгийца Филиппа Жильбера и нашего Владимира Гусева. а еще «что угодно» произойдет с чемпионом мира британцем Марком Кавендишем.

- Я не думал, что Кавендиш имеет сегодня серьезные шансы на успех, - признался после финиша Фрейре. Испанца легко понять - организаторы усложнили трассу, добавив еще одну небольшую гору, она и оказалась для Кавендиша фатальной. Несмотря на титанические усилия своих товарищей по команде «Скай» чемпион мира выбыл из борьбы задолго до подъезда к Сан-Ремо.

А ведь «Газзетта делло спорт» писала - «Еще шесть претендентов кроме Кавендиша и Нибали». То есть англичанина и своего любимца Виченцо Нибали журналисты записывали в безусловные фавориты. Выходит, ошиблись. К слову, места для нашего Оскара Фрейре в этом рейтинге не нашлось.

Последние километры дистанции мы досматриваем в командном автобусе «Катюши». Генменеджер Хольцер спокоен, у него в руках рация, но он даже не включает ее - спортивный директор Валерио Пива ведет гонку безупречно, гонщики «Катюши» во главе пелотона - идеальная ситуация, чтобы вывести Оскара Фрейре на финиш и сделать его четырехкратным покорителем в Сан-Ремо. И вот тут, за четыре километра до финиша планам приходит, как говорят в Италии, финита.

От пелотона отделяется мощная фигура в красно-черной майке «Радиошак». Это олимпийский чемпион в гонках с раздельным стартом Фабиан Канчеллара. Выламывая какую-то безумно-тяжелую передачу швейцарец атакует в финишный подъем, за ним бросаются итальянец Нибали и австралиец Джерранс, а вот гонщик «Катюши» Флоренсио не успевает догнать отрыв. Трио - усилиями одного Канчеллары отрывается, пелотон - усилиями одной «Катюши» пытается настичь беглецов. За этой погоней Хольцер смотрит без слов. И лишь за километр до финиша, когда становится понятно, что мы сегодня вне подиума Хольцер бьет рукой по сидению и роняет:

- Шайсе (черт - нем.)

290 километров тотального контроля над гонкой и такой разящий укол. Впрочем, и Канчеллара остается без главного приза - австралиец Джерранс, отсидевшись за спиной швейцарца, первым просовывает колесо в финишный створ. В который раз имя победителя 300-километровой гонки определили какие-то сантиметры.

По дороге назад в Милан - мы с гонщиками «Катюши» останавливаемся у «Макдональдса». Наши парни с аппетитом жуют гамбургеры и картошку-фри. Они заслужили более роскошный и куда более праздничный ужин. Вот только Сан-Ремо - столица не только песен, но и игорного бизнеса. А в рулетке, как ни считай варианты, иногда выигрывает зеро.

СТАТИСТИКА

Милан - Сан-Ремо

Классическая гонка

298,5 км

1. Саймон Джерранс (Австралия, Гринедж) _ 2. Фабиан Канчеллара (Швейцария, Радиошак), 3. Виченцо Нибали (Италия, Ликвигаз)… 7. Оскар Фрейре (Испания, Катюша) - у всех время победителя.

Новости. Велоспорт