«Приехала на сбор кормящей матерью, с ребёнком и бабушкой». Особый путь чемпионки Кобловой

Серебряный призёр Олимпийских игр – о перспективах российской борьбы и будущем студенческого спорта.
news

Имя Валерии Кобловой тесно ассоциируется с таким понятием, как спортсменка-героиня. После второй операции по поводу разрыва крестообразной связки колена и рождения ребёнка она возобновила карьеру и выиграла чемпионат России по борьбе – 2020, не выходя до этого на ковёр целых три года. А на Играх в Токио в 2021-м она была близка к награде, но проиграла в схватке за бронзу. В 2022-м спортсменка объявила, что завершает карьеру, и впервые призналась, что долго тренировалась и выступала на обезболивающих. При этом её достижения впечатляют: она в сумме восемь раз выигрывала чемпионат страны, становилась чемпионкой Европы, завоёвывала медали чемпионатов мира, а на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро добилась серебра. О жизни после спорта, развитии молодёжи и подрастающей дочери Валерия рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту «Советского спорта».

«У меня нет никаких незакрытых гештальтов или озлобленности»

– Два года назад вы завершили спортивную карьеру. Тяжело ли далось это решение и переход на тренерскую позицию?
– Это был вполне логичный шаг. 20 лет посвятила этому виду спорта, у меня за спиной богатая и счастливая спортивная карьера. Насколько могла, настолько постаралась себя реализовать. Три олимпийских цикла прошла лидером. Так как люблю свой вид спорта, до мозга костей ему предана, то других вариантов деятельности после завершения карьеры не рассматривала. Уже будучи спортсменкой, успела поработать с детьми. Поэтому довольно быстро поняла, что это моё. Сейчас не работаю в прямом контакте в качестве тренера, занимаюсь развитием детской борьбы по стране. Моя работа связана также со взаимодействием с детьми, тренерами, чиновниками, организаторами мероприятий.  

Валерия Коблова, РИА.webp
Источник фото: РИА Новости

– Насколько отличной оказалась тренерская стезя по сравнению с тем, что делали раньше?
– Так совпало, что мой тренер Олег Юрьевич Чернов всегда нас вёл, рассказывая подробно о каждом элементе, специфике подготовки и прочем. Я вышла из большого спорта методически подкованной. Это дало мне преимущество. К тому же он находился рядом, когда я начинала работу с младшими девочками. Всегда была внешняя помощь.  

– Тяжело дался последний олимпийский цикл?
– Тот год вообще оказался роковым. Я вернулась в спорт, когда не планировала возвращаться. Приехала на сбор кормящей матерью, с ребёнком и бабушкой. Предполагала, что стану просто помогать команде. Потом начала втягиваться, набирать форму. Потихонечку почувствовала, что хочу вернуться и создать конкуренцию. Не хватило мне времени для олимпийской медали в Токио, слишком поздно начала. Боролась на России, потом перерыв, переход оказался сложным. А в окружении не было человека, кто бы прошёл через такое же. Плюс рецидив травмы. Это, разумеется, тоже повлияло.

– После завершения карьеры организм успел отдохнуть?
– Голова точно отдохнула. На ковре ни разу ни одной тренировки не провела. Чтобы вы понимали, насколько не то что наелась… Я – счастливый спортсмен, сделавшая всё, что смогла. У меня нет никаких незакрытых гештальтов или озлобленности. Серебряная медаль Рио-де-Жанейро помогает мне двигаться дальше, ощущать всё время жажду совершенствования в других сферах. Мы сейчас беседуем на студенческом открытом Кубке России по борьбе, где больше любителей. Очень здорово, когда ты можешь поддерживать свою форму и находить себя в других сферах. 

Валерия Коблова, РИА3.webp
Источник фото: РИА Новости

 

– А как именно поддерживаете форму?
– Йога, балетные тренировки очень полюбились. Тренажёрный зал, бег, плавание, и во всех дисциплинах могу до какого-то уровня дойти. Борьба дала классную базу.

– Какие цели ставите себе в сегодняшней деятельности?
– Определённая работа уже проделана. Сейчас проводим фестиваль, включающий два этапа. Идёт первая региональная часть, 53 региона отбирают команду лучших, после чего лидеры должны приехать на финал. Мы ждём около 800 детей со всей России. В следующем году, думаю, мы расширим нашу географию. Благодаря этому фестивалю федерация спортивной борьбы сможет отслеживать талантливых детей, поддерживать тренеров. Это для меня приоритет. Потому что одна из самых тяжёлых профессий – детский тренер. Постараемся создавать какие-то субсидии и программы для школ, регионов. Хочется привести всё к отлаженной системе на детском уровне. Кто хочет пойти дальше по данной стезе, тот может перейти на уровень Профессиональной борцовской лиги. Кто же не хочет, просто занимается этим для общего развития. Я работаю над тем, чтобы наши дети благодаря борьбе вели здоровый образ жизни. Не должны стоять во главе угла Олимпийские игры, это такое моё кредо. Главное – становление личности и воспитание достойных людей.

– Недавно прошёл чемпионат мира по борьбе в неолимпийских весовых категориях. Женская сборная России не завоевали ни одной медали. Чем объясняется данный провал?
– Кризис уже достаточно давно обозначился. Ещё с Олимпийских игр – 2020 мы очень трудно выступаем. Не могу дать чёткий комментарий. Знаю, что многие стараются – и девчонки, и тренеры. Когда мы плохо выступали в Токио, то, поверьте, никто не ходил с безразличным видом. Все этому посвящают свою жизнь, время. Люди все взрослые. Поверьте, им есть чем заниматься дома. Здесь только хочется, чтобы мы все нашли гармонию и баланс, наша женская сборная встала бы на тот путь, где, словно локомотив, набирала обороты и собирала медали.

– Абдулрашид Садулаев на прошедшем чемпионате мира завоевал золотую медаль. Насколько важно его возвращение?
– Садулаева знают во всём мире. Он – показатель качества и недосягаемости российских борцов. На данный момент это олицетворение борьбы. Его достойное поведение, позиционирование – настоящий флагман. Борцовский мир счастлив, что, пусть из-за стечения обстоятельств не увидели Абдулрашида на Олимпийских играх, смогли получить эстетическое удовольствие от его выступления на чемпионате мира. Не только в России, но и в других странах за него были рады. Он доказывает, что спорт – это не только про высокие места, а ещё и про большую дружную семью. 

Абдулрашид Садулаев, UWW3.webp
Источник фото: UWW

«Студенческий спорт только начинает у нас развиваться»

– В следующем году пройдёт чемпионат мира по олимпийским весам. Также в обозримой перспективе Лос-Анджелес-2028. Какие там шансы у женской сборной России?
– Если говорить о будущем результате, то должен быть чёткий и здравый анализ, какие-то изменения, опять же. Если данные условия будут соблюдены, то мы добьёмся успеха и все слабые места подтянем. Перспективы есть. У нас в составе олимпийская чемпионка Наташа Воробьёва, ряд девчонок, показавших, что всё возможно.  

– На ваш взгляд, насколько было оправдано решение Федерации спортивной борьбы России об отказе от поездки на Олимпиаду в Париже?
– Здесь нужно учитывать тот факт, что фамилий борцов, завоевавших олимпийские лицензии, в списке допущенных спортсменов не было. Допустили далеко даже не третьи номера. Приняли коллективное и волевое решение. Я абсолютно с ним согласна.

– По-вашему, может ли эта ситуация повториться перед следующими Играми?
– Конечно, тем более мы очень активно развиваем и Игры БРИКС, и Игры дружбы. Думаю, что не просто так. Классно, когда есть студенческий спорт, такая параллельная жизнь. Сейчас время больших перемен, нужно уметь быстро и грамотно адаптироваться. На мой взгляд, это очень хорошее время найти себя где-то в других моментах. Не упираться, не биться головой о стену, сетуя на то, что тебя не пускают и есть политические моменты. А поменять вектор, пойти в другом направлении. Уверена, что у нас много талантливых и умных девчонок и ребят, которые смогут себя реализовать не только в спорте.

– Какую можете дать оценку студенческому спорту в России?
– Он только начинает у нас развиваться. Благодаря Мурату Остаеву, Артёму и Максиму Сурковым в частности борьба поддерживается. Не стоит забывать о культуре боления. В России, на мой взгляд, она тоже слабо развита. Здесь стоит подумать о каких-то программах, рассказать и показать всю красоту спортивных мероприятий. Наш вид спорта достаточно сложен для понимания. Если ты никогда не был связан с единоборствами, то, когда увидишь состязания, могут возникнуть вопросы. Что вообще происходит? Двое мужчин, две женщины друг друга трогают или бьют?! Думали над новым форматом с комментариями и объяснениями. О зрителе вообще мало кто думает, всё заточено на результате. Но у наших западных коллег-врагов можно в этом плане поучиться. Помню, как мы ездили в Германию на международные турниры – там всё было организованно превосходно: несколько возрастов, большое количество ковров, никаких организационных накладок, и стадион весь забит. Нам как виду спорта есть куда расти. У других – такая же история. Нужно начинать с малого, со своего родного города.

Валерия Коблова, Сеть Кобловой2.webp
Источник фото: соцсети Валерии Кобловой

– Готовы отдать свою дочь Флориану в борьбу?
– Как-то я с ней приехала на работу в федерацию. Оставила Флориану на втором этаже женской федерации, и с ней оказался Юрий Аванесович Шахмурадов. Когда прихожу за ней, то он меня сажает и говорит: «Лера, ты знаешь о моём отношении к женской борьбе. Это всё равно не женский вид. Но если ты Флориану не отдашь в вольную борьбу, то обижусь. Прошу, показывай видео, приводи на сборы. Я бы очень хотел её протестировать». Мне родители всегда давали выбор и поддерживали. Так же хочу поступать и я. У неё будет карт-бланш, лишь бы то, чем она занималась, борьба или что-то другое, помогло ей себя найти.

Заглавное фото: Соцсети Валерии Кобловой
Новости. Борьба