Велобезумие – на экспорт! Почему французская супермногодневка делает крюк в Германию

Сегодня супермногодневка «Тур де Франс» въезжает на территорию Германии. Короткие зарубежные вояжи давно стали традицией «Большой петли». Каждая такая вылазка – настоящий праздник для миллионов зарубежных болельщиков.
news

ВЕЛОШОССЕ
«ТУР ДЕ ФРАНС»

Сегодня супермногодневка «Тур де Франс» въезжает на территорию Германии. Короткие зарубежные вояжи давно стали традицией «Большой петли». Каждая такая вылазка – настоящий праздник для миллионов зарубежных болельщиков.

СОТНИ ТЫСЯЧ НА ОБОЧИНЕ

Еще только работая над проектом первой супермногодневки, Жео Лефевр мечтательно говорил своему боссу Анри Дегранжу: «Это будет не просто гонка. Представьте – пройдя по периметру всю страну вместе с гонщиками, мы напомним публике, насколько красива Франция, как уникальны и разнообразны ее пейзажи!».

Слова, произнесенные одним из «отцов-основателей» в эпоху черно-белой фотографии и немого кино, оказались особенно актуальны в начале XXI века. Совершенные телевизионные технологии, асы-операторы, а с ними – отчаянные пилоты вертолетов и мотоциклов выбирают совершенно немыслимые точки для съемки. За три недели зрители успевают полюбоваться стремительным бегом пелотона на фоне замков в долине Луары, бесконечных лесов под Орлеаном, зеленых горных лугов в Альпах и скалистых обрывов в Пиренеях…

И все-таки многим, очень многим не сидится у телевизора. Битком набитые гостиницы, необходимость бросать машину в долине и карабкаться на перевал пешком (в лучшем случае – при наличии подготовки – на велосипеде) – сотни тысяч болельщиков готовы мириться со всеми неудобствами. Кто устоит перед соблазном стать частью праздника, предпочтя сидение перед «ящиком» суматохе «виль де департ» (стартового городка, где звезды, как простые смертные, расхаживают отдельно от своих карбоновых супервелосипедов) и карнавальному шествию рекламного каравана, осыпающего публику угощениями и сувенирами?!

Немалый процент аудитории не следит за гонками ни до, ни после «Тура»; но главная многодневка – это всемирное достояние, история, которая пишется на твоих глазах, и французы очень хорошо это осознают.

ЗА АРМСТРОНГОМ – В ПЛАВКАХ

Любители сравнивать и анализировать утверждают, что в Италии, Испании и Бельгии публика более подкованная, что на серпантинах Доломитов и на брусчатках Фландрии живой коридор состоит из фанатов, экипированных не хуже тех, кто проносится мимо. Но именно на «Тур де Франс» можно наблюдать всеобщее велосипедное безумие в чистом виде, причем клиническую картину создают отнюдь не местные: туристы в плавках, завернутые в звездно-полосатые флаги, сломя голову бегущие за Армстронгом быстрее Асафы Пауэлла; облаченные в оранжевые майки «Эускальтель-Эускади» толпы басков, готовых жизнь отдать за Ивана Майо и Аймара Субельдию (не забыв перед этим заявить о своей приверженности автономии).

В ближайшие дни шанс сойти на время с ума предоставляется поклонникам Яна Ульриха и «Т-Мобайл» – «Тур» вновь прибывает в Германию. Немецкие гастроли 2000 года, два этапа в окрестностях Фрайбурга, собрали вдоль обочин более двух миллионов человек. И хотя тогда в победу Кайзера верили больше, чем сейчас, – вряд ли это повлияет на посещаемость, скорее всего, она вновь побьет все рекорды. Если уж перед стартом 5-го этапа, в сотне километров от Парижа, телекомовцев приветствовала солидная делегация фан-клуба, вооруженная огромными транспарантами, – можно представить, что будет при подъезде к Карлсруэ.

ОТОМСТИТ ЛИ ПАРИЖ ЛОНДОНУ?

Для чего Туру, и без того донельзя успешному предприятию, «детуры» – отклонения от традиционных маршрутов? Просто так было всегда. Первый зарубежный вояж «Большая петля» совершила в 1906 году именно в Германию, а на следующий год этап финишировал даже в оккупированном тогда немцами Метце. Тогда, в предвоенную эпоху, это было частью политических игр. В мирное время желание продефилировать перед носом у потенциального противника сменилось движением навстречу европейским соседям. Кто знает, в какой степени способствовала объединению Европы практика проводить «Grand depart» – настоящий фестиваль, посвященный старту гонки, и первые несколько этапов – на территории сопредельных государств? Впервые это случилось в Голландии, в 1954-м. В последние 10 лет всерьез рассматривались даже кандидатуры Москвы и Нью-Йорка, но дороговизна проекта и утомительность длительного перелета отпугнули.

В 2007-м «Большая петля» должна отправиться в путь из Лондона. Но после позавчерашнего подведения итогов олимпийской гонки кое у кого появились сомнения – не посчитают ли французы, что туманному Альбиону хватит и Олимпиады? Болельщики на финише 5-го этапа в Монтаржи, узнав о поражении горячо любимого Парижа, поначалу приуныли, и атмосфера в финишном городке была под стать мрачной туче, нависшей аккурат над опасным поворотом. Но когда гонка ворвалась в город 120 мостов, тучи давно разогнал ветер, солнце высушило асфальт, а на лицах не осталось и следов от слез обиды. Поклонники «Тура» с таким восторгом проводили на пьедестал Робби МакЮэна, будто австралиец сразу после рождения перебрался на берега Верниссона – и с тех пор их друг и добрый сосед.

Читая в хрониках «Тура», как в 1904-м «штабы поддержки» гонщиков-фаворитов расставляли вдоль трассы своих бойцов, чтобы те исподтишка рассыпали в закрытых поворотах битое стекло или поджидали соперника за кустом, готовясь в буквальном смысле слова вставлять палки в колеса, – не перестаешь изумляться. И сейчас, конечно, далеко не все болельщики ведут себя примерно, но если поклонники Ульриха поаплодируют рывку Амстронга, удивляться никто не будет – это норма, а плевки и проклятия вслед – исключение.

Ну а французам, которые сегодня отпускают свой тур погулять за пределами границы, всегда есть чем утешиться. Да, Олимпиада-2012 в Париж не приедет. Зато на Елисейских Полях непременно будет величайший праздник велоспорта. И в этом году, и в следующем – всегда. У Лондона такого праздника нет.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

ТУР ДЕ ФРАНС

Супермногодневка серии «Про тур» (21 этап)

6-й этап. Труа – Нанси (199 км). 1. Бернуччи (Италия, Фасса Бортоло) – 4:12.52. 2. Винокуров (Казахстан, Т-Мобайл) – отставание 0.03. 3. Форстер (Германия. Герольштайнер) – 0.07. 4. Фурлан (Италия, Домина Ваканце). 5. Хусховд (Норвегия, Креди Агриколь). 6. Кирчен (Люксембург, Фасса Бортоло)… 16. Джулич (США, Си-эс-си)… 19. Ульрих (Германия, Т-Мобайл)… 29. Войт (Германия, Си-эс-си)… 31. Хинкепи. 32. Армстронг (оба – США, Дискавери). 33. Попович (Украина, Дискавери)… 39. Петров (Россия, Лямпре-Каффита)… 49. Меньшов (Россия, Рабобанк)… 75. Бассо (Италия, Си-эс-си)… 85. Карпец (Россия, Ильс Балеарс) – у всех то же время.

Общий зачет. 1. Армстронг – 17:58.11. 2. Хинкепи – отставание 00.55. 3. Винокуров – 1.02. 4. Войт – 1.04. 5. Джулич – 1.07. 6. Рубиера – 1.14. 7. Попович – 1.16… 9. Бассо – 1.26… 13. Ульрих – 1.36… 22. Карпец – 2.13… 56. Меньшов – 3.53… 94. Петров – 5.17.

Новости. Велоспорт