От золота Австрии к заводской команде СССР. Судьба первого советского легионера
В истории советского футбола немало ярких моментов, но один из самых примечательных связан с судьбой Анатолия Зинченко — первого игрока из СССР, который сумел пробиться за границу и даже стать звездой европейского футбола. 8 августа этому выдающему спортсмену исполняется 75 лет, и его жизненная история вновь привлекает внимание.
Советские спортсмены долгое время сталкивались с серьёзными преградами на пути к международной карьере. Запрет на выступления за границей был обусловлен политическими и идеологическими причинами. Даже на международные соревнования выезд советских атлетов был затруднён, и лишь с приходом к власти Михаила Горбачёва в середине 80-х, ситуация лишь немного улучшилась. Впрочем, несмотря на все трудности, советские футболисты оставались одними из лучших в Европе, и их стремились заполучить многие топ-клубы.
Нельзя не вспомнить, как после победы сборной СССР на Чемпионате Европы 1960 года, мадридский «Реал» выразил серьёзный интерес к Льву Яшину, предложив ему чек с пустой графой, что было символом готовности заплатить любую цену. Разумеется, голкипер отказался. На этом фоне переход Анатолия Зинченко в австрийский «Рапид» стал настоящим прорывом.
Из «Трактора» в Австрию
Анатолий Зинченко был далеко не звездой на родной советской футбольной арене. Его карьера в СССР, где он выступал в волгоградском «Тракторе», ростовском СКА и ленинградских «Динамо» и «Зените», не привлекала большого внимания. Он сыграл всего лишь три матча за сборную, и его карьера в родной лиге не была яркой. Однако его переход в венский «Рапид» в возрасте 31 года изменил всё. В Австрии он проявил себя как выдающийся игрок, что само по себе является значительным достижением для футболиста в зрелом возрасте.
Интерес к советскому нападающему проявил австрийский журналист Курт Частке. С его помощью Зинченко оказался в клубе, который имел связи с местной коммунистической партией и потому был воспринят как подходящая площадка для советского футболиста. Таким образом, даже в условиях жёсткого контроля над выездом спортсменов, Зинченко сумел выбраться в Европу, где вскоре его таланты оценили по достоинству.
Сафонов дебютировал в «ПСЖ», пропустив гол «в колёса». Фанаты устроили панику
Карьерные высоты в Европе
В «Рапиде» Зинченко не только блеснул своим мастерством, но и стал настоящим кумиром болельщиков. Он быстро адаптировался к австрийскому футболу, играя вместе с такими звёздами, как, например, Антонин Паненка. К слову, лидер сборной Чехословакии подружился с Анатолием, и они общаются до сих пор. За три года в Вене Зинченко дважды выиграл чемпионат Австрии и завоевал местный кубок. Его успехи за границей принесли ему звание мастера спорта СССР международного класса. Несмотря на то, что в Советском Союзе Зинченко не был звездой, его время в Австрии стало настоящим триумфом.
Через три года 34-летний Анатолий отказался от предложений остаться в Австрии и даже войти в тренерский штаб «Рапида», и решил вернуться в Советский Союз. В этом решении угадывалась не только ностальгия по родным местам, но и стремление работать в условиях, знакомых ему с детства.
Анатолий Зинченко: Из Австрии меня неимоверно тянуло домой
«Мне вообще предлагали остаться. Эта инициатива исходила от Ханса Кранкля. Он говорил мне: что тебе делать в России? Оставайся здесь, получишь хорошую работу. Но воспитание и менталитет у меня были советские. За три года лично я, не кривя душой, ощутил на сто процентов, что такое ностальгия. Домой тянуло неимоверно», — рассказывал Зинченко в интервью «Советскому Спорту».
Возвращение и работа с заводской командой
Возвращение Зинченко в СССР оказалось непростым. Вместо того чтобы продолжать карьеру в высококлассных командах, как ему предлагали в Австрии, он оказался в довольно неожиданной ситуации — его назначили тренером команды ленинградского завода «Красный треугольник». Эта работа, хоть и была далеко не столь престижной, стала важным этапом его жизни.
Популярный журналист Сергей Микулик рассказывал, что Зинченко, насладившись тремя годами европейского футбольного рая, после возращения увидел, что идеалы социализма, которые он считал реализованными, в действительности ещё не достигли его родины. Он столкнулся с реальностью, которая была далека от тех высоких стандартов, что он пережил за границей.
Великолепная игра Зинченко в Австрии заставляет задуматься о том, каких высот могли бы достигнуть другие советские футболисты, если бы им удалось играть за границей в молодом возрасте, но история не терпит сослагательного наклонения.
После возращения на родину Анатолий Зинченко 11 лет пытался работал в качестве тренера, но до значимых должностей в сильных клубах его не допускали. С 1994 года его деятельность сменилась. Он стал генеральным директором Федерации футбола Санкт-Петербурга и работал делегатом на матчах РПЛ. Этот переход в административные роли стал логическим продолжением его карьеры. Все-таки его опыт и знания футбольного дела не остались незамеченными и в родной стране.