«За Кубок чемпионов дали грамоту». Удивительные истории легенды гандбола
«Советский спорт» уже сообщал, что в этом году московский гандбол празднует своё столетие. Правда, вековая история поделена на две неравные части. Одну составляет краткая довоенная, с 1924 по 1929 год, после чего гандбол ушёл в тень. Другую – послевоенная, ведущая свой отсчёт с середины 1950-х годов, когда был разыгран первый послевоенный Кубок Москвы и состоялся первый чемпионат СССР.
89-летняя Валентина Яковлевна Игнатьева – одна из немногих наших современниц, заставших начало великой истории отечественного гандбола. Её детство прошло в прифронтовом Валдае, а всю жизнь после войны она посвятила спорту – сначала в качестве игрока, а затем преподавателя и научного работника. Она успела стать двукратной чемпионкой СССР в формате 11х11 в составе одесского «Локомотива», а потом ещё трижды (в современной версии – 7х7), выступая за московский «Труд/Луч», с которым в 1963 году завоевала первый в нашей гандбольной истории Кубок европейских чемпионов.
«Советский спорт» стал информационным партнёром «Луча»
На майские праздники навестить заслуженного ветерана в скромную квартиру в Отрадном пришли представители нового поколения московского «Луча» – старейшей гандбольной команды страны, чью славу создавала в начале 1960-х Валентина Яковлевна. В гостях у почётного мастера спорта побывали игроки команды Мартина Борисова и Дарья Прокудина, глава Московской гандбольной академии Михаил Чипурин, компанию которым составил и автор «Советского спорта», записавший монологи легенды нашего спорта.
«Искорёженные танки — одна из картинок моего детства»
Я родилась и выросла на Валдае – в небольшом городке со знаменитой историей, входившем в ту пору в Ленинградскую область. Мать была портнихой, отец заведовал сельскохозяйственным магазином. Дома он бывал нечасто, а со мной оставались старшие сестра и брат.
Когда началась война, мне было шесть лет. Уже в августе 1941 немцы подошли к Валдаю, но дальше их не пустили. Два года фронт проходил в 20-30 километрах от нашего дома. Снаряды до нас не долетали, а вот немецкие самолёты мы видели каждый день. Летят на запад – будут бомбить Ленинград, летят на восток – Москву. Но затрагивало и нас. В городе располагались штабы различных воинских соединений, включая партизанские, через Валдай проходили стратегические железнодорожные и шоссейные пути, кроме того, в городе находилась огромная часть по ремонту танков и бронетехники. Подбитые и искорёженные наши танки – одна из картинок моего детства.
Бомбили часто. Мы со временем привыкли к воздушным тревогам и часто даже не прятались. Знали – если близко попадёт, то никакой погреб не спасёт. В соседнем доме, что стоял через дорогу, бомбой убило двух маленьких девчонок. А их старший брат куда-то отходил в избе – его не задело. Он вернулся, а сёстры уже мёртвые и стену в избе на полметра вглубь дома подвинуло. Его потом врачи неподвижного в госпиталь увезли – такой у него был шок. Знакомую нашей семьи тоже на улице случайным осколком убило, хотя даже воздушной тревоги не было. Может, самолёты с бомбёжки возвращались и оставшиеся бомбы сбросили – она как по улице шла, так и упала замертво.
Мама сутками работала в швейном цеху, шила обмундирование для солдат. Приходила домой и сразу садилась за швейную машинку – шила и перешивала одежду для знакомых и обычных людей… и так всю войну. Очень тяжело жили. Помогали матери и друг другу – кто чем мог. Слава богу – все выжили.
«Появилась новая игра — как раз для меня»
Сколько себя помню, мне всё время было интересно заниматься подвижными играми – притом чаще с мальчишками. Учёба давалась легко, да и спорт нравился. Хваталась за всё подряд – лёгкая атлетика, лыжи. Озеро замёрзнуть не успевало, а мы уже вставали на лыжи – у кого что было – и по неокрепшему ещё льду бегали по 10-15 км.
Волейбол – вообще едва ли не главная школьная любовь. В парке вечерами и по выходным играли взрослые, а я всё сидела и ждала-надеялась, что позовут. И нередко звали. На танцы ведь нас в таком возрасте ещё не пускали – вот и получалось, что волейбол был главным развлечением. Родители не возражали – хоть, впрочем, они всё в работе были, им часто было не до нас.
Я за школу на всех соревнованиях выступала – по любым видам. Меня поэтому директор школы и убедил в физкультурный институт поступать. Вплоть до третьего курса занималась всем – и лыжами, и бегала, и копьё метала, и в волейбол играла…
А в гандболе я оказалась почти случайно. Хотя нет – наверное, не случайно. Ребята подошли на волейбольной площадке и рассказали: новая игра появилась, она как раз, мол, для меня. Я попробовала – и действительно! Бегала я хорошо, реакция и видение площадки благодаря волейболу с детства были развиты, бросок (спасибо копью) тоже в порядке. Я почти сразу стала разыгрывающей. Гандбол тогда был 11х11, и, несмотря на размеры поля (оно было футбольным), бегали, пожалуй, поменьше. Но простора больше – с моей скоростью было и где убежать, и пас отдать.
«Комната у моря — что ещё молодым девчонкам надо?»
В общем, игра мне понравилась. Мы ещё учились, а нас уже позвали играть за «Спартак» из подмосковных Подлипок (точнее, Калининграда – так тогда назывался полузакрытый город космонавтики). Нас – это меня и мою подругу Машу Шарикову. Она старше на пять лет и была вратарём. Мы так по всем командам потом и колесили – вратарь и разыгрывающая – что ещё нужно для победы? В «Спартаке» в 1957 году мы заняли второе место. То был всего лишь второй чемпионат СССР, и специалистов в новом виде спорта находилось мало. Тренеров по гандболу нигде специально не готовили (большинство приходило из баскетбола), многое зависело от игроков.
Вероятно, поэтому нас с Машей после окончания института позвали играть в Одессу – хотя распределение у нас было… в Таджикистан. На Украине гандбол был популярен ещё в довоенные годы, и Одесса решила воссоздать сильную команду. Им это удалось – в 1958 году чемпионами СССР стали и мужчины, и женщины. Женский «Локомотив» играл прилично – по-моему, ни одного матча не проиграли… В клубе играли одесситки – только мы с Шариковой были приглашённые. Условия нам создали, как казалось, хорошие – выделили комнату недалеко от моря, а что ещё молодым девчонкам надо? Мы ведь о заработках не думали вообще. В 1959-м снова стали чемпионками.
А после конфликты какие-то пошли внутри коллектива. Мы ведь единственные были из Москвы и с высшим образованием. Тренер Альфред Свидерский, наверное, мог как-то погасить трения, но авторитет в команде у него был, как мне казалось, слабый – девчонки больше сами решали. В 1960 году команда заняла третье место, это посчитали неудачей – и мы решили вернуться в Москву. Одесса стала хорошей школой жизни и вообще оставила приятные воспоминания – хотя, кроме стадиона и Привоза, мы там почти ничего не видели.
«Советский спорт» мне напомнил, что я забросила пять мячей»
Когда вернулись в Москву, планировали получить медицинское образование – тем более нас со спортивным дипломом брали сразу на второй курс, но… гандбол не пустил. В то время игра переходила в формат 7х7, а в Москве на базе фабрики «Прожектор» комплектовалась команда «Труд». В команде подобрались хорошие девчонки, ну и мы с Машей с нашим опытом и заслугами в «большом гандболе» пришлись ко двору. Командой руководил Лазарь Гуревич – тоже баскетбольный тренер по специализации. Многому приходилось учиться (я говорю про гандбол в зале), но коллектив подобрался очень сильный, и три года подряд мы никому в чемпионате Союза шансов на давали – ни одного поражения!
В 1963 году участвовали в Кубке чемпионов. Правда, я, честно говоря, уже мало подробностей помню. Всё казалось как-то обычно – были соперницы из Европы, но мы с ними в разных товарищеских матчах играли ещё в «большом гандболе», так что ничего удивительного в том не видели, равно как и в том, что настраивались только на победу. Какого-то ажиотажа не было даже в финальном турнире, который прошёл в Праге.
Недавно мне дали перечитать «Советский спорт», и из него я узнала, что в финальном матче с датчанками (11:8) я стала лучшим бомбардиром, забросив пять мячей. Представляете, в моей памяти это совершенно не отложилось! Так же как не запомнилось никаких праздничных мероприятий. Ну была какая-то вечеринка, чай, сладости… К чему-нибудь покрепче я была равнодушна, да и большинство подруг по команде – тоже.
В Москве пригласили в спорткомитет, поздравили, вручили грамоты… где она теперь – и не скажу. Хотя благодаря гандболу получила свою квартиру. Машину мне старший брат давал – он в автохозяйстве работал и купил «Победу». Иногда приезжал на ней в Москву и оставлял мне на несколько месяцев – водить я любила. Когда свою купила – тоже не вспомню уже, но точно на кафедре гандбола работала.
«В 80 лет сказали, что разрешают ещё год поработать»
После 1964 года я из «Труда» ушла. Могла, наверное, ещё играть (и 30 не исполнилось), но отношения в команде мне перестали нравиться. Может, максимализм мой, может, зависть чужая – уже не скажу. Работала недолго в МГУ, а потом пригласили работать с командой ГЦОЛИФК – мой родной институт. Там я всё носилась с идеей готовить тренеров гандбола – и для этого, конечно, нужно специальное отделение. Кончилось тем, что мне сказали – вот ты и возьмись за создание. Так под меня в 1971 году была создана кафедра гандбола, где я долгое время была единственным преподавателем и руководителем.
Проработала я там без малого 50 лет. Написала много учебников – последний вышел в свет, когда я уже уходила. Ну как — уходила… Меня поздравили с 80-летним юбилеем и сказали, что «разрешают ещё год поработать». Я обиделась, собрала вещи и ушла. А мой последний учебник у меня до сих пор на балконе лежит. Прежде этими книжками полгаража было забито, но машину, а после и гараж пришлось продать.
Сын у меня умер, а внук болеет сильно – я за ним ухаживаю. После смерти сына очень плохо себя чувствовала, но расходилась, раздышалась. Забота о внуке опять же держит, да и не умею я без дела сидеть, мне двигаться надо.
На гандболе лет восемь не была, но вот пришлось выбраться – бывшие ученики звонят, навещают, уговаривают. 11 мая побывала на полуфинальной игре с участием женского ЦСКА, получила большое удовольствие.
Конечно, и «Луч» увидеть хочется – команда сейчас пытается возродиться. Сезон был трудным, но концовка, скорее, порадовала. Надеюсь успеть порадоваться успехам родного клуба.
Профайл
Игнатьева Валентина Яковлевна
Родилась 6 марта 1935 года (Валдай).
Выступала за команды «Спартак» (Московская область), «Локомотив (Одесса), «Труд» (Москва).
Пятикратная чемпионка СССР (1958, 1959, 1962-1964). Обладатель Кубка европейских чемпионов (1963).
Участница чемпионата мира (1962).
Профессор ГЦОЛИФК, основатель кафедры гандбола (1971). Доктор педагогических наук. Автор учебников по теории и практике гандбола.