13‑й чемпион мира Гарри Каспаров: За доску уже не тянет…
ВСЕ ЖДАЛИ КАСПАРОВА
Если кого-то в пресс-центре и интересовала шестая партия между Гельфандом и Анандом, то, наверное, только приглашенных комментаторов поединка. Гроссмейстеры Александр Грищук и Петр Свидлер из своих кабинок не могли видеть, что творится в переполненном пресс-центре, где народа собралось больше, чем на открытие самого матча на первенство мира. Журналисты ждали самого харизматичного, самого азартного шахматиста ХХ века, 13‑го чемпиона мира Гарри Каспарова.
Гарри Кимович прибыл с пятиминутным опозданием, коршуном влетел в зал, на ходу пожал руки знакомым, мимолетом кинул взгляд на позицию гроссмейстеров, заметив, что на доске опять ничья, а потом перекинулся парой фраз со своим бывшим тренером Борисом Постовским. Как любит говаривать сам Борис Наумович, он единственный человек в СССР, который мог сказать уже звездному Гарику «нет».
– Великолепно выглядите, Борис Наумович! – восхищается наставником Каспаров.
– С тебя беру пример, ты тоже в отличной форме.
– Ну куда мне до вас, – Каспаров почти вбегает на подиум, и пресс-конференция начинается.
«АНАНД ОЧЕНЬ БОИТСЯ ПРОИГРАТЬ»
– Как вы оцениваете проходящий матч?
– Наверное, мой ответ прозвучит недипломатично, хотя я никого не хочу обидеть. Скорее мне придется констатировать факт: впервые в истории матчей за звание чемпиона мира между законным королем и законным претендентом поединок не имеет никакого отношения к званию сильнейшего шахматиста планеты: Ананд – четвертый номер рейтинга, Гельфанд – двадцатый. Это – проблема, которая накапливалась в течение многих последних лет в розыгрыше чемпионатов мира. И в двух словах нельзя объяснить, почему здесь не сражаются первые номера рейтингов. Тем не менее нынешний матч в любом случае связан с серьезной подготовкой гроссмейстеров, и мы вправе ожидать здесь новых идей, которые поменяют наши представления о современных шахматах.
– После вашего ухода из большого спорта прошло уже два серьезных матча: Крамник – Ананд и Ананд – Топалов. Если сравнить их с нынешним поединком…
– Однозначно, что этот матч уступает предыдущим. Гроссмейстеры играют очень осторожно, хотя понимаю причины, по которым им приходится так действовать. Только представьте, последний раз Гельфанд побеждал Ананда в классических шахматах 19 (!) лет назад – в 1993 году. Понятно, что сейчас Борис старается быть максимально собранным и не оступиться. Что касается Виши, то он уже года три как потерял интерес к игре. Я наблюдал за его партиями в декабре и поразился, как он изменился. Мы много сражались с ним в свое время. Ананд нынешний и Ананд в прошлом – это два разных гроссмейстера. Сейчас индиец очень боится уступить, а Борис страшится уступить хотя бы в одной партии, потому что не верит, что потом сможет догнать соперника. Отсюда пять ничьих, и сейчас я смотрю на позицию, – Каспаров показывает в сторону монитора, – и вижу, что будет шестая.
– Ничья ничье рознь…
– Когда я играл матч с Виши, то в первых восьми встречах мы тоже заключили мир, но потом пять из шести партий завершились результативно. Дело в том, что наш поединок был из двадцати партий, а тут из двенадцати. У нас было время что-то исправить, здесь такой возможности скорее всего не будет.
– Гельфанд впервые сражается в матче на первенство мира, поэтому излишнее волнение присутствует. Вспомните, как вы вышли на первую дуэль с Анатолием Карповым.
– Не забывайте, что это был 1984 год, тогда шахматы были немного другими. Поймите, что характер нынешнего матча существенно отличается от тех, что игрались 30, 40, 50 лет назад. Борис, конечно, нервничает, но не думаю, что больше, чем я в 84‑м. Партии того безлимитного матча существенно отличались по качеству, и не в пользу матча Ананд – Гельфанд.
«ЗА ДОСКУ УЖЕ НЕ ТЯНЕТ…»
– Очень разочарован тем, как вы высказались об Ананде, – говорит журналист из Индии…
– Понимаю, что вы болеете за Виши, но мне кажется, что вы больше должны переживать не за мои высказывания, а за шахматы, которые сейчас демонстрирует чемпион. Напомню, что мы с Анатолием Карповым сыграли гораздо больше партий за гораздо меньший промежуток времени. При этом качество не страдало, и это не помешало нам оставаться первым и вторым гроссмейстерами мира.
– Вы всегда были азартным бойцом. Сейчас сидите за этим столом, а не за шахматным столиком за стенкой. Не тянет перебраться туда? Ведь говорят, что, даже не тренируясь, вы смогли бы побороться за корону. Так ли это?
– Ответ на первую часть вопроса – однозначно нет. Я вполне доволен тем, чем занимаюсь сейчас. Что касается второй части, то существует большой разрыв в понимании шахмат между любителями и профессионалами. Даже шахматисту моего уровня вот так просто сесть за доску без подготовки невозможно. Голова уже не работает в нужном алгоритме. Чтобы успешно сражаться в семичасовой партии, нужно беспрерывно тренироваться. В блице еще мог бы выступить относительно успешно, но в серьезной классике – нет. Кроме того, я горжусь историческим счетом, который у меня сложился с участниками матча. 9–0 с Гельфандом и 15:3 с Анандом.
После пресс-конференции Каспаров помог Грищуку и Свидлеру прокомментировать ничейную позицию, после чего отправился на сеанс одновременной игры с детьми.
15 досок ждали экс-чемпиона мира. Нужно было видеть, как Каспаров, словно заправский ходок, два раза пронесся мимо юных шахматистов, изучая соперников. Было ощущение, что Гарри Кимович сейчас будет сражаться в матче жизни…
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ
По традиции шестую партию для «Советского спорта» комментирует олимпийский чемпион, шестой гроссмейстер мирового рейтинга Сергей Карякин.
ШЕСТАЯ ПАРТИЯ
Гельфанд (Израиль) – Ананд (Индия)
Славянская защита
1. d4– d5. 2. c4 – c6.
Даже присутствие в пресс-центре 13‑го чемпиона мира Гарри Каспарова никак не повлияло на боевитость поединка. Борис белыми все так же пытается из партии в партию пробить Виши в «славянку». Ананду сворачивать с удобного дебюта резона пока нет, еще ни разу он не испытывал в нем серьезных проблем.
3. Кc3 – Кf6. 4. e3 – e6. 5. Кf3 – a6. 6. Фc2 – c5.
Гельфанд избрал новый для этого матча, но также распространенный ход 6. Фc2.
7. cd – ed. 8. Сe2 – Сe6. 9. 0–0 – Кc6. 10. Лd1 – cd. 11. К:d4 – К:d4. 12. Л:d4 – Сc5. 13. Лd1 – Фe7. 14. Сf3 – 0–0.
Виши был хорошо подготовлен и 14‑м ходом применил очень интересную новинку. Пожертвовав пешку, черные сделали ставку на неразвитость слона с1 и ладьи а1.
15. К:d5 – С:d5. 16. С:d5 – К:d5. 17. Л:d5 – Лac8.
Вероятно, у Бориса были возможности реализовать материал. Проанализировать он это сможет со своими секундантами в выходной день. В партии же он сыграл 18.Сd2 и, вернув назад пешку, активизировал свои фигуры.
18. Сd2 – С:e3. 19. Сc3 – Сb6. 20. Фf5 – Фe6.
Однако при материальном равенстве некоторого перевеса в активности у белых было слишком мало. Виши уверенной игрой постепенно свел инициативу Бориса на нет.
21. Фf3 – f6.
Претендент попытался взломать укрепления черного короля посредством h4 – h5, но дальше эта пешка так и не дошла, и все фигуры постепенно поменялись, что привело к ничейному результату.
22. h4 – Фc6. 23. h5 – Лfd8. 24. Л:d8+ – Л:d8. 25. Ф:c6 – bc. 26. Лe1 – Крf7. 27. g4 – Сd4. 28. Лc1 – С:c3. 29. Л:c3 – Лd4. Ничья.
Позади первая половина матча, и пока можно сказать, что видно большую проделанную работу Гельфанда. Он постоянно удивляет в дебюте и не дает Виши получить реальных зацепок для серьезной борьбы. Но, увы, для завоевания короны этого недостаточно, и вопрос в том, сможет ли Борис сделать серьезную попытку для победы в партии? Все-таки у чемпиона один шанс, пусть и неиспользованный, уже был.
Счет в матче – 3:3.
Следующая партия состоится 20 мая.