Против лома нет приема? Как победить Америку и Китай на татами
Вопрос, который помещен в заголовок, один из коллег задал на пресс-конференции Тее Донгузашвили, имея в виду бесперспективность соперничества с Вень Тон. Россиянка ушла от прямого ответа, но потом в интервью вашему корреспонденту призналась: приема нет. В Тюмени китаянка стала семикратной чемпионкой мира. Однако есть одно «но»: если бы не «амнистия», у китаянки только-только закончилась бы дисквалификация, и не стала бы она лучшей ни в Париже в весе свыше 78 кг, ни в Тюмени в абсолютной категории.
Суть «дела» Тон такова: проба, взятая у спортсменки два года назад на чемпионате мира в Роттердаме, оказалась положительной – у китаянки обнаружили один из стероидов – кленбутерол. Международная федерация дзюдо отлучила олимпийскую чемпионку Пекина от спорта на два года и лишила золота Роттердама, где Тон, как обычно, катком прошлась по турнирной дистанции.
Выйти «на свободу» с чистой совестью и не менее чистыми анализами спортсменка должна была этой осенью. Однако китайским спортивным руководителям удалось переломить, казалось бы, безнадежно проигранную ситуацию. Они наняли лучших адвокатов, которые на слушаниях в Арбитражном спортивном суде (CAS) с легкостью разрушили все обвинения против Тон (если интересны детали: они доказали, что были нарушены права спортсменки, которой не предоставили возможность присутствовать при вскрытии пробы «Б», поэтому нельзя считать, что проба «Б» подтверждает результаты пробы «А»).
С китаянки сняли все обвинения и, несмотря на активное противодействие весьма властного и влиятельного президента Международной федерации дзюдо Мариуса Визера, вернули золотую медаль чемпионата мира. Из 14 наград, которые разыгрываются в дзюдо на Олимпийских играх, судьба одной теперь предопределена на 100 процентов.
Не менее настойчивы и удачливы в лоббировании своих интересов и американцы. Последний пример: отмена 45-го правила Олимпийской хартии, запрещавшего спортсменам, уличенным в употреблении допинга, участвовать в Олимпиадах. Американцам нужно было, чтобы двукратный олимпийский чемпион Лашон Меррит бежал в Лондоне, и он побежит.
Россия от этого тоже выиграла: дисквалифицированные
биатлонисты, лыжники и легкоатлеты теперь также смогут участвовать в Играх.
Кстати, некоторые наши спортивные боссы заявили, что готовы помочь Олимпийскому
комитету США в борьбе за отмену 45-го правила. Вот только совершенно очевидно,
что американцам ничья помощь не требуется: если им что-то нужно, они этого добиваются.
Политической воли и веса им для этого хватает в избытке. А вот нашим спортивным
чиновникам есть чему у них поучиться: ни одного дела, связанного с допингом, мы
пока не выиграли.