Армстронг посвятил победу Екимову
ВЕЛОШОССЕ
«ТУР ДЕ ФРАНС»
Во вторник американская команда «Дискавери Ченел» выиграла командную гонку на 67,5 км, установив невероятный рекорд средней скорости – 57,324 км/ч! А ее лидер Лэнс Армстронг возглавил общий зачет.
В наших краях к командной гонке отношение всегда было особенным. Трепетным, если угодно. Неповторимы ощущения гонщика, когда под туго накачанные велотрубки с шелестом ложится асфальт, скорость под 60 км/ч, а вокруг – все свои, задача которых – не выбить исподтишка на обочину, не задергать безжалостными рывками, а отработать «до упора» на первой позиции и обеспечить оптимальные условия товарищам по команде. Советская сборная была непобедима в этом умении три Олимпиады подряд – с 1972-го по 1980-й.
В середине 90-х олимпийская биография этого вида соревнований прервалась. Международный Союз велосипедистов и МОК решили, что нужно открыть дорогу маунтинбайку и раздельному старту – а программа Игр не резиновая, и кто-то должен уйти. Это был серьезный удар по классической дисциплине. После 1995-го, когда группа Евгения Берзина «Жевисс-Баллан» выиграла в Аленсоне, показав рекордную среднюю скорость 54,930 км/ч, командная гонка перестала проводиться и на «Тур де Франс».
К счастью, руководство «Тура» всегда стремилось диктовать моду, а не следовать ей. В 2000-м командная гонка возвращается на «Большую петлю» и вмиг становится популярнее прежнего. Зрители в восторге, наблюдая, как на недоступных одиночке скоростях, словно новенький TGV-экспресс из Парижа в Нант, все девять человек (а не четыре, как на чемпионатах мира или Олимпиадах) проносятся по гладкому полотну шоссе.
Что до реакции гонщиков, то она не всегда была такой же восторженной. Выросло поколение профессионалов, совершенно не владеющее техникой и тактикой этого вида, – так что, при ближайшем рассмотрении, многие «TGV-экспрессы» представляли собой весьма разболтанные составы с парой мощных локомотивов во главе, готовых растерять половину вагонов при первом порыве бокового ветра или на мало-мальски серьезном подъеме. Подобные проблемы были и у «Ю.Эс.Постал», пока в их составе не появился Вячеслав Екимов.
Олимпийский чемпион Сеула в командной гонке преследования на треке по сути дела выучил ремеслу три состава группы, оставаясь одновременно одним из двух ее самых мощных «двигателей». Вершиной прогресса стал прошлый «Тур», когда почтальоны привезли ближайшим преследователям больше минуты. Если бы на календаре был не 2004-й, а 1936 год, когда в программе «Тура» красовалось пять (!) командных гонок, Лэнсу Армстронгу не пришлось бы ради желтой майки потеть в горах.
ПАРАД ТЕХНОЛОГИЙ
В нынешнем сезоне организаторы многодневки решили дать шанс группам, составленным преимущественно из хрупких «горняков». В регламенте появилась таблица, в которой указано, какое максимальное отставание от победителей может иметь команда, занявшая то или иное место. Фактический проигрыш 21-й команды может быть хоть 10 минут, в личный зачет каждому неудачнику пойдет максимум три. Йохан Брюнель, главная фигура «Дискавери», раскритиковал эту систему в пух и прах. Он был уверен, что Валь де ля Луар, Долина Королей, отбросит всех конкурентов уж наверняка более чем на 20 предписанных секунд. Но, проносясь мимо каждого из шато, у которых были устроены пункты замера времени, стартовавшая последней «Си-эс-си» превосходила команду Армстронга. За полтора километра до финишной черты в Блуа подопечные Бьярне Рииса шли на победу – хотя и с крохотным преимуществом. Не зря же они еще в январе носились туго натянутой струной по дорогам Тосканы, недаром каждый из них по три дня в неделю тренировался на разделочном велосипеде. К слову, гонка стала настоящим парадом новейших технологий.
Яну Ульриху проектировал велосипед бывший космический инженер из НАСА. Армстронг и компания получили машины из нового, более жесткого и легкого карбонового волокна и со значительно улучшенной аэродинамикой, тщательно проверенной на компьютерной модели, а затем в аэродинамической трубе – теперь встречному ветру почти не за что зацепиться…
Велосипед экс-лидера общего зачета Дэйвида Забриски тоже был хорош. И, наверное, еще долго будут выяснять, почему на выходе из поворота, посредине узкой старинной улочки в Блуа, на скрупулезно подготовленной машине слетела цепь. Дэйвид рухнул на асфальт, разодрав в кровь весь левый бок и ударившись тем самым коленом, в которое два года назад вкрутили полпачки шурупов. Рухнули надежды остаться в желтой майке, рухнули реальные шансы команды взять этап. «Си-эс-си» проиграла менее двух секунд – именно из-за этого сбоя.
Забриски докатывал до финиша в одиночку. Если бы он упал на пятьсот метров ближе к финишу, вступило бы в действие «правило красного флажка» – прокол или падение на последнем километре дистанции не мешает гонщику получить результат пятого участника его команды – и Дэйв сохранил бы лидерство. Похоже, госпожа Удача, благоволившая американцу чуть больше года, решила опять нахмуриться.
ШКОЛА ДЖЕНТЛЬМЕНОВ
У Армстронга же с фортуной сохраняются самые теплые взаимоотношения. Спустившись с подиума в своей очередной желтой майке, техасец заявил, что посвящает победу Вячеславу Екимову. И это не просто джентльменский жест в попытке поддержать боевой дух травмированного Еки. Прямой и не всегда дипломатичный (чего стоил хотя бы его совет членам комиссии МОК голосовать за любимый им Париж, после чего только ленивый не обвинил Лэнса в отсутствии патриотизма!), капитан «Дискавери» тем не менее никогда не забывает добра, помнит о тех, кто помог ему взойти на вершину. Во вторник, установив невероятный рекорд средней скорости — 57,324 км/ч, победила екимовская команда. Надеемся, в следующем году повторит свой успех. При его активном участии.
Ну а Армстронг на этом не остановился в совершении благородных жестов. На старт вчерашнего этапа Лэнс вышел… в обычной командной майке, игнорировав почетную желтую мантию лидера генеральной классификации. «Фэйр плей» продолжается.