Феномен Свидлера

Российский шахматист на турнире в Линаресе в который раз терпит серию поражений после серии побед.
news

ШАХМАТЫ

Российский шахматист на турнире в Линаресе в который раз терпит серию поражений после серии побед.

Вообще-то шахматистов переменой мест не удивишь. К примеру, самый первый матч за мировую корону между Вильгельмом Стейницем и Иоганном Цукертортом путешествовал по трем городам США, и это несмотря на то, что в конце ХIХ века самолетов еще не существовало, автомобилей – тоже, а паровозы ехали с неспешно-утомительной скоростью. Потом состязания на высшем шахматном уровне перелетали из страны в страну, с континента на континент, переезжали из все еще существующего Колонного зала бывшего Дома союзов в уже не существующую гостиницу «Спорт», но вот турниры… Конечно, знаменитый АВРО-турнир 1938 года, в котором среди участников было четверо бывших, настоящих и будущих чемпионов мира – уникальный случай в истории шахмат! – ездил ежедневно по 10 городам Голландии, но часовые путешествия так измотали старших по возрасту – Капабланку и Алехина, что те волей-неволей уступили победу молодым.

Нынешний традиционный турнир в Линаресе – об этом уже говорилось – установил новый рекорд в шахматах. Обзаведясь увертюрой в мексиканской Морелии, он совершил самый дальний в шахматах прыжок на юг Испании, и почти 11 часов в самолете, да еще с запада на восток, когда акклиматизация особенно трудна, дали себя знать. «Стариков», правда, среди участников нет, «старейшему» – Василию Иванчуку – без пары недель 37, остальные и третий десяток не разменяли, но в первом туре второго круга за досками спали все. И играли спросонья. А львовянин вообще отличился: имея вдребезги выигранную позицию, забыл сделать 40-й контрольный ход. Причем чисто шахматных проблем в этот момент у него не было!


Позиция черных даже на первый взгляд совершенно неприглядна. Особо жалкое впечатление производит их слон, который не только не имеет ни одного хода, но и затыкает собою «форточку», приготовленную для короля: поэтому 8-я горизонталь очень слаба.

Элементарно вело к победе и 40.Лd4, и, пожалуй, еще более сильное 40.Фе5! Ла8 41.ba. Но случилось то, что случилось. Бакро вписал в таблицу первую единичку, остающуюся пока и последней, потому что в 9-м туре его просто на классе переиграл Веселин Топалов. До этого чемпион мира взял реванш у нашего Петра Свидлера за стартовую неудачу в Морелии…


Здесь прямо-таки напрашивается маленькое отступление. Шахматисты, как и моряки, и прокурорские чиновники, тоже имеют свой сленг. Правда, более грамотный, ничего в великом и могучем языке не калечащий. Но все же два поражения подряд они называют «короткой рокировкой», а три – «длинной». Так вот, лучший на сегодняшний день шахматист России впервые в жизни совершил длинную рокировку. Разбавив ее, правда, одной ничьей, но тем не менее… И если бы существовала действительная наука – психология шахмат, то «феномен Свидлера», быть может, нашел бы свое объяснение. Ведь и в суперфинале чемпионата России в декабре он на старте крушил всех подряд, а затем – провал, и в этом турнире – тоже. Сам Петр высказал в своем недавнем интервью, данном в Питере, мысль совершенно парадоксальную. Дескать, если он не успевает отдохнуть от одного турнира перед другим, то играет в свою силу, хорошо. Если же отдых продолжителен и великолепен, то сражаться приходится, переламывая самого себя.

Может быть, Свидлера и впрямь расслабил почти двухмесячный перерыв между Москвой и Морелией – Линаресом? Не знаю. Как бы то ни было, Топалову он проиграл партию, которую совсем не обязательно было проигрывать. Разменяй Петр одну пару ладей, и в возникшем эндшпиле, имея пешку за качество, он мог относительно спокойно смотреть в будущее. А так – три тяжелые фигуры белых набросились на позицию черного короля, и удержать оборону стало невозможно.

«Зато» сумел выскочить из отнюдь не дружеских объятий Теймура Раджабова обладатель Кубка мира Левон Аронян. Он получил по дебюту стесненную позицию, к тому же действуя, как всегда, оригинально, быть может, даже слишком, уступил инициативу и в центре, и на ферзевом фланге.

Прямо-таки режет глаз разобщенность черных фигур. Конь на одном фланге, ферзь – на другом, ладьи хоть и взаимосвязаны, но против кого они действуют? Вообще-то белые могли лишить соперника последнего глотка воздуха, сыграв чуть раньше а2-а4, но поскольку они этим пренебрегли, Аронян демонстрирует свою обычную изобретательность.

20…b5!

Ясно, что эта пешка теперь обречена на гибель, но зато ферзю открывается путь на тот фланг, где базируется неприятельский король.

 21.Ле1 Фg6 22.Л:b5 de 23.fe K:g3!

Ради этого и жертвовалась пешка. Правда, говорят, что один в поле не воин, но все же мощи ферзя достаточно: не для победы, конечно, но для вечного шаха.

24.hg Ф:g3+ 25.Kpf1 Фf4+ 26.Kpe2 Фg4+ 27. Kpf2 Фh4+, и вся белая королевская рать не может укрыть своего господина.

На грани первого поражения побывал и лидер турнира Петер Леко. Его непременное восхождение последних лет как-то замедлилось, когда венгерский гроссмейстер, ведя в счете, проиграл последнюю партию матча за мировую корону Владимиру Крамнику (в шахматах случай неслыханный – у них обоих один и тот же менеджер!) и последний шаг на Олимп сделать не смог. В этом турнире он играет предельно надежно: можно сказать, что самый юный в свое время гроссмейстер мира (получил это звание в 14 лет 4 месяца 22 дня от роду!) возвратился к собственным истокам – ведь в юности он делал очень-очень много ничьих. Сегодня, естественно, это возвращение усилено знаниями, полученными во многом от тестя – гроссмейстера Аршака Петросяна (пример выгодной женитьбы, да и жена — красавица), но тем не менее Петр играет здесь суховато, без особого подъема. В 9-м туре Теймур Раджабов переиграл его вчистую, и еще задолго до первого временного контроля на доске стояла такая позиции.

РАДЖАБОВ – ЛЕКО

У белых, как говорят шахматисты, здоровая лишняя пешка, и Раджабов еще 45 (!) ходов пытался ее реализовать. Но Леко сначала организовал блокаду на поле с5, а затем очень точно провел возникший двухладейный эндшпиль. На 80-м ходу был подписан мир, и лидер сохранил свое положение. Причем не стоит забывать, что турнир вышел на финишную прямую: впереди всего пять туров.

А пока – 1. Леко — 6 очков. Напомню, что его ожидаемый результат (по соображению таблицы личных коэффициентов) всего лишь 7, так что повышение в рейтинг-листе Петеру практически обеспечено.

2. Аронян — 5,5. И он почти наверняка улучшит свой коэффициент, для чего должен набрать еще хотя бы 2 очка.

3-5. Раджабов, Свидлер, Топалов – по 4,5. Похоже, что, переломив себя, чемпион мира поймал попутный ветер в паруса и ни от какого места, даже первого, отказываться не собирается.

6-7. Вальехо, Иванчук – по 4. Странноватое это соседство, но против невезения есть все же много приемов, по крайней мере – в шахматах.

8. Бакро – 3. Вот кому обеспечена потеря рейтинга, ведь от него ожидалось 6,5 очка.

Новости. Шахматы