«Балахничев работал непрофессионально»
На первенстве Москвы Аксана Гатауллина завоевала первое место. Не самое пока великое достижение. Поражает другое. Дочь известных родителей - двукратного чемпион мира прыгуна с шестом Радиона Гатауллина и барьеристки Татьяны Решетниковой - прогрессирует семимильными шагами. Меньше чем за полтора года феноменально одаренная девочка улучшила свой результат на 1,30 метра. В общем, никак было нельзя пройти мимо ЛФК ЦСКА, чтобы не взглянуть на одаренную девочку, и не поговорить с ее титулованным отцом…
БУБКА – ГАГАРИН, ГАТАУЛЛИН – ТИТОВ
Но сначала надо напомнить юным читателем, кто таков Радион Гатауллин.
Если Сергей Бубка в прыжках с шестом - Юрий Гагарин, то Радион Гатауллин, не иначе, Герман Титов.
Бубка первым в мире при помощи шеста взлетел на 6 метров, Радион Гатауллин – вторым. Имя первого - члена исполкома МОК, в большом почете, даже рекордсменку мира в этой дисциплине Елену Исинбаеву в шутку называют «Бубка в юбке». А вот фамилию Гатауллина – двукратного чемпиона мира, серебряного призера Игр в Сеуле-1988 мы вспоминаем гораздо реже.
Пик упоминаний о Радионе Гатауллине в интернете был зафиксирован в 2010 году, когда он громко хлопнув дверью, покинул пост старшего тренера сборной России по прыжкам с шестом. В сборной он проработал шесть лет, но категорически несогласный с деятельностью, точнее, по словам Гатауллина, бездеятельностью тогдашнего руководства федерации, дал на дорожку несколько интервью. Раскритиковал работу чиновников и ушел. Казалось, что в небытие.
Год он трудился менеджером низшего звена в офисе московского такси (вы представляете Сергея Бубку в этой роли?), а потом получил предложение стать комментатором на канале НТВ-Плюс Спорт. Новая работа пришлась по душе, он снова вернулся на легкоатлетический стадион, пусть и в новом качестве.
Правда, служебный роман с журналистикой оказался недолгим. Телеканал объединили с другим, а на «Матч ТВ» не позвали. Но он не расстроился. Теперь заслуженный мастер спорта СССР 50-летний Радион Гатауллин – тренер-преподаватель СДЮШОР ЦСКА и личный наставник своей единственной дочери.
«ЗАПОМНИТЕ ЭТУ ДЕВОЧКУ»
- Запомните, это девочка лет через пять напомнит всему миру легкой атлетики фамилию своего отца, - предрек мне директор СДЮШОР ЦСКА Виктор Кондаков, после того, как на прошедшем в январе ЛФК ЦСКА первенстве Москвы Аксана Гатауллина выиграла золото в секторе для прыжков с шестом, установив собственный рекорд – 4 метра 10 сантиметров. К мнению Кондакова нельзя не прислушаться. Он более 20 лет является директором школы ЦСКА, и глаз на будущих звезд у него наметан.
- Она уже прыгает с шестом выше, чем Елена Исинбаева в 15 лет, - У Аксаны потрясающие гены, - продолжал делиться со мною своими восторгами директор школы. - У девочки рост – под метр 80, размер ступни – 42. К тому же она победитель и призер первенства Москвы по прыжкам в длину и в беге с барьерами (60 метров). Да, в России есть две девочки ее возраста, кто прыгает так же высоко, но они раньше стали специализироваться на прыжках с шестом, а у Аксаны прогресс – фантастический. Впервые в руки шест она взяла в октябре 2014 года. Первая ее высота – 2,80 метра, то есть, меньше чем за полтора года такой скачок на 1,30 метров.
ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ БУДУЩЕЙ КОРОЛЕВЫ?
Дебютное интервью у Аксаны вышло немногословным. Иного сложно было ожидать от скромной 15-летней девочки с милой и блистательной (от брекетов) улыбкой. То ли еще будет, случись Аксане взойти (запрыгнуть) на олимпийский пьедестал.
- Аксана, вам не страшно прыгать с шестом?
- Был момент, я очень боялась. Был страх закинуть ноги наверх, над планкой. Но отец меня обучает, как побеждать страх. Объясняет, примеры приводит. И, что важно, никогда не ругается…
- Каких высот вы мечтаете достичь?
- Всех мыслимых. Каких конкретно не скажу, чтоб не сглазить.
- Ваш кумир в спорте?
- Его нет. Всех спортсменов я считаю соперниками. Хочу создать собственную модель для подражания.
РАДИОН ГАТАУЛЛИН: НАРЫВ ДОЛЖЕН БЫЛ ПРОРВАТЬСЯ
Гораздо больше было, что сказать ее отцу. Накипело, наболело, есть что вспомнить и сравнить…
- Радион Аксанович, когда вы последний раз совершили свой последний прыжок с шестом? – поинтересовался я у тренера, когда его дочь начала разминаться.
- В 2002 году. Если хорошо прыгать уже не получается, то лучше не продолжать.
- Не задумывались, сколько вообще прыжков с шестом вы совершили в своей жизни?
- Речь можно вести можно о тысячах прыжков. Если судить по официальной информации, на моем счету более 80 прыжков выше 5,80 метра. Например, у Сергея Бубки (абсолютный рекорд - 6,15) таких высотных прыжков еще больше, а рекордсмен мира француз Рено Лавиллени (рекорд мира - 6,16), на мой взгляд, вообще всех переплюнет. Но для меня эти цифры сакрального значения не имеют. Греет, конечно, мысль о том, что я взлетел выше 6 метров, но вспоминаю об этом нечасто.
- Не жалеете, что в 2010 году вы ушли из сборной России, могли ведь тихонько продолжать работу старшим тренером по прыжкам с шестом?
- Тогда я почувствовал, что меня хотят уйти. Главный тренер сборной Валентин Маслаков и президент федерации (ВФЛА) Валентин Балахничев, на мой взгляд, работали непрофессионально, были заняты по большей части тем, что пытались удержаться в своих креслах. И в то же время, спрос с тренеров сборной за результат установили очень жесткий: где чемпионы? Мужчины-шестовики не показывали высоких результатов, по сравнению с советским периодом. Я отвечал чиновникам: надо выращивать таланты и ставить им технику. Потому что прыжки с шестом – вид высокотехничный. Надо учить прыгуна прыгать, благодаря лишь прекрасной физической форме далеко не улетишь. Поработав старшим тренером сборной, я приобрел богатый жизненный и тренерский опыт, и сейчас пытаюсь его воплотить. Благо, никто не может запретить мне тренировать собственную дочь.
ИЗ ТАКСОПАРКА НА НТВ
- Радион Аксанович, год вы проработали в корпоративном отделе таксопарка. Зачем?
- Чтобы деньги зарабатывать. После того, как я ушел из сборной России, было сложно устроиться на работу в легкой атлетике.
- Чем занимались в таксопарке?
- Заключал контракты на обслуживание с разными клиентами. Конечно, это не спорт. Спортсмены сами привыкли строить свой рабочий график, но к своей новой работе я относился серьезно. Затем меня пригласили комментировать легкую атлетику на канал НТВ-Плюс Спорт. Параллельно я начал тренировать дочь, поэтому, когда в 2014 году на телеканале начались сокращения, я сильно не расстроился. Надо было помочь дочери преодолеть сложности, которые могут возникнуть на ее спортивном пути. Дочь фактически выросла на стадионе. У Аксаны хорошо получались скоростные и прыжковые виды, но я убедил ее взять в руки шест.
- Вы лучше других понимаете, насколько это опасный вид спорта.
- Зато меньше конкуренция, чем в других видах. Сложно конкурировать на равных с темнокожими спринтерами и стайерами. И употреблять допинг прыгуну с шестом ни к чему. В этом виде результат не только зависит от физических кондиций спортсмена.
- Специалисты говорят, что ваша дочь прыгает выше, чем Исинбаева в этом возрасте.
- Исинбаева пришла в сектор для прыжков с шестом из спортивной гимнастики. У гимнасток страх перевернуться выбит с детства. Мы с дочерью идем другим путем. Пытаемся добиться результата благодаря легкоатлетическим качествам. Большое внимание уделяем разбегу, тому, как правильно его держать в руках, рассчитываем на мощность шеста. Такой подход к подготовке шестовика тоже имеет право на существование. Мои результаты тому подтверждение.
- Как часто тренируется ваша дочь?
- Ежедневно, и два раза в неделю в секторе для прыжков с шестом. Я не сильно мучаю ее, потому что не сторонник раннего натаскивания. Загубить нагрузками просто. Мне не нужен быстрый результат.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Когда вы уходили из сборной России в 2010 году, то заявили о том, что систему работы в федерации легкой атлетики необходимо срочно менять. Выходит, как в воду глядели...
- Проблемы в нашей легкой атлетике копились годами. И в каком-то виде нарыв должен был прорваться. В федерации творились нехорошие вещи, процветало кумовство. К чему это привело – мы видим. Непонятно – будет ли наша сборная выступать на Играх в Рио. К сожалению, уничтожено реноме российской легкой атлетики и потребуются годы на то, чтобы восстановить его. Даже если нас допустят в Рио – представляете, каким недовольным гулом будут встречать трибуны российских легкоатлетов.
- Что, на ваш взгляд, необходимо делать новому руководству федерации, чтобы вывести из кризиса нашу легкую атлетику?
- Навести порядок в институте старших тренеров сборной России – убрать из него людей, которые сидели в своих креслах исключительно в силу хороших отношений с начальством, а не профессиональным качествам. На мой взгляд, главными в федерации должны быть спортсмены и их личные тренеры, а не те, кто распределяет блага, кто решает, кого вызвать или нет на тренировочный сбор в национальную команду.