Сбывшиеся мечты Сергея Юрана

Нынешнему тренеру «Спартака» Сергею Юрану довелось испытать многое: взлеты, падения, жуткие травмы, депрессии, загулы, любовь.
news

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Нынешнему тренеру «Спартака» Сергею Юрану довелось испытать многое: взлеты, падения, жуткие травмы, депрессии, загулы, любовь. И, несмотря на все превратности судьбы, он стоически переносил ее удары. Сергею всего 34 года, но его жизненного опыта с лихвой хватит на несколько человек. И все же, по словам самого Юрана, сейчас он начинает жизнь с нуля.

В «СПАРТАК» Я ПОПРОСИЛСЯ САМ

— Сергей, вы неоднократно говорили, что мечтаете стать тренером…

— Да, и мечты иногда сбываются. Очень много лет я отдал футболу и, когда закончил карьеру, принял однозначное решение остаться в нем. Ведь опыт, накопленный за годы работы с такими тренерами, как Лобановский, Эрикссон, Бобби Робсон, Романцев, попросту не мог пропасть бесследно.

— Но ведь могло и не получиться…

— Я воспринимаю приглашение в «Спартак» как дар божий! Но, если бы этого не случилось, все равно стал бы тренировать и абсолютно не важно, в какой лиге. Я тоже начинал играть за второй дивизион. Думаю, вытащил бы потихонечку команду наверх. Вообще, история моего приглашения в «Спартак» такова: я сам попросил Червиченко и Шикунова о какой-нибудь работе. Сначала мне предложили должность директора футбольной академии, затем был дубль и, наконец, основной состав.

— Известно, что у вас были непростые взаимоотношения с Романцевым. После его отставки не промелькнула мысль: «Справедливость восторжествовала, ты ушел, а я остался!»

— Нет, никакого злорадства я не испытал. Считаю Олега Ивановича великим тренером и специалистом. Ну а все наши с ним проблемы вне футбола мы решили еще до моего становления на тренерскую стезю. Конечно, в бытовом плане Романцев очень своеобразный человек, но люди бывают разные. Сейчас мы тренируем команду, нас назначает и снимает руководство клуба, и каких-то обид и недомолвок быть не должно.

— Вам не кажется, что ваша карьера чересчур стремительна?

— Да, многие сейчас об этом поговаривают. Но, видимо, что-то в футболе у меня отняли, и Бог дал мне еще один шанс проявить себя. Поэтому, когда поступило приглашение из «Спартака», не испугался, а, наоборот, пребывал в состоянии полнейшей эйфории. Классное чувство!

— Выпили по такому поводу?

— Нет, после черепно-мозговой травмы вообще не пью: жуткие головные боли начинаются. Да и врач предупредил, что, если начну выпивать, последствия могут быть самыми серьезными.

ПОХОДНАЯ ЖЕНА

— Как восприняли ваше назначение близкие?

— Безумно обрадовались. Мне с женой повезло, она у меня походная! Когда мы переезжали из Германии в Москву, вопрос о том, что они с сыном останутся за границей, вообще не поднимался. Для Людмилы не важно, где жить, главное, чтобы мы были вместе. Она всегда меня поддержит, оставит решение вопроса за мной. Вот такая у нас любовь.

— Знаю, что с женой вы познакомились в Португалии, после чего, по слухам, даже хотели забросить футбол. Неужели чувства были настолько сильны, что дело всей вашей жизни ушло на второй план?

— Я сам не раз тогда задавался вопросом, что же со мной происходит. Да и друзья меня не узнавали и не понимали. Действительно — это любовь! Хотя раньше я не верил, что такое на свете бывает. И тут ощутил это на себе. Меня «переклинило» настолько, что не хотелось никакого футбола, было единственное желание находиться рядом с любимым человеком.

— Немного странно, ведь у вас обоих за плечами были браки…

— Да, но я первый раз женился еще совсем молодым, вряд ли можно сказать, что по любви. Наверное, я из серии тех людей, которым свойственны ошибки молодости. Но что ни делается, все к лучшему — с возрастом я все больше и больше в этом убеждаюсь.

— Когда вы встретили Людмилу, она была замужем, значит, развели?

— Она сама принимала решение, я не настаивал на разводе. У нас была любовь, мы встречались, и мне совсем не хотелось торопиться.

— А вас не напрягало ее замужество?

— Она приезжала на гастроли без мужа, я не особо лез в ее семейные дела. Потом я четко понял, что Люда останется со мной. Она должна была получить гражданство в Англии, но решила уехать со мной в Россию, практически в никуда, что навсегда перечеркнуло ей дорогу обратно.

— А как вы сделали будущей супруге предложение?

— Не могу сказать, что встал на одно колено, протянул кольцо с брильянтом и спросил: «Ты выйдешь за меня?» (Смеется.) Все было и так понятно, мы жили вместе и через какое-то время пришли к женитьбе.

О ЮРАНЕ-МЛАДШЕМ

— Сергей, вашему сыну шесть лет, он последует по стопам своего папы?

— Судя по тому, что мы с сыном постоянно получаем выговоры за разбитую мячом посуду, стекла, все идет к футболу.

— Вы собираетесь его как-то продвигать или же он будет сам всего добиваться?

— Никогда не имел привычки пользоваться своим положением и привилегиями. Если сын будет соответствовать — будет играть, нет — я его сам заберу. Я вообще не хотел , чтобы кто-то знал, что он сын Юрана, пусть будет каким-нибудь Ивановым. Да я по себе знаю, что всего надо добиваться самому.

— Как правило, природа отдыхает на детях одаренных людей…

— Слышал такое выражение, но я не комплексую по этому поводу. И мне хотелось, чтобы сын вырос как футболист. Я же со своей стороны во многом помог бы ему. По крайней мере, дал бы массу полезных советов. 

МОРАЛЬНАЯ НАГРУЗКА — ЭТО СЕРЬЕЗНО

— Ваша супруга сейчас работает?

— Нет, но я вижу, как ей тяжело это дается. Да, семья – это замечательно. Но любой человек, имеющий хоть капельку самолюбия, не реализовав себя в жизни, не будет находить себе покоя. Люда ни в чем не нуждается, но она такой человек, который обязан доказать свою собственную состоятельность. Поэтому она сейчас пошла на курсы телеведущих, посмотрим, что будет дальше. Я абсолютно не против, ведь она столько лет своей жизни отдала мне, ребенку… Думаю, Люда заслужила право реализовать себя. Я не сторонник каких-то запретов: близкий человек должен наслаждаться жизнью.

— Наверное, у вас полная гармония?

— Мы стараемся! Сейчас я прекрасно понимаю, что означает моральная нагрузка, навалившаяся на мою супругу. Раньше для меня все было просто — календарь игр и тренировок расписан, контракт обеспечен, о чем еще думать? Было спокойствие. А когда непосредственно столкнулся с проблемами другого уровня, стал лучше понимать жену.

— Вам, как тренеру «Спартака», сейчас тяжело морально?

— Конечно, особенно когда ты не можешь выйти на поле и помочь команде. Эмоциональная нагрузка приличная, лишний повод для бессонной ночи. И абсолютно не важно, выиграли или проиграли. Если игрок через какое-то время успокаивается, то тренер мучается постоянно. Тем более что «Спартак» — народная команда. Нам доверили, нужно доказывать свою состоятельность. Помню, перед матчем в Ростове-на-Дону мы с Чернышовым до пяти утра не спали, жуткое напряжение было.

— В пору своего выступления вы считались очень эмоциональным и экспрессивным игроком. А каков Юран как тренер?

— На тренерском поприще, как ни странно, все вышло наоборот, несмотря на то что все ждали от меня какой-то экспансивности. Когда идет игра, сидя на скамейке, я абсолютно спокоен. А вот в раздевалке или на тренировке веду себя немного по-другому. Но не жестко, то есть дозирую. Когда я сам играл, мне эмоции не всегда помогали, скорее в чем-то мешали. Так что к каждому игроку нужен определенный подход.

ТРЕНЕР — ДРУГ

— Сергей, а какие у вас отношения с ребятами, с которыми вы играли? Как они к вам обращаются?

— Мое назначение они восприняли адекватно. Если мы находимся вместе вне тренировочного процесса, то совсем не обязательно называть меня Сергей Николаевич. Но есть ситуации, где действительно следует соблюдать определенные правила поведения. Все взрослые и умные люди и очень хорошо понимают меру дозволенного. Мое мнение: нет ничего плохого в том, что между игроком и тренером существуют дружеские отношения за пределами поля. Если еще сам Эрикс-сон это практиковал… Мы на равных после игры пили чай у него дома, общались.

— А со спартаковской молодежью какие отношения?

— Стараемся быть пожестче — это в их же интересах. К сожалению, сейчас не происходит того, что раньше. Были старики, за которыми мы тянулись. Если у кого-то начиналась звездная болезнь, дурь из головы выбивали, и из ребят выходили отличные футболисты. А сейчас очень мало возрастных игроков, которые могут вовремя остудить, направить. Поэтому тренерский штаб должен уделять массу внимания молодежи. Если им не помочь в росте, они могут потеряться, и это будет очень обидно. Ведь в наше время так все доступно: зарплата, рестораны, бары! Если загулять, то через год-два пропадешь. Я иногда примеры привожу из своей биографии. Когда играл в Киеве, меня коснулась звездная болезнь, думал, все умею. Остудили меня и в физическом плане, и в моральном. И за это я очень благодарен Демьяненко, Бессонову… Может, если б не помогли они мне, ничего бы я не добился. Но для тренера необходимо забыть себя как игрока. Футболист Юран в прошлом. Сейчас существует Юран, который заново делает себе имя уже на тренерском поприще.

БОРЬБА ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

— Вам запретили играть после черепно-мозговой травмы?

— Да, я семь месяцев восстанавливался, сидел на таблетках, из-за этого начались проблемы с почками. Ужас был. Меня предупредили: если в голову что-нибудь попадет, шансов остаться нормальным крайне мало.

— Как вы это пережили?

— В течение трех-четырех месяцев не ходил на стадион, не смотрел по телевизору футбол и не читал спортивных газет. У меня была очень сильная депрессия, если бы не жена, друзья, то тяжело было бы выйти из этой ситуации. Когда человек играет и сам для себя может определить время ухода из большого спорта, то подсознательно подготавливается к этому. А когда у тебя еще двухлетний контракт, ты в прекрасной форме и тут тяжелейшая травма…

— Никогда не возникало ощущения, что кто-то специально отрывает вас от футбола, насылая на вас серьезнейшие травмы?

— У меня было такое чувство, когда я получил серьезный перелом ноги. Вопрос стоял так: смогу ли я ходить, не хромая. В тот момент я подумал о возвращении домой, но опять нашелся человек, который поддержал меня морально, не дал сломаться. Видимо, на роду было написано: должен продолжать играть. В то время начал выпивать, да еще из близких никого рядом не оказалось. Слава богу, Виктор Михайлович Колотов, тренировавший в тот момент динамовский дубль, приехал ко мне в общежитие, мы поговорили, и на следующий день я четко для себя решил, что должен бороться за место под солнцем. Кстати, позже произошел еще один перелом. Но после этих травм моя карьера пошла в гору. Я порой задумываюсь об этом и понимаю, что мне с самого рождения приходится доказывать свое право на жизнь. Когда мама забеременела мной, то родители решили не оставлять ребенка: тяжело жили, денег не хватало, отец дом строил и как бы не до детей было. Но моя бабушка настояла на обратном. Потом тяжелые роды, я родился весь в пелене, чуть не задохнулся. Врачи советовали оставить меня в роддоме, сомневались, что я буду полноценным ребенком. В детстве жутко болел.

— Да, многие люди и за 70 лет такого не проживают, а вам всего 34 года…

— Меня трудности только закаляют. Я же в шестом классе ушел из дома, достаточно быстро стал самостоятельным. Жил в спортинтернате, что-то продавал, чтобы домой копейку привезти. Думаю, если бы остался дома, то вряд ли сложился такой характер, упертость, закалка.

АМБИЦИИ И АЛКОГОЛЬ ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ

— Сергей, каждому вашему переходу в новый клуб предшествовал скандал, почему так происходило?

— Амбиции. Хотелось всегда доказать свою правоту. Некоторые люди выругаются где-нибудь за углом, и все становится хорошо. А Юран — нет! Если я видел черное, то никогда не говорил, что это белое, и никто не смог бы меня в этом переубедить.

— Ну а как с дисциплиной дела обстояли? Слышала, что когда вы играли, то не прочь были хорошо выпить, потусоваться…

— Да, чего скрывать-то, любил погулять на полную катушку! Правда, иностранные журналисты очень удивлялись, видя меня ночью в баре, а с утра на тренировке или игре, где я показывал отличные результаты. Поэтому и тренеры закрывали на это глаза.

— А курите давно?

— Как из дома уехал, начал покуривать. Вот смотрю я на нынешнюю молодежь и понимаю, что не так они развиты, как наше поколение.

— Сергей, как считаете, жизнь удалась?

— Сейчас грех жаловаться на что-нибудь. У меня был определенный этап в жизни, в котором я многого достиг: у меня есть имя, прекрасная семья, финансовая обеспеченность. Сейчас наступает второй этап, более сложный, где придется доказывать, что в футболе я не случайно. Я начинаю жизнь с нуля!

НАША СПРАВКА

ЮРАН Сергей Николаевич

Родился 11 июня 1969 года. Нападающий.

Рост 180, вес 77 кг.

Воспитанник ворошиловградского спортинтерната.

В «Заре» (Ворошиловград) с 1986 по 1987 г., «Динамо» (Киев) с 1988 по 1991 г. В чемпионатах СССР сыграл 31 матч, забил 15 голов.

С 1991 по 2001 г. (с перерывом)  выступал за европейские клубы: «Бенфика», «Порту» (оба — Португалия), «Миллуол» (Англия), «Фортуна», «Бохум» (оба — Германия), «Штурм» (Австрия).

В 1995 и 1999 гг. играл за московский «Спартак», в чемпионатах России провел 26 матчей, забил 5 мячей.

Победитель молодежного чемпионата Европы-90, участник чемпионата Европы-92 и чемпионата мира-94. За сборную СССР/СНГ сыграл 15 матчей, забил 2 гола, за сборную России — 19 матчей, 4 гола.

С июня 2003 года — тренер московского «Спартака».

МИНИ-АНКЕТА

Любимое блюдо: картошка с мясом

Любимый напиток: минеральная вода

Любимый фильм: «Крестный отец»

Любимый актер: Аль Пачино

Стиль одежды: классический

Марка автомобиля: «Мерседес»

Все фрибеты за установку приложения  
arrow
Фрибет
5 000 ₽
PARI: 5 фрибетов по 1000 рублей новым игрокам
МИР
СБП
Сбер Pay
+11
336 дн. 8 ч.
Winline: фрибет 3000 рублей новым игрокам
VISA
СБП
МИР
+8
Леон: эксклюзивный фрибет 1000 рублей для новых игроков
VISA
МИР
MasterCard
+11
Эксклюзив
44 дн. 8 ч.
FONBET: фрибет до 15 000 рублей новым игрокам
СБП
VISA
MasterCard
+12
Tennisi: бонус до 20 000 рублей новичкам за три первых депозита
VISA
MasterCard
МИР
+12

Подробнее

Промокод:СОВСПОРТ
Эксклюзив
350 дн. 8 ч.
OLIMPBET: фрибет до 10 000 рублей новым игрокам
VISA
MasterCard
Сбер Pay
+9
15 дн. 4 ч.
Марафон: бонус до 25 000 рублей новым игрокам за первый депозит
VISA
MasterCard
МИР
+9
75 дн. 4 ч.
Фрибет
4 444 ₽
Лига Ставок: двойной фрибет до 4 444 рублей новым игрокам за регистрацию, депозит и ставки
VISA
MasterCard
Юmoney
+10
16 дн. 4 ч.
Бетсити: страховка первой ставки до 3000 рублей за установку приложения
VISA
MasterCard
Юmoney
+10
350 дн. 7 ч.
Фрибет
20 000 ₽
PARI: фрибет на сумму до 20 000 рублей за проигранные ставки за 2024 год
МИР
СБП
Сбер Pay
+11
BetBoom: фрибет 1000 рублей новым игрокам за регистрацию в мобильном приложении
СБП
МИР
VISA
+9
OLIMPBET: страховка первой ставки до 10 000₽ и фрибет 500₽ рублей
VISA
MasterCard
Сбер Pay
+9

Подробнее

Промокод:SOV10500
Новости. Футбол