Гандбол. Максималист. Сегодня исполняется 60 лет легендарному гандбольному тренеру Владимиру Максимову

Свою первую Олимпиаду Владимир Максимов выиграл в 30 лет – в 1976 году в Монреале
news

НЕЗНАКОМАЯ ЗВЕЗДА

 Свою первую Олимпиаду Владимир Максимов выиграл в 30 лет – в 1976 году в Монреале. Затем сборная нашей страны дважды под его руководством побеждала на Играх (1992, 2000) и еще столько же – на чемпионатах мира (1993, 1997).

— Максимову шестьдесят? Да это какая-то ошибка! Проверьте его дату рождения, – советует мне всякий, с кем разговариваю о том, что у Владимира Салмановича юбилей.

Да нет, ошибки нет никакой. Просто человек он уникальный.

Владимир Максимов был великим игроком. Соперники разбирали его игру по косточкам – старались походить на него. И сегодня многие считают его лучшим за всю без малого вековую историю мирового гандбола. А ведь Максимов стал заниматься этим видом спорта, когда ему было уже 19 лет – перешел из баскетбола. И ростом он, игравший на левом полусреднем, оказывался порой на голову ниже соперников. Поэтому пахал над прыгучестью, как проклятый. А потом в игре выпрыгивал и зависал в воздухе – соперники утомлялись ждать, когда он приземлится.

Завершив карьеру игрока, он не ушел из гандбола. Началась эпоха Максимова-тренера.

— Он одержимый человек, — говорит его самый успешный ученик трехкратный олимпийский чемпион вратарь Андрей Лавров. – Владимир Салманович — неравнодушный. Многие его коллеги просто плывут по течению. А он горит на работе. Знаю его уже почти тридцать лет, и так было всегда. Считаю, что именно Максимов спас российский гандбол, после того как развалился чемпионат СССР — сильнейшая тогда лига мира.

— Вы его давно изучили, но не припоминаете случая, чтоб он вас откровенно удивил – словом или делом?

— Я был поражен, когда он ушел из сборной перед чемпионатом мира 2005 года. Но сейчас понимаю, это был правильный шаг. Ему нужно было отдохнуть, посмотреть на все со стороны. А вообще каждый день не перестаю ему удивляться. В человеке столько жизни! Не раз я пытался убедить его, мол, Владимир Салманович, ну так же нельзя: вы и тренер, и менеджер, и администратор. Раздайте же поручения другим. Отдохните, наконец. Но нет – он проводит утреннюю тренировку в Новогорске, потом летит в Москву, где у него бесконечные деловые встречи, успевает вернуться на дневную, снова мчится по делам, а потом еще и на вечернюю тренировку. Уму непостижимо.

— Многие считают его чуть ли не диктатором.

— Это полная чушь. С ним можно не соглашаться, спорить, и он всегда вас услышит. Мы обсуждали все – и тренировочный процесс, и тактику на суперважную игру. Конечно, в общем у него жесткие требования — но это только на пользу.

— А как он любит отдохнуть?

– Всегда в семью летит. Он так редко с родными бывает. Скучает очень. Еще любит поиграть в нарды, преферанс. Но не злоупотребляет этим. Сам занимается спортом, в теннис играет – потому так выглядит хорошо.

Кроме тенниса, Максимов бегает. Лавров не рассказал, а был такой случай. В начале олимпийского турнира в Афинах Андрей, уже ветеран сборной, пропустивший большую часть подготовки из-за травмы колена, физически «подсел». Лавров отыграл полтайма, и видит Максимов: у вратаря ноги ватные. Тогда Салманыч предложил Андрею вместе совершать утренние пробежки. Так до бронзовых олимпийских наград и добегались.

К бегу Максимов приучал и своего друга, главного тренера женской сборной России Евгения Трефилова.

– Ты чего себя распустил? – набросился он на коллегу однажды в бане. – Ты же должен выглядеть!

– Мало того, что вокруг девчонки, так у нас школа такая: на занятиях все сами показываем. Благо в гандбол поиграли, понимаем, что и как надо делать, – вспоминает Трефилов. – Следом за тем разговором едем вместе на сборы, и Макс поднимает меня в семь утра. «Побежали», – говорит. Что ж, бежим. Раскраснелся, помню, еле дышу, пот ведрами. «Все, – прошу, – хватит». – «Нет! – как отрезал. – Начали кросс, значит, закончим». Я чуть, помню, не умер. Не умеет Максимов вполсилы, только по полной.

Новости. Гандбол