Эксперимент доказал, что бегуны, которых поддерживают близкие, повышают свои показатели в 1,5 раза
СберЗдоровье и СберМаркетинг вместе с компанией Neiry провели эксперимент, чтобы замерить показатели спортсменов в условиях реального забега и узнать, как поддержка родных и близких влияет на эмоциональное состояние бегунов. Выяснилось, что показатели участников «Зелёного марафона», которых подбадривали члены семьи или друзья, в 1,5–2 раза выше по сравнению с данными тех, кто пришёл на забег в одиночку.
В основу эксперимента легла гипотеза о том, что бегуны, которых поддерживают близкие, добиваются лучших результатов. Эксперты СберЗдоровья и СберМаркетинга проверили её с помощью новых технологий в нейрофизиологии. Это не медицинский эксперимент, однако его результаты – наглядный пример влияния психоэмоционального состояния на спортивные достижения.
Из числа участников «Зелёного марафона» на дистанции 4,2 км эксперты отобрали 50 человек и разделили на две группы, которые формировали равномерно по полу, возрасту и физическим характеристикам. Каждому бегуну предоставили мультисенсорное оборудование от компании Neiry; психофизиологические данные спортсменов фиксировали перед стартом, во время забега и после финиша.
Как мы измеряли
Мультисенсорное оборудование фиксировало следующие метрики: перед стартом и после финиша – степень «отдохнувшести» бегуна (iAPF/iAF), волнение, концентрацию, уровень умственного утомления, спортивную злость. В движении во время бега – пульс, стресс по индексу Баевского, дистанцию и скорость.
Для каждого участника была разработана индивидуальная шкала, которая учитывала среднее значение и среднее изменение значений: 0 – показатель среднего значения для каждого человека, которое может измениться в большую или меньшую сторону в зависимости от того, улучшились или ухудшились показатели спортсменов (от –2 до 2).
Результаты
Эксперты СберМаркетинга и СберЗдоровья выяснили, что перед забегом спортсмены, которых поддерживали, показали меньший уровень стресса (–0,40) по сравнению с контрольной группой без поддержки близких (–0,54), а во время забега ещё более значимые различия: +1,01 vs –0,22 соответственно.
Также интересно, что бегуны, которые пришли с поддержкой, были эмоционально более вовлечены (+0,27), чем те, кто участвовал в одиночку (–0,74). Под этим подразумевается состояние включённости в происходящее.
Значительную разницу в результатах показала метрика «спортивная злость» – это контролируемая агрессия, направленная на достижение цели, которая мобилизует все ресурсы организма. У бегунов, которых поддерживали, этот показатель к финишу рос гораздо быстрее, чем у группы без поддержки: +0,2 против –0,71.
И в дополнение к этому спортсмены с поддержкой продемонстрировали лучшую динамику ускорения перед финишем (+0,77), чем те, кто пришёл на забег в одиночку (+0,55).
Уровень концентрации тоже показал существенную разницу между двумя группами: учитывая показатели усталости, бегуны с поддержкой потратили меньше эмоциональных ресурсов на собственную мотивацию по итогам забега, чем те, кто были без неё: –0,07 против –0,63.
Измерялся также уровень умственного утомления при беге: группа с поддержкой показала значимо лучшие значение (+0,90), чем группа без поддержки (+0,04). Это значит, что физическая нагрузка меньше снизила их работоспособность.
«Поддержка близких – важный компонент счастливой жизни человека, благодаря которому он может развиваться и двигаться дальше, легче справляться с трудностями и сохранять уверенность в себе. И результаты эксперимента, который провели коллеги, соответствуют этому утверждению. При этом стоит отметить, что рассматривать использованные технологии именно в медицинском контексте пока преждевременно», – отметил врач-невролог медицинской компании СберЗдоровье Кирилл Нагорнюк.
«Наш эксперимент наглядно показал, насколько сильно поддержка близких влияет на психоэмоциональное состояние людей. Бегуны с поддержкой чувствовали бо́льшую мотивацию, у них был ниже уровень стресса, а по мере приближения к старту у них возрастала спортивная злость и финишное ускорение. В контексте Года семьи результаты нашего эксперимента могут стать ценными инсайтами для тех, кто изучает социальные отношения и их влияние. Поддержка близких играет значительную роль в жизни каждого, а теперь мы оцифровали это и можем показать на числах эту ценность на примере бегунов», – считает Анна Тупикина, директор по маркетингу СберМаркетинга.
«Появление на российском рынке лёгких и удобных в использовании даже спортсменами нейрофизиологических устройств делает возможным массовые замеры подобного масштаба. Ценность наших беспроводных девайсов уникальна, потому что данные о психоэмоциональном состоянии никаким другим образом в принципе снять невозможно. Сегодня мы наблюдаем момент, когда оборудование, ранее доступное лишь в нейромаркетинговых лабораториях, используется повсеместно — даже на марафонских стартах, и нас впереди ждёт много интересных открытий», – Александр Панов, CEO Neiry.
«Эмоциональная регуляция является важнейшим компонентом нашего здоровья и благополучия. Удивительно, но большинство научных исследований игнорируют социальный контекст, рассматривая эмоции как исключительно внутренние переживания. Данный эксперимент выгодно отличается тем, что ещё раз напоминает нам о ключевой роли социальных отношений и поддержки в регулировании эмоций, что позволяет добиваться спортивных результатов, тратить меньше сил и лучше себя чувствовать. Иногда всё, что нужно для победы, – это просто быть рядом», – Фёдор Винокуров, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.