Велошоссе. «Ведь это наши горы!..». Представляем Сантьяго Ботеро – одного из фаворитов и единственного колумбийца на «Туре»
ВЕЛОШОССЕ
«ТУР ДЕ ФРАНС»
Прежний президент общества «Тур де Франс» Жак Годе был ярым сторонником расширения географии гонки. В эпоху его правления появились проекты, которые и сейчас кажутся вполне современными (в силу своей утопичности): например, провести первые этапы где-нибудь за морями-океанами. Скажем, в Америке…
ГОРЯЧИЕ ПАРНИ
Справедливости ради заметим: более реальные планы Годе блестяще осуществились. Так, в 1983 году на «Туре» появились колумбийцы. Много и сразу. К тому времени мода устраивать состязания на уровне национальных команд безнадежно канула в Лету (последний раз такая формула применялась на «Большой петле» в 1968-м), поэтому ребятам подыскали спонсора – разумеется, «Кафе де Коломбия». И началось!
Латиноамериканцы не признавали канонов. При виде первого же серьезного подъема их охватывало жесточайшее возбуждение, они рвались на вершину, забывая о тактике (а может, и не подозревая о ее существовании) и не думая об экономии сил. Европейские журналисты наперебой прогнозировали: горячие парни пару лет покатаются, наберутся опыта, и на «Туре» им не будет равных. Успехи действительно не заставили себя долго ждать. В 1984-м, победив грозного Бернара Ино на Альп д’Юэз, Лючо Эррера в одночасье стал национальным героем.
Это не преувеличение. В стране, где велоспорт всегда был культовым видом, ловили каждую весточку с французского тура. С телетрансляциями здесь туго, а вот прямые радиорепортажи слушали (и слушают до сих пор) миллионы. Три года спустя крохотный, похожий сложением на мальчишку-школьника, Луис впервые выиграл майку «горного короля» – белую в красный горох. Тогда же авторы поспешных прогнозов поняли: желтые майки латиноамериканцам не светят. На равнинных этапах при высокой средней скорости их «выдувало» из группы, а потерянное в «разделках» никакими горными рейдами не отыграть.
Третье место на итоговом подиуме Фабио Парры (старшего брата возмутителя спокойствия на «Джиро-2005» Ивана Парры) в 1988-м и победы на отдельных этапах оказались пределом. «Что поделать, – скажет 12 лет спустя Сантьяго Ботеро. – У нас от порога дома начинаются перевалы, а равнину еще надо поискать. Негде работать скоростные отрезки».
ЧТЕНИЕ ПОСЛЕ ФИНИША
Но именно Ботеро заставил после долгого перерыва заговорить о Колумбии вновь. В 2000-м, сбросив за полгода десять (!) килограммов, он взял майку горного короля и праздновал успех на финише в Бриансоне. Санти – абсолютно «неправильный» колумбийский гонщик. Кряжистый, светловолосый, сероглазый – это внешние признаки нетипичности. Есть и другие: довольно богатые родители, фундаментальное образование, широта кругозора (назовите еще хотя бы одного велосипедиста, который листает в перерывах между этапами экономическую периодику).
Даже в минуту наивысшего успеха (он выиграл чемпионат мира в гонке с раздельным стартом, став выдающимся колумбийским исключением из правил), Сантьяго посещают невеселые раздумья. «То, что происходит в моем родном Медельине, я изменить не в состоянии. Люди, правда, ко всему привыкают: в результате разборки наркобаронов разносит половину супермаркета, десятки погибших, а через день после окончания ремонта в нем вдвое больше посетителей. Но иногда у меня получается подарить этим людям редкий день праздника. Это ведь тоже важно?»
ПЕЛОТОНЫ И НАРКОБАРОНЫ
И вот спустя пять лет – возвращение в Бриансон. Все та же дорога под сенью могучей старинной крепости на скале. Стремительный спуск к финишу по улицам городка. Только теперь Санти не один. Рядом – бывший товарищ по команде Александр Винокуров, которому не до ностальгии. Нужно непременно доказать всем и себе самому, что фиаско в Куршевеле было досадной случайностью. В компании острого финишера колумбийцу не светило войти в ту же реку. Остался вторым, проиграл. Будет пробовать еще. Но если получится, стоит трижды подумать, прежде чем отправляться на родину праздновать успех. Безусловно, толпы восторженных болельщиков гарантированы. Но как забыть письма с угрозами?
Всякий, кто «высовывается», играет в Колумбии с огнем. Несколько лет назад Лючо Эрреру похитили с целью выкупа – это лишь один из множества подобных случаев. К счастью, горный король 80-х – в любимцах не только у народа, но и у тех, кто стоит над ним. Эррера вернулся домой целым и невредимым. Не всем так везет.
Да хранит судьба единственного представителя Колумбии в нынешнем «Туре».
В День взятия Бастилии французские гонщики сражаются с особым вдохновением. А их соперники всегда почему-то стремятся огорчить французов при всем честном народе. В последние десятилетия хозяевам везло меньше гостей, но красивая победа Ришара Виранка в прошлом году заставила поверить, что уж в праздничный-то день любимцам местной публики удается прыгнуть выше головы. Давид Монкусье из «Кофидиса» оправдал эту надежду. Проехав более сотни километров в отрыве с сильными конкурентами (лучше всех выглядел бронзовый призер афинской Олимпиады Аксель Меркс, сын легендароного Эдди Меркса), француз сумел уйти от них на предпоследней горе. Провансалец хорошо знает дороги в окрестностях Динь-ле-Бена и на спуске развил добытое преимущество. Неорганизованные усилия преследователей не позволили им приблизиться, а спринт за второе место выиграл еще один француз — Санди Касар. Лидеры генеральной классификации хранили олимпийское спокойствие. А вот в борьбе за зеленую майку ситуация обострилась в связи со сходом замученного травмами Тома Бонена.
«ТУР ДЕ ФРАНС»
Супермногодневка категории «Про Тур» (21 этап)
12-й этап. Бриансон—Динь-ле-Бен (187 км). 1. Монкусье (Франция, Кофидис) – 4:20.06. 2. Касар (Франция, Франсез де Же) — отставание 57 секунд. 3. Висиосо (Испания, Либерти Сегурос). 4. Альган (Франция, Креди Агриколь). 5. Арриета (Испания, Ильес Балеарс). 6. Пелидзотти (Италия, Ликигас-Бьянки). 7. Меркс (Бельгия, Лотто-Давитамон). 8. Гарате (Испания, Соньер Дюваль) — у всех то же отставание… 14. Мак Юэн (Австралия, Лотто-Давитамон) — 10.33… 41. Армстронг (США, Дискавери)… 43. Бассо (Италия, Си-Эс-Си)… 50. Ульрих (Германия, Ти-Мобайл)… 117. Карпец (Россия, Ильс Балеарс). 118. Меньшов (Россия, Рабобанк) – у всех то же отставание.
Общий зачет. 1. Армстронг – 41:59.57. 2. Расмуссен – отставание 0.38. 3. Моро – 2.34. 4. Бассо – 2.40. 5. Вальверде – 3.16. 6. Ботеро – 3.48. 7. Лейфаймер – 3.58. 8. Мансебо – 4.00. 9. Ульрих – 4.02… 12. Винокуров – 4.47… 51. Меньшов – 46.16… 54. Карпец – 47.34.