Предсказуемый исход
Со дня выхода первого номера нашего приложения в шахматном мире произошло два принципиально важных события. Гарри Каспаров сообщил, что в начале октября в Иерусалиме он сыграет третий свой матч против суперкомпьютера. А на прошлой неделе сингапурец Игнасиус Леонг объявил о своем намерении бороться за пост президента ФИДЕ.
БЕРЕГИСЬ, БИЛЛ ГЕЙТС!
Каспаров не строит особых иллюзий относительно будущих побед человека над компьютером. «Сегодня мир спрашивает, сможет ли человек устоять под напором машины, — говорит он в интервью «Советскому спорту». — Но в долгосрочной перспективе постановка вопроса изменится: способен ли человек выиграть у машины хотя бы одну партию?»
Не знаю, как насчет будущего, а в этом октябре Каспаров, помяните мое слово, побьет чемпиона мира среди компьютеров 2001—2002 гг. «Джуниор». Машине не повезло: она нарвалась на «голодного» и агрессивного Гарри, который, если не произойдет чего-либо форс-мажорного, должен разорвать ее.
Почему Каспаров проиграл в 1997 году в Нью-Йорке матч другому суперкомпьютеру — «Дип Блю»? Здесь можно говорить о целом ряде факторов. Момент первый: шоу организовывала автор и исполнитель «Дип Блю» корпорация IBM, которая, естественно, была кровно заинтересована в победе программы. По ходу дела возникло много спорных ситуаций, все они были решены не в пользу человека. На этот раз матч пройдет под эгидой ФИДЕ.
Момент второй: по ходу нью-йоркского матча казалось, что Гарри смутно представляет, каковы слабые и сильные стороны машины. Теперь все будет иначе. В эти дни сильнейший шахматист планеты проводит сбор в Хорватии, а главная его задача — подготовка к матчу с «Джуниором». Берегись, машина, тебе преподнесут в октябре немало сюрпризов!
Момент третий: по моим ощущениям, в Нью-Йорке 13-й чемпион мира переоценил силы соперника. Один из традиционных козырей Гарри — фантастическая вера в себя и в то, что он делает за доской. Но к «Дип Блю», как показалось, он отнесся с излишним пиететом. Некоторые его партии выглядели по меньшей мере странно: будто бы за доской сидел совсем другой человек. Самолет в небе без горючего — вот кем был Каспаров в нью-йоркском матче.
Теперь все будет по-другому. В Гарри наверняка сильны реваншистские настроения, подогретые желанием «отомстить» за человечество. А ведь хорошо известно: злой Каспаров за доской еще более опасен, чем благодушно настроенный Каспаров.
Впрочем, и израильские программисты не будут сидеть в ближайшее время сложа руки. Значит, нас ждет увлекательный триллер, который, хочется надеяться, завершится хеппи-эндом и победой человека.
ИЛЮМЖИНОВ НАВСЕГДА!
Теперь можно с уверенностью назвать имя следующего президента ФИДЕ. Это — Кирсан Илюмжинов. Как бы ни была непредсказуема жизнь, и политика в частности, у его единственного соперника Игнасиуса Леонга скорее всего нет шансов выиграть предстоящие в октябре-ноябре в Словении выборы главного шахматного руководителя планеты.
Немного истории. Илюмжинов стал президентом ФИДЕ семь лет назад и с тех пор дважды выигрывал перевыборы. В 1996 году на Конгрессе ФИДЕ в Ереване у него был один соперник — бразилец Суние Нето, который в ходе голосования был разгромлен с уничтожающим счетом. А в 1998 году в Элисте никто из оппозиционеров президента ФИДЕ (если такие и существовали) так и не выставил свою кандидатуру. В итоге все присутствовавшие делегаты отдали свои голоса россиянину.
Летом этого года показалось, что у Илюмжинова наконец появилась реальная оппозиция в ФИДЕ. Было опубликовано письмо за подписью президента Французской шахматной федерации Жан-Клода Лубатьер, призывавшее всех на борьбу с нынешним президентом ФИДЕ. Лубатье известен как крайне осторожный, если не сказать более, человек: он никогда не решился бы подписать такую бумагу, если бы не чувствовал за спиной реальную поддержку некой таинственной силы. Многие связывали его с легендарной мадам Ожен — мультимиллионершей, спонсировавшей недавно завершившийся отборочный турнир в Дортмунде. И прогнозировали, что октябрьские выборы превратятся в интереснейшую дуэль.
Но странное дело: заговорщики так и не решились начать публичную предвыборную кампанию. А когда на прошлой неделе был опубликован так называемый «президентский билет» альтернативной команды претендентов на руководящие посты в ФИДЕ, стало окончательно ясно: дворцовый переворот не удастся. Гора при всем своем желании так и не сможет родить чего-то крупнее мыши.
Все дело в Леонге, который не имеет никакого авторитета в шахматном мире. Многие, впрочем, помнят его по скандальной истории на конгрессе в Ереване. Тогда, будучи помощником Илюмжинова, Леонг вдруг скрылся в американском посольстве, заявив при этом, что некие таинственные силы всерьез угрожают его жизни. После, правда, отказался от своих слов. Сейчас он президент одной из азиатских зон. Вот, собственно, и все, что мы знаем о нем.
А что же Лубатьер? Он тоже фигурирует в «президентском листе» Леонга, но претендует только на роль генерального секретаря ФИДЕ. Француз оказался слишком осторожен.
Но все-таки хорошо, что выборы не будут безальтернативными. Демократия прежде всего, не так ли?!