Заколдованная гонка. Французские гонщики не могут победить на «Большой петле» уже 20 лет

Как английские теннисисты в последние годы не выигрывают Уимблдон, французские велогонщики, наследники великих Бернара Ино и Жака Анкетиля, не в силах покорить «Тур де Франс». Почему страна, подарившая миру самую знаменитую веломногодневку, пребывает на
news

ВЕЛОШОССЕ
«ТУР ДЕ ФРАНС»

Как английские теннисисты в последние годы не выигрывают Уимблдон, французские велогонщики, наследники великих Бернара Ино и Жака Анкетиля, не в силах покорить «Тур де Франс». Почему страна, подарившая миру самую знаменитую веломногодневку, пребывает на ней в роли статиста?

В разных версиях международного регламента класс, к которому относятся супермногодневки, обозначается по-разному. Один из самых старых, но живучих терминов – «национальный тур». «Джиро» – тур Италии, «Вуэльта» – тур Испании, «Тур де Франс» – тоже ясно, чей тур… Ясно, да не совсем. С одной стороны, цифры это подтверждают. У французов – 36 побед в общем зачете. Вдвое больше, чем у ближайших преследователей, бельгийцев. В стартовом протоколе нынешней гонки – 5 команд, также больше, чем от любой другой страны. Вот только когда последний раз выигрывал желтую майку француз? И кто задает тон в нынешних профессиональных группах родины Бернара Ино и Жака Анкетиля?

ФРАНЦИЯ ЖИВЕТ БЫЛЫМИ ЗАСЛУГАМИ

Ответ на первый вопрос найдется в любом справочнике – цифра «36» не менялась с 1985 года, когда Бернар Ино, ныне вообще не отходящий от подиума (он руководит церемониями награждения), выиграл пятый раз в карьере. Лоран Финьон, очкарик по прозвищу Профессор, в 1989-м имел шанс стать трехкратным чемпионом, лидировал всю гонку, чтобы на последнем этапе по итогам «разделки» на Елисейских полях проиграть Грегу Лемонду менее десяти секунд! И с тех пор как отрезало. Лоран Жалабер почему-то лучше чувствовал себя на «Вуэльте» (вряд ли из-за климата, скорее всего, потому, что ее в те годы непатриотично игнорировал Мигель Индурайн); Ришар Виранк дважды останавливался в шаге от высшей ступеньки – в 1997-м и 1998-м, но он всегда был ужасающе плохим раздельщиком, а это для общего зачета – приговор. Хотя многим болельщикам и середина 90-х представляется золотым веком – в сравнении с тем, что они видят сегодня.

Здесь мы должны плавно перейти к ответу на второй вопрос: кто капитанит во французских командах? В «Франсез де Же» – австралийцы, там вообще образовалась англоязычная диаспора с легкой руки Бреда МакГи, убедившего менеджмент скупить всех его друзей и знакомых, хорошо хоть не родственников (это не шутка, Родни МакГи не так давно тоже прилично выступал, особенно на треке). «Кофидис» с недавних пор тоже заговорил по-английски, и все дружно помогают Стюарту О’Грейди воевать за зеленую майку. У «Креди Агриколь» поначалу здорово шел Кристоф Моро, замыкая тройку лучших, но он уже не раз демонстрировал удручающую способность проваливаться на третьей неделе (меньше всего этот недуг проявился в 2000-м, но тогда на третью ступень пьедестала его не пустил товарищ по «Фестине» Хосеба Белоки) – так произошло и на сей раз в Пиренеях. Спасать призрачные шансы француза отрядили Андрея Кашечкина, хотя молодой талантливый казахстанец в горах чувствовал себя намного лучше. В итоге вытащить обессилевшего Моро из «отвалов» так и не удалось, а Кашечкин потерял реальный шанс взять майку лучшего молодого гонщика.

Есть, конечно, еще «Бюиг Телеком», команда-семья, составленная не просто исключительно из французов, но преимущественно из представителей одного региона – Вандеи (недавно купленный экс-чемпион мира Лоран Брошар смотрится почти чужаком, хотя его родной автомобильно-мотоциклетный «Ле Ман» – всего в паре сотен километров от дома менеджера Бернадо). У них прекрасная атмосфера в группе, на внутренней арене они выступают блистательно, выиграв, например, большинство чемпионатов Франции последних лет. Но когда доходит до «Тура» – прилежно играют роль «калифов на час». Час, правда, может затянуться – в прошлом году Томас Феклер носил желтую майку десять дней, в 2001-м Франсуа Симон – три; но при этом сами гонщики понимали, что шансов удержаться хотя бы в итоговой тройке – никаких.

ФРАНЦУЗЫ РАЗУЧИЛИСЬ РАБОТАТЬ

Да и не о «тройках» сейчас речь – французские болельщики жаждут победы. Они хотят услышать «Марсельезу» взамен звучащего под Триумфальной аркой шесть лет подряд американского гимна. Они настолько устали ждать, что готовы носить на руках каждого земляка, который дарит им хотя бы проблеск надежды. И вместе с тем сразу начинают требовать от него скорых успехов. Молодые французы просто не в силах нести груз таких ожиданий. И дело не в психологии.

Пару лет назад все взоры были обращены на Сильвена Шаванеля и Санди Касара. Парни выигрывали на трассах недельных многодневок, казалось, стоит немного подрасти, возмужать – и все получится на дистанции втрое длиннее. Но… тридцатка сильнейших – то ли это, о чем мечтали? Уступая всем фаворитам в «разделке», Сильвен и Санди даже не пытаются отыгрываться в горах. Они, конечно, не Виранки и не Пантани, но, карабкаясь на перевалы с потухшим, обреченным взором, равномерно вращая удобные передачи, никогда не станут даже отдаленно похожими на звезд горных восхождений.

Спортивные издания почти в каждом номере помещают статьи, проблематика которых сводится к поиску ответа на вопросы «что делать?» и «кто виноват?» (чувствуется влияние русской эмиграции). Особенно часто в последнее время обращаются за советом к Бернару Ино. Последний чемпион пресекает рассуждения в самом начале. «В сегодняшнем поколении претендентов на подиум я не вижу, – отрезает он. – Нужно что-то менять на стадии юношеских гонок. И не приучать молодых гонщиков радоваться малому. Их зарубежные соперники в это же время едут гораздо быстрее и куда жестче. Вот на них и надо ориентироваться. А нынешним остается бороться за отдельные этапы».

«ТУР ДЕ ФРАНС»

Супермногодневка серии «Про Тур» (21 этап)

16-й этап. Мурен – По (180,5 км). 1. Перейро (Испания, Фонак) – 4:38.40. 2. Зандийо (Испания, Ильс Балеарс). 3. Маззолени (Италия, Лямпре-Каффита). 4. Эванс (Австралия, Давитамон-Лотто) – у всех время победителя. 5. Жильбер (Бельгия, Франсез де Же) – отставание 2.25. 6. Геслин (Франция, Боувояж Телеком) – то же время… 27. Ульрих (Германия, Т-Мобайл) – 3.24… 29. Лейфеймер (США, Герольштайнер)… 35. Мансебо (Испания, Ильс Балеарс). 36. Армстронг (США, Дискавери). 37. Расмуссен (Дания, Рабобанк)… 38. Бассо (Италия, Си-эс-си)… 51. Винокуров (Казахстан, Т-Мобайл)… 54. Карпец (Россия, Ильс Балеарс) – у всех то же время… 153. Меньшов (Россия, Рабобанк) – 21.33.

Общий зачет. 1. Армстронг – 66:52.03. 2. Бассо – отставание 2.46. 3. Расмуссен – 3.09. 4. Ульрих – 5.58. 5. Мансебо – 6.31. 6. Лейфеймер – 7.35… 9. Винокуров – 9.38… 48. Карпец – 1:32.57… 83. Меньшов – 2:15.02.

Новости. Велоспорт