Велошоссе. Кто за Армстронгом? Два тяжелейших горных этапа должны были ответить на главный вопрос супермногодневки
ВЕЛОШОССЕ. «ТУР ДЕ ФРАНС»
Эскорт Армстронга оказался на удивление непочтительным, лишив шестикратного чемпиона запланированной победы в Куршевеле. Триумфально завершить марафон в Париже, но не выиграть ни одного этапа индивидуально – такой вариант ненасытного техасца не устраивает. А потому предположение, что на десятом этапе Лэнс подарил победу Алехандро Вальверде, вызывает лишь ироничную улыбку.
ОБОШЕДШИЙ КОРОЛЯ ВАЛЬВЕРДЕ…
Разбросав благодаря самоотдаче оруженосцев защитные построения «Т-Мобайл» по всему перевалу, Армстронг наткнулся на… Балеарские острова. Двое гонщиков «Ильес Балеарс» впились в него мертвой хваткой. Пока третий, Владимир Карпец, вел борьбу за выживание в шести минутах позади, Вальверде и Франсиско Мансебо демонстрировали яркий пример тактической схемы «кто во что горазд». Попытаться задергать Армстронга атаками с двух сторон испанцы просто не решились. К тому же, как признался потом Алехандро, американец распорядился работать с ним, чтобы как можно дальше убежать от Ульриха и компании. Что тут скажешь – босс есть босс. Хорошо хоть на финише позволяет с собой спорить.
В том, что Алехандро Вальверде – восходящая звезда, убежден даже сам король многодневки. Только капитан «Дискавери» не предполагал, что эта звезда блеснет ему прямо в глаз уже на первом горном этапе. Уроженец Мурсии еще в юниорские годы заслужил прозвище Непобедимый: на внутренней арене он расправлялся с ровесниками играючи в любых состязаниях – от разделок до горных многодневок. На адаптацию в профессиональном мире понадобился один сезон, а в два последующих, выступая за самую старую команду пелотона – «Кельме», он удивил всех уникальным сочетанием противоречивых качеств. Слишком щуплый для спринта Вальверде тем не менее разделывался с могучими специалистами этого упражнения даже во главе большой группы. А уже через пару недель штурмовал пиренейские перевалы на равных с невесомыми горовосходителями, что принесло ему место на подиуме «Вуэльты-2003».
В длительном отрыве он также чувствует себя хозяином положения. Осталось подтянуть разделку, чтобы испанец стал воплощением компьютерной модели идеального гонщика.
МЕЧТАЮЩИЙ ОБ ЭТОМ РАСМУССЕН...
Семикратный горный король «Тур де Франс» Ришар Виранк, ныне эксперт и корреспондент французского подразделения нашего канала, в восторге от своего преемника – Михаэля Расмуссена, еще одного участника «эскорта» на 10-м этапе. По трассе нынешнего «Тура» идут четыре маунтинбайкера, забросивших горные хардтейлы на антресоли ради шоссейной карьеры (помимо Михаэля – Кэдел Эванс, Флойд Лэндис и Дарио Чьони). Но датчанин, чемпион мира в кросс-кантри 1999 года, в этом году изумляет не только бывших коллег. Отработать в затяжном отрыве, выиграть этап (попутно собрав все шесть горных премий) и через день продолжать в том же духе – Цыпленок оказался двужильным. Кажется, рецепт Жалабера – собирать только «дорогие» финиши, первой и высшей категории – ему просто не нужен, он «метет» все подряд. Если бы Армстронг не сказал ему нескольких ласковых слов, Расмуссен сгоряча развалил бы финальный отрыв (который в итоге принес ему вторую позицию в общем зачете). Любопытно, надолго ли хватит датчанина при такой затратной тактике?
... И РАЗОЗЛИВШИЙСЯ ВИНОКУРОВ
…На следующий день после малообжитого велоспортом Куршевеля (этап «Тура» финишировал здесь всего в третий раз; правда, список победителей впечатляющий: Виранк, Пантани, Вальверде) гонщики отправились по легендарному маршруту, через великие перевалы Мадлен, Телеграф и Галибье. Правда, на сей раз финиш в долине после длинного спуска к Бриансону. Но на этом самом спуске в 1921 году самый невезучий гонщик в истории «Тура» Эжен Кристоф в очередной раз сломал вилку и с десяток километров топал под гору пешком, пока не набрел на кузницу, где смог отремонтировать инвентарь. И хотя сейчас с гигантской горы высотой под три километра спускаются в сопровождении «техничек» – все же осторожнее, ребята.
Провалившийся на подъеме в Куршевеле Винокуров, словно услышав мой совет, выдал вчера просто потрясающую гонку. Уехав в отрыв аж за 120 (!) километров до финиша, он одного за другим отцепил от своего колеса попутчиков по пробегу и легендарную Коль де Галлиб покорял в гордом одиночестве.
«Руливший» пелотоном Армстронг слишком поздно понял, что разозлившегося из-за неудачи предыдущего дня казахстанца уже ничто не остановит. До последнего момента не верил в это упрямо преследовавший Вино колумбиец Сантьяго Ботеро. На крутом спуске в Бриансон гонщик из «Фонака» даже достал Винокурова, но, как показал финиш, Александр четко контролировал ход гонки. Когда за 500 метров до финиша Вино встал на педали, никакая сила уже не могла его удержать. Сжав зубы и победно вскинув руки, Александр въехал в историю «Тура». Он выиграл один из самых сложных его этапов.
«ТУР ДЕ ФРАНС»
Супермногодневка категории «Про Тур» (21 этап)
11-й этап. Куршевель – Бриансон (173 км). 1. Винокуров (Казахстан, Т-Мобайл) – 4:47.38. 2. Ботеро (Колумбия, Фонак) – то же время. 3. Моро (Франция, Креди Агриколь) – отставание 1.14. 4. Джулич (США, Си-эс-си). 5. Маззолени (Италия, Лямпре-Каффита). 6. Армстронг (США, Дискавери). 7. Эванс (Австралия, Давитамон-Лотто). 8. Лейфаймер (США, Герольштайнер). 9. Расмуссен (Дания, Рабобанк)… 11. Вальверде (Испания, Ильс Балеарс)… 13. Бассо (Италия, Си-эс-си)… 15. Ульрих (Германия, Т-Мобайл). 16. Мансебо (Испания, Ильс Балеарс)… 110. Меньшов (Россия, Рабобанк) – 31.15… 164. Карпец (Россия, Ильс Балеарс) – 39.46.
Общий зачет. 1. Армстронг – 41:59.57. 2. Расмуссен – отставание 0.38. 3. Бассо – 2.40. 4. Моро – 2.42. 5. Вальверде – 3.16. 6. Ботеро – 3.47. 7. Лейфаймер – 3.58. 8. Мансебо – 4.00. 9. Ульрих – 4.02… 12. Винокуров – 4.47… 49. Меньшов – 46.16… 52. Карпец – 47.34.