Петр Великий пустил кровь

На знаменитом турнире Линареса, первый этап которого проходит нынче в… Мексике, в лидеры вырвался Петр Свидлер
news

ШАХМАТЫ

 На знаменитом турнире Линареса, первый этап которого проходит нынче в… Мексике, в лидеры вырвался Петр Свидлер. Коллеги зовут его Великим. Он выиграл в обеих стартовых партиях.

Оказывается, черт побери, очень приятно чувствовать себя удачливым предсказателем. Так сказать, пророком местного значения. Если помните, перед началом Линареса я приводил мнение арифметики о том, что большинство партий в этом супертурнире будет заканчиваться вничью, и не соглашался с царицей всех наук. Человеческий прогноз сбылся. Но в такой степени, что даже Нострадамус не смог бы предсказать!

На старте в мексиканском городе Морелии, где восьмерка действительно лучших на сегодняшний день гроссмейстеров проводит первый круг традиционного Линареса, в каждом туре получалось лишь по одной ничьей при трех «кровопролитных» поединках. В результате очень резко расслоилась турнирная таблица, и совсем не так, как должна была бы сделать по требованию личных коэффициентов Эло – то есть по указке той же арифметики.

Конечно, вполне закономерны 2 очка из 2 нашего Петра Свидлера, хотя свой предыдущий турнир – суперфинал чемпионата России он провел гораздо ниже своих возможностей. Но соседство с ним венгра Петера Леко уже настораживает: ведь и недавний Вейк-ан-Зее, и ряд других выступлений он просто завалил. В какой-то степени закономерны нули против фамилии испанца Франсиско Вальехо Понс: у него, правда, неплохой рейтинг и место в мировой табели о рангах. Но все же из года в год он играет в Линаресе потому, что… испанец. А предпоследняя позиция и пол-очка в активе у чемпиона мира Веселина Топалова – это, знаете ли, тянет на шахматную сенсацию.

Начались беды симпатичнейшего болгарского гроссмейстера с его партии первого тура, где он избрал против Свидлера пресловутую «берлинскую стену». Родившись в конце еще Х1Х века, этот дебютный вариант лежал в сундуках госпожи теории бесконечно долго, и практически лишь Владимир Крамник победно возродил его в матче за корону с Гарри Каспаровым. Потом так стали играть и Ананд, и сам Каспаров, и Топалов. Это была ошибка. Игрок комбинационный, динамичный, он не должен был даже в мыслях изменять самому себе и уходить с самого начала в плотную защиту. Которую Свидлер проломил буквально классическим, учебным способом. Пожертвовал пешку и привел партию к такому положению.

47. Cf4! C:f4 48. Kp:f4 Лh5 49. Ле5! Л:h4+ 50. Крg5! Лh5+ 51. Kp:g6 Л:е5 52. f7 Ле6+ 53. Крg5 (повторяя маршрут, известный столетия) 53…Ле5+ 54. Крg4 Ле4+ 55. Крg3 Ле3+ 56. Крf2 a3 57. f8Ф ab 58. Фс8+ Крb5 59. Фb7+ Кра4 60. Кр:е3, и белые выиграли.

Назавтра расстроенному Топалову не принес счастья даже белый цвет фигур. А вот Свидлер черными поддержал стремление Вальехо к сложной борьбе, пошел ему навстречу и уверенно переиграл. Все-таки как-то непредсказуемо реагирует шахматный мир на многие вроде бы очевидные вещи. Человек – это я о Петре Великом, как зовут Свидлера шахматисты – становится четырехкратным чемпионом России, еще в одном чемпионате делит первое место и уступает золотую медаль только по коэффициентам, а к нему относятся просто как к победителю обычных open-турниров, каких в Европе с Америкой пруд пруди. И забывают, что проходящие в России состязания на порядок сильнее своих западных аналогов, что у нас большинство участников – это наши, а насколько они зубасты – миру о-о-очень хорошо известно. Петра надо бы засыпать приглашениями на лучшие шахматные форумы, ан нет. Кто правит бал, тот и заказывает музыку, а Вейк-ан-Зее и Монако, Дортмунд и Тилбург – не на нашей земле. Сейчас вот Петра позвали в Линарес – тьфу-тьфу, он и показывает там многое, что умеет лучше других.

Разговор о Василии Иванчуке идет с тех пор, как ему исполнилось лет примерно 17. О его доведенной до предела нестандартности шахматного – и не только! – мышления: львовянин вообще живет где-то между мирами, на грани реального и виртуального, и потому от него можно ждать чего угодно. И первого места, и последнего. И гениальной игры, и рваной, потерянной. Сейчас вот он так чистенько справился с обладателем Кубка мира Левоном Ароняном, уверенно ворвавшимся в первую мировую пятерку по рейтингу, что смотреть любо-дорого. Причем к своим знаменитым комбинационным «выходкам» на сей раз Василий не прибегал. Вот разве что под конец – легкие, изящные, а главное, давным-давно подготовленные удары.

Белые ладьи хозяйничают в 7-м ряду, «обжорном», как говорят о нем шахматисты. Сопернику надо удержать пункт f7, иначе им несдобровать.

42…С:с5 43. К:с5.

К атаке подключился белый конь и грозит ударом на е6.

43…е5 44.Ке6!

Черная пешка ушла из-под удара, но свою троянскую роль конь все же выполняет.

44…еf 45. Л:f7! Черные сдались. Приняв жертву ладьи, они получали мат в 2 хода от минимальных сил белых.

ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ 2 ТУРОВ:

1–2. Свидлер, Леко – по 2 очка. 3. Иванчук – 1,5. 4–5. Аронян, Бакро – по 1. 6. Топалов – 0,5. 7–8. Вальехо, Раджабов – 0.

Новости. Шахматы