Время Грегари. Обеспечив себе седьмую корону «тура», Армстронг позволил отличиться своим оруженосцам
ВЕЛОШОССЕ
«ТУР ДЕ ФРАНС»
Ключевой момент последней недели «Тура» придется на субботу. В этот день в гонке с раздельным стартом участники «Большой петли» окончательно разберутся, кто и где будет стоять в табели о рангах. Пока же, по дороге в Сент-Этьен – тут пройдет 55-километровая разделка, – свои локальные задачи решают мастера спринта и трудяги грегари.
ПРАОТЦЫ ПОСМЕЯЛИСЬ БЫ
Узнав, что в XXI веке самый длинный этап на «Туре» не дотянет и до 250 километров, его «отцы-основатели» снисходительно усмехнулись бы. А возможно, и разгневались бы – ведь задумана гонка была как жесточайшее испытание способности человека выдерживать невообразимые нагрузки. То есть чем хуже, тем лучше.
Рассказывают, что во время первого штурма самого высокого пиренейского перевала Турмале обладатель железного характера Ляпи не выдержал и крикнул в сторону машины организаторов: «Убийцы!».
Когда эти слова передали Анри Дегранжу, тот кивнул и произнес: «Что ж, я польщен. Для меня это звучит похвалой за хорошо сделанную работу».
Поначалу рейды длиной под 500 километров разделялись днями отдыха. Но как можно было успеть восстановиться после без малого суточной езды по горам на тяжеленном велосипеде. Да еще с одной передачей – для того чтобы «переключиться», нужно было менять колесо или накручивать другую шестеренку.
Старты и финиши в кромешной тьме были в порядке вещей. Случалось, гонщики не сразу разбирали, союзник рядом с ними или соперник. На рубеже 20-х и 30-х годов экстенсивный подход к формированию маршрута стал уступать место интенсивному. Не в последнюю очередь это объяснялось тем, что устроители многодневки стали отклоняться от устоявшегося кольца, включавшего одни и те же крупные города. Больше этапов, меньше отдыха между ними, дистанции короче, зато скорости выше.
ВОЙНА МАРАФОНАМ!
В конце 40-х один из прославленных ветеранов, Рене Вието, признавался: «Я тоскую по настоящим этапам. Нынешние – совсем короткие. Даже не успеваю толком разогреться и втянуться в гонку, как все уже летят сломя голову». Это было сказано в середине «Тура», 9 из 21 отрезка которого имели протяженность свыше 230 километров, а один – даже более 300!
Мода на обилие сверхмарафонов в рамках «Большой петли» окончательно пошла на убыль лишь в 60-е. В конце 90-х, после серии скандалов на крупнейших супермногодневках, Международный союз велосипедистов провозгласил, что в рамках борьбы с запрещенными препаратами требует от организаторов сокращать дистанции гонок.
Начальство «Вуэльты» взялось за дело наиболее ретиво. В результате здесь, не боясь растратить силы преждевременно, гонщики на любом этапе летят во весь опор. В том числе при сильнейшем боковом ветре и в страшную жару. Из-за этого даже иные фавориты не успевают поймать нужный ритм. Данное обстоятельство даже подталкивает их к мысли строже блюсти спортивный кодекс.
Общество «Тур де Франс» действовало аккуратнее. Сокращение длины этапов не было радикальным – скорее оно получилось косметическим. Протяженность самого длинного этапа и его рельеф зависят не от общемировой тенденции, а от режиссерского замысла оргкомитета в определенный год.
ПОДМАСТЕРЬЯ- ЧЕМПИОНЫ
Свою главную миссию дистанция – без малого 240 километров – в среду выполнила. Такой объем работы в удушающую жару, после нескончаемой череды пиренейских восхождений накануне, заставил фаворитов осторожничать. Впереди горы Массиф Сентраль. Пусть они не такие сложные, как Альпы, но пройти их тоже желательно без злоключений.
Гранды с легким сердцем отпустили отрыв – все происходило по законам жанра. Разрыв 20 минут за 90 километров до финиша? Ну и замечательно, особенно с точки зрения «Дискавери». У них 2 делегата впереди, Чечу Рубера и Паоло Савольделли, а у «Т-Мобайл» – один, Оскар Севилья. Есть возможность перекроить командный зачет.
Победителя «Джиро д’Ита - лия-2005» Савольделли эксперты давно «похоронили». На что может рассчитывать человек, почти три недели отработавший на Армстронга? Но он как будто только сегодня стартовал! На пару с победителем молодежного чемпионата мира 1997 года Куртом-Асле Арвесеном он развалил слаженно работавшую группу лидеров и разыграл финишный спринт.
Вот когда пригодилось мастерство экс-оруженосца Марио Чиполлини (до восхождения на подиум «Джиро» в 2002 году в составе скромной «Алексиа» Паоло раскатывал Супремарио в «Саеко», будучи первым вагоном его «поезда»). Саво ускорился точь-в-точь как три с лишним года назад – не поднимаясь из седла, постепенно, казалось бы, набирая темп. И норвежец капитулировал.
За все предыдущие годы самовластия Армстронга его грегари не получали шанса на победу. Разве что в командной гонке, где почести приходилось делить на девятерых. А тут за три дня – две победы. Хинкепи и Савольделли заставили нас вспомнить, на что способны звездные «доместики», если дать им волю.
ТУР ДЕ ФРАНС
Супермногодневка серии «Про Тур» (21 этап)
18-й этап. Альби – Менд (189 км). 1. Серрано (Испания, Либерти Сегурос) – 4:37.36. 2. Вассер (Франция, Кофидис) – отставание 0.27. 3. Меркс (Бельгия, Довитамон-Лотто) – то же время. 4. Зандио (Испания, Ильс Балеарс) – 1.08. 5. Пелизотти (Италия, Ликугас-Бьянки) – то же время. 6. Веклер (Франция, Боувояж Телеком) – 1.28… 11. Эванс (Австралия, Давитамон-Лотто) – 11.18. 12. Армстронг (США, Дискавери). 13. Бассо (Италия, Си-эс-си). 14. Ульрих (Германия, Т-Мобайл) – у всех то же время. 15. Винокуров (Казахстан, Т-Мобайл) – 11.55. 16. Расмуссен (Дания, Рабобанк). 17. Лейфаймер (США, Герольштайнер). 18. Мансебо (Испания, Ильс Балеарс) – у всех то же время… 61. Карпец (Россия, Ильс Балеарс) – 17.09… 152. Меньшов (Россия, Рабобанк) – 22.07.
Общий зачет. 1. Армстронг – 77:44.44. 2. Бассо – отставание 2.46. 3. Расмуссен – 3.46. 4. Ульрих – 5.58. 5. Мансебо – 7.08. 6. Лейфаймер – 8.12. 7. Эванс – 9.49. 8. Винокуров – 10.11… 50. Карпец – 1:40.40… 86. Меньшов – 2:28.07.