Велошоссе. У наследника Каннибала разболелись зубы. Это не помешало бельгийцу Тому Бунену выиграть в стиле Эдди Меркса

В отсутствие демонических спринтеров Алессандро Петакки и Эрика Цабеля честь Старого Света на первых этапах «Тура» отстаивает бельгиец Том Бунен
news

ВЕЛОШОССЕ
«ТУР ДЕ ФРАНС»

СОБЫТИЕ ДНЯ

 В отсутствие демонических спринтеров Алессандро Петакки и Эрика Цабеля честь Старого Света на первых этапах «Тура» отстаивает бельгиец Том Бунен. На первом равнинном этапе он оставил не у дел целую ватагу жадных до побед австралийцев.

Бельгийские гонщики на «Тур де Франс» всегда чувствовали себя почти как дома. С 1912 по 1922 год они не пускали хозяев новорожденной многодневки на высшую ступень пьедестала, а в 1920-м и вовсе оккупировали его целиком. Тогда же сформировался образ типичного «агрессора с северо-запада» – физически сильный, высокий, способный часами держать невероятную среднюю скорость, не замерзающий на заоблачных перевалах и не разомлевающий на жарких равнинах.

Много лет спустя пятикратный чемпион Эдди Меркс (прозвище Каннибал) мог 60 километров отработать в одиночном отрыве против штормового ветра – и никакая группа не в состоянии была его догнать. Бельгийцев интересовала не только главная номинация, не брезговали они и другими почетными майками. Уже на третий год существования звания лучшего спринтера его выиграл Стан Окертс. С тех пор зеленую майку получали на Елисейских полях еще 12 его соотечественников. Правда, в последний раз это произошло довольно давно – в 1988-м, когда один из многочисленных представителей велосипедной династии, Эдди Планкерт, набрал 278 очков.

И вот у него появился наследник. Нет, не племянник Жо Планкерт, из которого звезды не получилось. Молодого человека зовут Том Бунен.

В этом году 24-летний гренадер (рост 192 см, вес 84 кг) стал без всякого преувеличения мегазвездой велоспорта. С интересом наблюдая за ходом трехнедельных туров, болельщики из стран Бенилюкса выше всего ценят победы на классических однодневках. А когда спортсмен способен в один сезон взять «Тур Фландрии» и «Париж-Рубэ», разделенные всего неделей, он единогласно признается великим. Хотя в прошлом, дебютном для него «Тур де Франс», Бунен прибрал к своим крепким рукам два этапа, настоящего признания он добился только весной этого года благодаря уникальному достижению на двух северных «классиках».

Для того чтобы надолго стать любимцем публики, у него есть все: выигрышная внешность, обаяние, раскованность, умение свободно объясняться на нескольких иностранных языках. Английский он освоил, когда выступал в «Ю. Эс. Постал». Был прилежным учеником, катал на колесе «Большого Джорджа» Хинкепи, пока однажды дождливым апрельским днем 2002 года Джордж не улетел с брусчатки в сточную канаву. Это было за пару десятков километров до финиша в Рубэ, и юный Томми не стал дожидаться, пока капитан выплывет обратно на дорогу, резонно рассудив, что потерянное время лишит успеха обоих. Бунен стал третьим призером в 21 год, при том, что средний возраст лауреатов «Париж-Рубэ» – за 30. Но бельгиец знал, что это достижение – далеко не предел.

Рискованно и расчетливо одновременно он действует не только на дистанции. Том разорвал контракт с американскими почтальонами, а солидную неустойку с удовольствием заплатила бельгийская команда, в то время называвшаяся «Домо», построенная на фундаменте знаменитой «Мапеи». В ней завершал карьеру великий Йохан Мюзеув, и Бунен торопился поучиться у него ремеслу. Уроки были усвоены мгновенно. Его сравнивают с непобедимым Эдди Мерксом. Возможно, преждевременно. Но, как и Каннибал, Бунен уже сейчас умеет и «зарядить» затяжной сольный рейд против ветра на финише классической однодневки, и оставить за спиной целую толпу специалистов-спринтеров на этапе «Тур де Франс».

Из прославленных мастеров спурта на нынешнем «Туре» нет только Цабеля и Петакки. Эрика отцепили от команды, Алессандро во Францию и не собирался, после «Джиро» все его мысли – о титуле чемпиона мира в Мадриде. Параллельно, правда, Але-Джету приходится думать и о вещах менее приятных, например: в какую команду уходить, если Джанкарло Ферретти так и не найдет замену главному спонсору – строительной компании «Фасса Бортоло». Уже несколько крупных международных компаний по неведомым причинам сорвались с крючка, 64-летний менеджер в цейтноте, команда начинает «расползаться». Недостатка в предложениях лидер сезона по числу побед не испытывает, но категоричное условие Петакки – подписание контракта со всеми «вагонами» его «поезда», а это еще как минимум четыре гонщика общей стоимостью за миллион евро.

У Бунена таких проблем нет. Если кто-то подвезет его на колесе – бельгиец скажет большое спасибо, если не получится – прорубит себе дорогу к победе самостоятельно. Юркий Робби МакЮэн был просто уничтожен рывком Томми в небольшой финишный подъем на втором этапе, раздавлен его мощью, проиграв более длины велосипеда. Столь любимая австралийцем зеленая майка оказалась на широких плечах бельгийца. Учитывая, что Бунен не страдает «синдромом Марио Чиполлини», а стало быть, не сойдет после первой недели «Тура» (в минувшем году он не только доехал гонку, но и поставил в ней победную точку на Елисейских Полях), вполне возможно, что майка лучшего спринтера обретает нового хозяина, который, между прочим, едва не снялся с соревнований в первый же день из-за жесточайшей зубной боли.

Дантист оказал Бунену срочную помощь, причем без анастезии (не дай бог, какой-нибудь запрещенный компонент «засветится» в допинг-пробе!). Поскольку одна из главных традиций в профессиональных гонках – делиться призовыми со всеми, кто причастен к победе, доктор имеет шанс по итогам «Тура» неплохо заработать.

Новости. Велоспорт