«Доигрывать точно буду в России». Головин признался в том, что очень скучает по родине
Редакция «Советского спорта» совместно с ведущими журналистами с далекого 1964 года выбирала лучшего футболиста страны по итогам календарного года. Так продолжалось вплоть до 2018 года, но на несколько лет эта славная традиция прервалась. Однако сейчас мы рады сообщить о возрождении легендарной премии! Чем не чудесный повод обстоятельно поговорить с капитаном французского клуба и одним из лидеров сборной России.
В эксклюзивном интервью журналу «Футбол» Александр поделился впечатлениями от прошедшего года, оценил промежуточные результаты сезона для монегасков, а также приоткрыл завесу своего будущего.
Никогда не мыслил трофеями
– Какие эмоции остались от 2024 года?
– Во-первых, касательно футбола: провели неплохой сезон, хороший год, попали в Лигу чемпионов. Это, наверное, одна из самых важных моих целей в принципе. Потом, опять же, хорошо начали в Лиге чемпионов. Не так хорошо провели последние игры (поражения от «Бенфики» со счётом 2:3 и «Арсенала» – со счётом 0:3. – Прим. «Футбола»), но всё нормально («Монако» за два тура до конца общего раунда Лиги чемпионов на 16-м месте, дающем право выхода в раунд плей-офф, заменяющий 1/16 финала, в качестве сеяной команды. – Прим. «Футбола»). Если оценивать в общем, вполне себе хороший год. Ничего криминально плохого сказать не могу.
– Согласны с тем, что вы были лучшим российским футболистом в 2024 году? Ощущаете какой-то особый статус?
– Не люблю себя оценивать. Пускай это делают другие.
– У вас пока нет трофеев в составе «Монако». Могли представить, что за семь лет ничего здесь не выиграете?
– Я, в принципе, никогда не мыслил трофеями. Вот многие игроки говорят: «Я пришёл сюда за титулами». Это круто, это понятно. Но когда я сюда переходил, у меня была мысль о том, чтобы попробовать себя в Европе, то есть поиграть на высоком уровне, более высоком, чем в нашей лиге.
– Прошлый сезон для вас вышел просто фантастическим. С чем лично для себя связываете такую удачную игру?
– Просто команда тоже хорошо играла, пришёл хороший тренер (австриец Ади Хюттер в июле 2023 года сменил на тренерском мостике Филиппа Клемана. – Прим. «Футбола»). И получилась такая «химия» между игроками и тренером. Думаю, что как-то это всё в общем сложилось, отовсюду понемножку.
– Ориентируетесь на какие-то цифры, собственные показатели? Или больше уделяете внимание тому, как команда выступает?
– Нет, вообще не ориентируюсь на свои показатели. Меня никогда не заботило, забью я гол в следующем матче или три месяца не буду забивать. Мне всегда было важно приносить пользу команде, чтобы я чувствовал, что вношу большой вклад в тех же обыгрышах, в отборе мяча. То есть ключевое – быть полезным на поле, а за статистикой никогда не гнался.
Когда в «ПСЖ» был Мбаппе, атаковать их было проще
– Сейчас вы идёте на третьей строчке в таблице чемпионата Франции (интервью состоялось 30 декабря. – Прим. «Футбола»), в Лиге чемпионов – крепкая позиция в середине таблицы. Насколько довольны этими результатами?
– На данный момент не то чтобы мы были довольны. Всё-таки ожидалось, что в чемпионате мы будем как минимум вторыми. Но так сложилось, что концовку года немного смазали (в четырёх последних турах Лиги 1 в 2024 году монегаски победили «Тулузу», сыграли вничью с «Реймсом» и потерпели поражения от прямых конкурентов «Марселя» и «ПСЖ». – Прим. «Футбола»).
И в Лиге чемпионов: понятно, что там была тяжёлая игра с «Бенфикой», в которой мы заслуживали как минимум одно очко. Мы пытались, старались попасть в топ-8. Но в любом случае в Лиге чемпионов пока всё хорошо, а в чемпионате хотелось бы получше.
– В Лиге чемпионов в этом сезоне вы обыграли «Барселону» со счётом 2:1. Что были за эмоции от победы над грандом европейского футбола последних десятилетий? Многие тогда вспомнили вашу знаменитую цитату из «ВК».
– Не скажу, что было что-то невероятное. Да, обыграли хорошую команду, одну из лучших в мире. Но в любом случае там так складывалась игра, что они рано получили красную карточку. Даже «Барселоне» сложно играть без одного футболиста.
А по поводу шутки – ну просто вспомнил, пошутил, ничего особенного (на следующее утро после игры Головин в своём телеграм-канале опубликовал пост: «Вот и лузнула Барса!!!)». – Прим. «Футбола»).
– Возвращаясь к чемпионату, отставание от «ПСЖ» – 10 очков. Есть ли ещё шансы побороться за титул?
– Считаю, что есть. В любом случае нельзя мыслить так, что шансов нет. Зачем тогда играть? Они тоже будут ошибаться, терять очки, я уверен в этом. При этом нам нужно сократить количество своих ошибок. Нужно будет играть как минимум лучше, чем в первой половине сезона. Тогда у нас будет шанс.
– Раньше вы говорили, что Килиан Мбаппе во многом делал разницу для «ПСЖ». Сейчас его нет. Сильно ли изменилась их игра? Возможно, вы сами после его отъезда стали против них выходить более уверенно?
– На самом деле, да. У них, понятное дело, изменилась игра, стала более командной. Они перестали быть зависимы от одного игрока или двух-трёх, как раньше, когда там были Лионель Месси, Неймар. Они стали коллективом на поле. Это тоже изменило их в сторону более качественной игры в обороне. Раньше было проще с ними играть, когда у тебя есть мяч. Сейчас, когда у тебя есть мяч, они обороняются буквально все. Поэтому в каком-то плане есть плюс, а в каком-то – минус, что потеряли Мбаппе. В любом случае – команда высочайшего уровня, и с ними тяжело играть.
– Сейчас «Монако» и «ПСЖ» – команды схожего уровня?
– Считаю, что да.
Сафонов супердоволен Парижем
– В этом сезоне Матвей Сафонов приехал в Париж, однако писали, что и «Монако» проявлял к нему интерес. Знали ли вы об этом? Может, руководство с вами консультировалось по поводу Матвея?
– Нет, мне вообще никто ничего не говорил. Даже знать не знал, никакой информации не было.
– А Матвей с вами не консультировался?
– Мы не общались до трансфера. Во время перехода просто парой слов перекинулись. Общались с ним перед последней нашей игрой в чемпионате. И после неё много разговаривали. Я спрашивал, как у него с адаптацией, как что, где живёт и так далее. Он там супердоволен, говорит, что большая разница в уровне. Поговорили в принципе о таких бытовых моментах, и всё.
Пока, понятно, тяжело, не адаптировался, ещё не так комфортно себя чувствует в быту и так далее. Но это нормально, он ещё очень мало времени там провёл.
– Есть ли у вас какая-то «русская тусовка» с Сафоновым и Кузяевым? Может, вместе собираетесь, проводите совместно отпуск или хотя бы общаетесь в чате?
– Не-не, такого нет. Вместе мы не собираемся, по разным местам раскиданы. Что касается отпуска, у всех же плюс-минус семьи, кто куда. Я обычно вообще домой езжу, друзей увидеть, семью. У кого какие планы в отпуске. Тут момент индивидуальный.
– Сейчас во Франции три сильных российских футболиста. Кто из игроков РПЛ, на ваш взгляд, мог бы пополнить вашу компанию?
– Честно, я очень мало смотрю РПЛ в последние, наверное, два года. Но могу по сборной сказать. Если судить по тренировкам в национальной команде, Алексей Батраков очень хорошо выглядел, всегда хорош Иван Обляков. По остальным – сложнее, я больше слежу за атакующими игроками. Ещё, может быть, Константин Тюкавин – он тоже всегда хорошо выглядит. Наверное, вот этих троих выделю.
– Какой первый совет могли бы дать игроку из России, который переезжает во французский топ-клуб?
– Биться за своё место, никогда не сдаваться. Не опускать руки.
– А что для вас было самым сложным в первое время после переезда?
– Вообще всё: я не знал языка, культуры, никого не знал. Чего ни коснись, всё было сложно. Хотя клуб с этим и помогал, всё было сложно в бытовом плане и прочем.
– Спустя шесть с половиной лет уже чувствуете себя в Монако и во Франции в целом своим?
– Во Франции – нет, потому что я там почти не бываю, в основном провожу всё время в Монако. Очень редко выезжаю в Ниццу или в Канны, куда-то в магазины, покушать, буквально раз-два в полгода, потому что в Монако всё есть. Здесь интернациональное место, не только французы. Поэтому да, здесь я себя уже ощущаю очень комфортно в быту, 100%. Я знаю, куда, что, где и как. Тем более это очень маленькое государство, быстро всё удалось запомнить.
Не получится представить себя в «Спартаке»
– Что для вас значит выходить с капитанской повязкой в клубе, в котором вы провели достаточно много времени?
– По большому счёту на меня капитанская повязка никак не влияет. Это не то же самое, что играть за страну и быть капитаном сборной. Для меня никогда не была целью капитанская повязка. Она мне, в принципе, ничего такого не даёт. Я не тот человек, который в раздевалке будет всех мотивировать, что-то там кричать. Я больше сфокусирован на том, чтобы попытаться быть лидером на поле, своими действиями, своей игрой.
– Вы ранее рассказывали об интересе к вам со стороны «Тоттенхэма», дортмундской «Боруссии» и «ПСЖ». Появились ли ещё какие-то новые претенденты на вас за последнее время?
– В последнее время ничего такого не слышал, не знаю.
– Что вообще должно случиться, чтобы вы всерьёз задумались о переходе в другой европейский клуб?
– Если это будут супергранды какие-то, тогда буду думать.
– Если условный «Реал» придёт?
– Да, по такому типу.
– А можете вообще представить, что так и завершите карьеру в «Монако»?
– Конечно, могу. Вернее, совсем завершить – нет-нет-нет, это неправильно. Завершать карьеру я буду точно в России, это 100%. Я в любом случае хочу поиграть в России, вернуться в нашу страну, потому что в любом случае очень скучаю по ней. Как бы там ни было, как бы я тут уже ни адаптировался, как бы мне ни было тут хорошо, как бы ко мне ни относились, в любом случае скучаю по своей стране, по нашему менталитету. И доигрывать – не знаю сколько, тяжело загадывать – точно буду в России.
– В России можете себя представить в майке ещё какого-нибудь клуба, кроме ЦСКА?
– Сейчас сложно сказать. Я знаю, что не получится представить себя в «Спартаке», в спартаковской футболке. Это точно. Но в каком-то другом клубе – я думаю, что да.
– Вы ранее также говорили, что «Зенит» – самый популярный российский клуб в Европе. Это довольно широко обсуждалось. До сих пор придерживаетесь такого мнения?
– Где бы я ни был, все говорят про «Зенит». Слышу от людей: «Зенит», «Зенит». Конечно, если взять нашу историю, наверное, самый популярный не он. Но я слышу у себя в команде и от каких-то ещё игроков из других клубов во французской лиге – очень многие говорят именно про него. Поэтому так и сказал.
– Вы говорили, что не особо получается следить за РПЛ. Но с кем-то из ЦСКА или каких-то других команд общаетесь? Интересуетесь результатами?
– Я из ЦСКА, бывает, общаюсь, но очень редко, с Игорем Дивеевым. Если брать «Ростов» – Костя Кучаев там. Хорошо общался с Федей Чаловым, однако он уже не в ЦСКА. За результатами слежу, но, опять же, не то чтобы каждый тур знаю, кто и как с кем сыграл.
Хотел бы ещё поработать со Слуцким
– Вы приезжаете в сборную, несмотря на отсутствие официальных матчей. Как мотивируете себя в национальной команде в таких играх?
– Я всегда очень рад приехать в свою страну, как минимум – увидеться с ребятами. Здесь наш менталитет. Как будто еду домой. Для меня это никакой проблемой не является. Я, наоборот, только рад туда поехать и тем более играть за сборную России.
Понятно, что если у нас и есть матчи, то с очень слабыми соперниками. Последний раз, когда я был в сборной, вообще игру отменили. Но появляется возможность увидеть семью, ко мне приезжают. Это в любом случае большой плюс для меня.
– Многие говорят об особом вайбе в команде Валерия Карпина. Можете объяснить, в чём он заключается?
– Просто отношение игроков с ним такое, что как будто ты там не как в школе с учителем, которого все боятся и боятся что-то спросить. Наверное, он более открытый. Он больше общается, больше на контакте. Наверное, поэтому. Хотя сейчас уже в принципе тренеры стали более открытыми. По любому вопросу, какой бы ты ни захотел задать.
– Можете сравнить Карпина и Хюттера? Есть ли у них что-то схожее?
– Вот как раз всё, что я сказал, подходит к обоим. Что у Хюттера так, что у Карпина.
– В октябре, когда вы приехали в сборную России, отменилась игра с Пакистаном. Удивились ли в клубе, что вы съездили в национальную команду, но в итоге так и не было матча?
– Когда меня вызывали, они были в курсе, что непонятно ещё на 100%, что и как будет. Я не получил нужную нагрузку, вместо игры потренировался отдельно. Но заранее-то они знали плюс-минус, поэтому такого уж большого удивления не было.
– Во время тренировок в сборной почерпнули для себя что-то новое? И насколько вообще непривычно после занятий в «Монако» возвращаться на российский уровень?
– Тренировки как тренировки, у всех упражнения плюс-минус одинаковые. Нет каких-то упражнений, которые ты ни разу в жизни не видел. А в плане уровня – да. Уровень интенсивности здесь гораздо выше. Если возвращаешься из сборной, кажется, что здесь футбол быстрее, ты подстроиться ещё под него не можешь. Нужно время, чтобы адаптироваться. И так же наоборот.
– С Леонидом Слуцким до сих пор находитесь на связи? Обсуждаете ли с ним ваши игры?
– Мы с ним очень часто на связи. Он даже недавно прилетал сюда на игру. Обсуждаем игры, да. Мы с ним очень близко общаемся, не только про футбол. Про разное. Когда у него есть время, он смотрит игры, потому что у него тоже всё-таки сейчас есть команда. И мы в разных часовых поясах. Когда он посмотрит, тогда – да, можем поговорить.
– Следите за его успехами в Китае? На футбольной пенсии можете себя представить в «Шанхай Шэньхуа», если там ещё будет Леонид Викторович?
– Я, конечно, ещё хотел бы поработать с Леонидом Викторовичем. Но пока сложно вообще представить, чтобы у меня было желание играть именно в Китае. Повторюсь, завершать карьеру я бы хотел в России.
– Можете сказать, о чём сейчас мечтает Александр Головин?
– У меня есть ощущение, что у нас собралась команда, которая способна завоёвывать титулы. Раньше, переходя сюда, я так не мыслил, но сейчас чувствую, что этого как раз таки нам и не хватает. И в этот момент я вижу, что команда готова. И правильный тренер, и люди правильные в клубе, и как будто это тот самый момент, чтобы завоевать какой-то титул.
Блиц
– Ваш лучший матч в карьере.
– Какой-то один не выделю.
– Самый запоминающийся гол в карьере.
– Пускай будет с Саудовской Аравией штрафной.
– Самый сильный одноклубник, с которым вы играли.
– Пусть будет Сеск Фабрегас.
– Самый сильный противник, против которого играли.
– Назову своего более-менее визави, против которого я был на поле. Пускай будет Ашраф Хакими.
– Главный шутник в футболе, с которым вы были в клубе или в сборной.
– Дзюба.
– Лучший друг из футболистов сейчас.
– Не смогу сейчас одного выделить. Хорошо общаюсь с Федей Чаловым и Костей Кучаевым. Из русских, наверное, всё.
– Выиграть чемпионат Франции у «ПСЖ» или дойти до полуфинала Лиги чемпионов?
– Наверное, всё-таки выберу полуфинал.
– Вы поймёте, что у вас получилась великая карьера, когда…
– Это со стороны надо людям судить. Я не люблю так говорить о себе.