Разбор полетов. Наш гандбол мертв? А мы еще нет! Бывший и нынешний главные тренеры мужской сборной России спорят о будущем любимой игры

Что произошло с нашей сборной на чемпионате мира в Тунисе? Почему после первого же турнира, на котором Анатолий Драчев возглавлял национальную команду, его «попросили» оставить пост? Зачем после недолгого перерыва в сборную вернулся легендарный Владимир
news

ГАНДБОЛ

Что произошло с нашей сборной на чемпионате мира в Тунисе? Почему после первого же турнира, на котором Анатолий Драчев возглавлял национальную команду, его «попросили» оставить пост? Зачем после недолгого перерыва в сборную вернулся легендарный Владимир Максимов? Владимир Максимов и Анатолий Драчев, шесть лет вместе руководившие нашей командой, теперь по отдельности отвечают на эти и другие вопросы корреспондента «СС».

– Чемпионат мира в Тунисе... 8-е место – это провал?

Анатолий Драчев: – То, что получилось на втором этапе, – провал. Прежде всего мы должны были выигрывать ключевую игру у Франции. Но не вижу смысла делать из этого трагедию.

Владимир Максимов: – Я бы назвал провалом не результат, а ту игру, которую показала команда. Мы уверенно проводим первый этап, пусть там из сильных сборных была лишь Словения, а на втором, когда остается три самых важных матча, команды вдруг не стало. Просто так подобное не происходит. Может кто-то сыграть неудачно, но не все же сразу. Если же проваливается вся команда, значит, потеряно управление.

– Какая же самая главная причина неудачного выступления?

А.Д.: – Это комплекс причин. Необходимо было каждый матч играть как последний, через не могу, показывать все, на что ты способен. У нас, к сожалению, так не получилось.

В.М.: – В атаке нужно было вовремя переносить акценты с одного гандболиста на другого, в защите придумывать новые ходы. Тренеры не смогли найти живые силы в команде, которые бы предотвратили этот ужас.

НАШ ПОЗОР ВСЕ ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ

– Значит, неудача в Тунисе лишь тренерский просчет?

А.Д.: – Конечно, не бывает, что команда выступает неудачно, а тренер – молодец. Видимо, и я допустил просчеты.

В.М.: – Все наши лучшие гандболисты уже давно уехали за границу. Кого-то удалось удержать в «Чеховских медведях» и «ЛУКойле-Динамо». Драчев сделал ставку именно на игроков этих клубов. Хорошо, но тогда нужно было сохранять те связки, которые уже наработаны в командах. И не выдумывать нового.

Еще один очень важный момент: когда в чем-то уступаешь сопернику, нужно объяснить игрокам за время тайм-аута, что конкретно им делать. Что было на чемпионате мира, мы все видели по телевизору…

Мне потом много специалистов звонили. А на заключительном собрании Драчев сказал: «Будем думать, будем готовиться». К чему готовиться? Сегодня – чемпионат Европы, завтра – мира, а послезавтра – Олимпиада. С такими темпами мы подготовимся только к Олимпиаде-2012.

– И что же делать, чтобы выбраться из этой ямы?

А.Д.: – Свои ошибки я уже не смогу исправить. Это предстоит сделать Максимову. Ему все равно придется многое менять в команде. Если он этого не сделает, то придет к такому же результату.

В.М.: – Полностью обновлять команду не собираюсь. Разве что посмотрю на перспективных ребят из Волгограда. Главное, чтобы команда обрела наконец свое лицо. А я буду помогать там, где страшно. Как мы выигрывали? Убивались за каждый мяч. Ради победы умирали. А теперь проигрываем Тунису 11 мячей?! Обидно.

– Егоров, Евдокимов, Ковалев, Черноиванов, Иванов, Ломанов, Чипурин и Растворцев после чемпионата мира были обвинены чуть ли не во всех грехах. А так ли уж они виноваты?

А.Д.: – Не обвинял я никого! Знаете, как бывает, когда вы за кого-то очень сильно переживаете, на кого-то надеетесь, а он не играет нормально? Вы расстраиваетесь. Это обычная реакция тренера. Я искренне верил в Юру Егорова, Диму Ковалева и остальных. Это очень опытные ребята, пусть и молодые. Но они сыграли гораздо ниже своих возможностей.

А что касается моих якобы слов, что эти люди больше никогда не будут выступать в сборной, так это вранье. Я такого не говорил. Кого я выгоню из сборной? Чипурина? Растворцева? Егорова? Они – лучшие. Кем их заменять? Их не выгонять, а учить надо. Знаете, что я сказал после чемпионата мира? Дословно: если они будут и дальше так играть на крупных турнирах, то зачем вообще играть? Журналист же подал все так, как ему хотелось. После этого меня обвинили в том, что я веду чуть ли не антигосударственную политику.

В.М.: – Когда наставник произносит подобные слова, он должен понимать, что других игроков у нас нет. Ведь это не Германия, Франция или Испания, каждая из которых может выставить по три команды. Ты обвиняешь игроков, но ведь именно ты их брал, тренировал… Конечно, можно сейчас говорить, что слова Драчева переврали. Но почему он тогда сразу не опроверг? Значит, действительно было подобное высказывание.

МОЖНО ПОЗВАТЬ ЛАВРОВА. НО ЗАЧЕМ?

– Почему смена поколений в российском гандболе оказалась такой болезненной?

А.Д.: – Я бы не стал так утверждать. Чипурин, Иванов, Растворцев, Костыгов – все они уже не раз надевали футболки сборной. Другое дело, что только Иванов и Растворцев играли в основном составе прежней команды. При этом полностью поменялся рисунок игры, а вчерашние дублеры вышли на первый план и обязаны вести остальных за собой. Теперь все зависит от того, как проявят себя именно они. На показательных турнирах, на предварительном этапе чемпионата мира все же получалось! Но когда мы попали на три лучших команды из другой группы, опыт сыграл злую шутку.

В.М.: – Если называть вещи своими именами, то смены поколений действительно не было. После Олимпиады в Афинах ушли Лавров и Тучкин. Но у них возраст, пора. Я, конечно, могу прямо сейчас позвонить Лаврову, и он встанет в ворота. Но зачем? Перед чемпионатом мира тренер объявил: «Мы будем омолаживать команду». Это означает, что он набирает любых игроков, тренирует их. Плюс, конечно, нужно взять Кривошлыкова, Горпишина и Торгованова. Это трио вполне способно сделать результат.

Последнего, кстати, Драчев хотел взять с собой в Тунис, но тот допустил очень грубую ошибку. Торгованов 8 января закончил лечение в Германии, а 13 января команда едет на турнир в Норвегии. Он выходит на паркет и в первом же матче получает травму. Я спрашиваю гандболиста, зачем он туда полез. «Я, – говорит, – хотел себя попробовать». Да, он боец. Но и тренеры же должны понимать, что человек еще вчера лечился! Тем более первый этап чемпионата мира мы спокойно прошли бы и без Торгованова.

А давайте возьмем еще Растворцева, которого тоже обвинили в плохой игре. У человека травма правой руки, с этой травмой он выступал еще в Лиге чемпионов. Фактически Растворцев не мог закрутить мяч, так как на одном пальце у него порвано сухожилие. А Драчев его ставит на позицию правого полусреднего. А там без этой самой подкрутки у правши, а Растворцев – правша, броска вообще не получится. Зачем так ставить? Чтобы человек совершил ошибку?

– И тренера, от которого, по сути, ничего на этом чемпионате мира не ждали, неожиданно отправили в отставку…

А.Д.: – У меня, естественно, реакция на это неадекватная. Мягко говоря. Видимо, после первого этапа наше руководство ждало, что мы вернемся из Туниса с медалями. Мол, появилось новое поколение, отличная команда. Спрашивали: «Драчев, почему вы не хвалите этих ребят?» А когда нужно было прыгнуть выше головы, перебороть себя, оказалось, что мы пока не готовы. Вот и наступило разочарование у чиновников.

В.М.: – Повторюсь, все дело далеко не в итоговом месте. Просто мы ничего не сделали в проигранных матчах для того, чтобы их спасти. Особенно это касается позорной встречи с Тунисом.

– Драчев смог бы привести эту сборную к медалям на Олимпиаде-2008 в Пекине?

А.Д.: – Трудно ответить на этот вопрос. Но я уверен, что мы были на правильном пути. Я знаю одно: работая с этими ребятами, можно достичь результата. Как это сделать, я тоже знал, впрочем, теперь это уже не важно.

В.М.: – Сейчас будет непросто даже отобраться на эту самую Олимпиаду….

ЧИНОВНИКИ ЗАБЫЛИ ПРО ГАНДБОЛ

– Гандболисты говорят, что надо многое менять и в материально-технической базе команды. Что хуже некуда… Это действительно так?

А.Д.: – Насколько я знаю, грядут перемены. Да, не хватает многих вещей, особенно видеоаппаратуры, но по моим сведениям, все это заказано и вот-вот должно прибыть.

В.М.: – Да этой базы просто нет! Ни одного компьютера, телевизора, ворот, даже мяча я не получил от вышестоящих спортивных организаций, в том числе и Олимпийского комитета. Даже форму мы сами заказываем по личному контракту с одной из фирм. А зарплаты… Когда я уходил со своего поста, приехал представитель Федерального агентства по физкультуре и спорту. Спросил меня о зарплате. Я назвал свою ставку – 2700. Все тренеры дружно спросили: «Долларов?» Ответил, что рублей. Все засмеялись. Вот столько мне платит моя любимая страна! А я уже отклонил четыре предложения из-за рубежа, где зарплаты от 20 до 25 тысяч евро. Вот и весь ответ.

 Я, между прочим, и уходил вовсе не потому, что устал. Просто своим уходом хотел сказать руководителям спорта: «Вы надуваете щеки, когда мы неудачно выступаем, а что вы сделали, чтобы мы завоевывали медали?!» У нас в стране нет комплексных научных групп, спортивных баз. Новогорск уже давно не база...

Зато в Афинах ко мне подходит один большой чиновник и говорит: «Нужна медаль!» Отвечаю, что в Сиднее я единственный из всех наставников игровых видов спорта выиграл золото. Тогда обещали построить несколько гандбольных центров, а построили только в Подмосковье, да и то только благодаря губернатору. Так скажите, что мы должны сделать, чтобы нас услышали? Что ценнее Олимпиады?

Сдвинуть ситуацию можно, если взять в команду психолога, физиологов, видеооператора, предоставить нормальное компьютерное оснащение, чтобы у нас были досье на все ведущие команды мира. Только при таком подходе можно добиться побед.

– Ходят слухи, что у неразлучного дуэта Максимов – Драчев теперь конфликт...

А.Д.: – Нет никакого конфликта. Я бы сказал, что у нас разные точки зрения.

В.М.: – Да, конфликта нет. Драчев по-прежнему тренер второй команды «Чеховских медведей». Я просто ему объяснил, что он избран в Союзе гандболистов России президентом тренерского совета. После Туниса ему надо будет проводить семинары с молодыми наставниками и рассказывать, как побеждать.

– Почему Драчева больше не будет в тренерском штабе Максимова?

А.Д.: – Зачем я ему нужен? Я попробовал свой вариант. Сейчас вернется Максимов, у которого свое видение гандбола. Он все равно будет делать все по-своему, возьмет тех, кого считает нужным. В этой ситуации рядом должен быть помощник, а не тот, кто мешает.

В.М.: – Драчев шесть лет был за моей спиной. Сейчас я предоставил ему шанс. Он должен был продолжить мою линию. Думаю, тогда бы ему способствовала удача… Но он свернул… Теперь вторым тренером будет двукратный олимпийский чемпион Валерий Гопин, возглавляющий челябинский «Локомотив-Полет».

КОМАНДЫ-ЧЕМПИОНА БОЛЬШЕ НЕТ

– Что для российского гандбола означает возвращение на тренерский мостик сборной Максимова?

А.Д.: – Вот этого я сказать не могу. Просто не знаю. Если Максимову удастся придумать что-то новое, будет виток развития нашего вида спорта. Или мы останемся на том же уровне.

В.М.: – То, что мы продолжаем биться за привлечение внимания к гандболу.

– Вы верите, что после ухода из сборной игроков поколения Лаврова наша сборная сможет побеждать?

А.Д.: – Нет уже той команды, которая выигрывала у всех подряд. У нее всегда был один стиль, одни и те же исполнители. И рисунок игры Максимов делал именно под них. Этот стиль уже знает весь мир. Мы никого ничем не удивим. Однажды на компьютерных программах я увидел французские и норвежские распечатки. Там есть абсолютно все комбинации Тучкина, Кудинова… Все прокручено тысячи раз, и они без проблем скажут вам, куда побежит любой наш гандболист в той или иной ситуации. Повторюсь: чтобы побеждать в ближайшее время, нужно вносить в игру что-то новое.

В.М.: – Верю, иначе бы не пошел.

Новости. Гандбол