Велошоссе. «Передачку побольше, крутим почаще…». Не все фавориты выполнили нетленную заповедь раздельного старта

Девятнадцатикилометровая гонка с раздельным стартом, которой в субботу открылся «Тур де Франс», расставила гонщиков по ранжиру в генеральной классификации
news

ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС

СОБЫТИЕ ДНЯ

 Девятнадцатикилометровая гонка с раздельным стартом, которой в субботу открылся «Тур де Франс», расставила гонщиков по ранжиру в генеральной классификации. В целом итог разделки логичен: Лэнс Армстронг берет инициативу, Ян Ульрих и Александр Винокуров решают, кто составит ему конкуренцию, Владимир Карпец подтверждает свои амбиции элитного гонщика. Но сенсаций все же хватало…

Вечно молодящийся дедушка возрастом за 100 лет, «Тур де Франс» и в юности был довольно консервативен. С 1903 по 1926 год многодневка стартовала исключительно в Париже непомерно длинным, за 380 (!) километров, этапом до Дюнкерка или Гавра, и никаких разделок не было в помине — только групповые состязания.

Индивидуальная гонка на время пробилась в программу в 30-е годы, а традиция открывать «Большую петлю» коротким прологом родилась в 60-е. И вот организаторы «Тура» во главе с завершающим свой последний президентский срок Жаном-Мари Лебланом, вместо скоротечного броска по улицам города по дистанции не длиннее 8 км (именно это именуется прологом), предложили полноценный раздельный старт — 19 км между городком на живописном берегу Вандеи и островом, где веками добывали морскую соль монахи-бенедиктинцы, а ныне на бесконечных песчаных пляжах нежатся отдыхающие. Пейзажи — как в голландских польдерах, особенности рельефа отсутствуют по определению, единственный подъем — на мост, соединяющий остров с материком.

В России такие дистанции называют «на выполнение»: когда возникает необходимость в полудюжине свежеиспеченных мастеров спорта, трассу разделки прокладывают по столообразной равнине — и начинается массовое покорение нормативов. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть у опытных профессионалов?! Как говорил один старый тренер: «Передачку побольше, крутим почаще». Ох, как непросто все оказалось на поверку…

ГРИМАСЫ «БОЛЬШОЙ ПЕТЛИ»

Те, кто любит «ставить побольше», оказались совершенно неконкурентоспособны. Большинство специалистов раздельного старта на своей территории потерпели сокрушительное поражение, которое трудно объяснить логически. Порывы сильного океанского ветра? Но их пришлось преодолевать всем без исключения. А может быть, они просто разучились идти на пределе по равнине — в последние годы у организаторов большинства многодневок и чемпионатов мира подобные трассы не в моде. Чемпион Германии Михаэль Рих — 15-й, капитан «Домина Ваканце», чемпион мира 2000 года Сергей Гончар — 39-й (возможно, сказывается усталость после «Джиро»), победитель мирового первенства 2002 года Сантьяго Ботеро — 25-й.

Но в борьбе за малопочетное звание антигероя дня вне конкуренции двукратный, и ныне действующий, чемпион мира в гонке с раздельным стартом Майкл Роджерс. Капитан «Квик Степ» занял 45-е место, и спортивные директора команды не скрывали раздражения — слишком щедрые авансы были даны перед стартом австралийцу. Как теперь можно рассуждать о шансах на пьедестал в Париже, если даже в любимом упражнении Микки проиграл победителю без малого две минуты?!

Победителя, Дэйвида Забриски, за последние месяцы мы узнали неплохо, хотя до этого он больше трех лет скромно выполнял работу грегари под началом непобедимого Лэнса Армстронга в «Ю. Эс. Постал». Раскрытию дарования бывшего лыжника из штата Юта мешали тогда и объективные сложности — ему на редкость «везло» на тяжелые травмы, шурупы в колене он носит до сих пор. Но год 2004-й стал для него переломным в ином смысле — он стал чемпионом США в раздельном старте, а затем, после долгого одиночного рейда, выиграл этап «Вуэльты». Нынешней весной мы аплодировали ему после успеха во флорентийской разделке на «Джиро», и вот — покорен этап «Тура», в дебютной гонке он облачается в желтую майку. Выигрывает, как видим, нечасто, но по-крупному. Шутник и балагур среди своих, Дэйв до сих пор не привык к постоянному общению с журналистами. Находиться под светом юпитеров — не для него, идеальные условия существования — бревенчатый домик в горном лесу. Своему нынешнему капитану Ивану Бассо скромняга Дэйв в общем зачете не соперник, так же как и Лэнсу — капитану бывшему.

ЛЭНС ОТПРАВЛЯЕТ ЯНА В НОКДАУН

А кто — соперник? Ян Ульрих ушел на дистанцию предпоследним, за минуту до Армстронга, и стал для него всего лишь мишенью. Любому раздельщику известно, как удобно преследовать соперника, который маячит в нескольких сотнях метров перед тобой. Разрыв на старте — всего минута, и он был ликвидирован за 10 км. Американец шел в своем неповторимом стиле — отчаянная частота вращения педалей, относительно скромная передача. Настигнутый немец на его фоне производил впечатление неповоротливости.

У Ульриха есть оправдание — за день перед стартом на тренировке он выбил головой заднее стекло «технички», что на кондициях, естественно, отразилось не лучшим образом. Хотя и для Армстронга гонка началась с приключения — на стартовом отрезке выскочила нога из педали (менее месяца назад подобное произошло с ним на «Дофине Либере» — тенденция, однако). Именно там и были потеряны две секунды, проигранные в итоге Забриски. Что, в общем, к лучшему — защищать желтую майку с самого первого этапа даже могучей «Дискавери» было бы нелегко.

Любители техники, которых в рядах велофанатов всегда было много, отметили, что многие, в том числе победитель, поставили овальные ведущие шестеренки, которые позволяют более равномерно прикладывать усилия по окружности. В первый раз мода на них прошла еще в конце 80-х, и снова популярными они стали с легкой руки (или, скорее, ноги) Александра Винокурова, который, используя подобную шестерню, впервые в карьере стал призером чемпионата мира в раздельном старте. На сей раз казахстанец замкнул тройку лучших, и главное — оказался быстрее капитана, Ульриха. Если так пойдет и дальше, руководству «Т-Мобайл» придется «запускать тактическую схему номер 2», в центре которой — Александр.

Хотя, конечно, торопиться с выводами не стоит: впереди — двухсоткилометровые траверсы через горы, на каждом из которых таблица общего зачета может быть переписана до неузнаваемости. И все-таки приятно, что Владимир Карпец, едущий первую после успешной «Джиро» многодневку, вошел в десятку лучших. Капитан «Ильес Балеарс» Мансебо — почти в полутора минутах позади. Если помните, итальянский тур питерец начинал тоже не на позиции лидера команды. Но гонка всех расставляет по местам.

ТУР ДЕ ФРАНС

СУПЕРМНОГОДНЕВКА СЕРИИ «ПРО-ТУР» (21 ЭТАП)

1-й этап. Фроментен – Нуармутье-эн-Илль (гонка с раздельным стартом на 19 км). 1. Забриски (США, Си-эс-си) – 20.51. 2. Армстронг (США, Дискавери) – отставание 0.02. 3. Винокуров (Казахстан, Т-Мобайл) – 0.53. 4. Хинкепи (США, Дискавери) – 0.57. 5. Бодроги (Венгрия, Креди Агриколь) – 0.59. 6. Лэндис (США, Фонак) – 1.02. 7. Канчеллара (Швейцария, Фасса Бортоло) – то же время. 8. Войт (Германия, Си-эс-си) – 1.04. 9. Карпец (Россия, Ильс Балеарс) – 1.05. 10. Гонсалес де Гальдеано (Испания, Либерти Сегусос) – 1.06. 11. Джулич (США, Си-эс-си) – 1.07. 12. Ульрих (Германия, Т-Мобайл) – 1.08… 20. Бассо (Италия, Си-эс-си) – 1.26… 25. Ботеро (Колумбия, Фонак) – 1.30… 32. Саволделли (Италия, Дискавери) – 1.35… 46. Меньшов (Россия, Рабобанк) – 1.55… 112. Петров (Россия, Лямпре-Каффита) – 2.39.

2-й этап. Шаллан – Лес Эссар (181,5 км). 1. Бунен (Бельгия, Квик Степ) – 3:51.31. 2. Хусховд (Норвегия, Креди Агриколь). 3. МакЮэн (Австралия, Давитамон-Лотто). 4. О’Грейди (Австралия, Кофидис). 5. Паглиаринни (Бразилия, Ликугас-Бьянки). 6. Флеша (Испания, Фасса Бортоло)…19. Ульрих – у всех время победителя…38. Бассо – отставание 0.05…56. Винокуров…63. Армстронг…71. Забриски…111. Петров…136. Меньшов…156. Карпец – у всех то же время.

Новости. Велоспорт