Баадур начинает с поражения и… выигрывает!
ШАХМАТЫ
Грузинский шахматист стал победителем турнира «Аэрофлота», проиграв по его ходу дважды.
И СТАР, И МЛАД СЫГРАТЬ РАД!
Хочу покаяться за весьма сомнительную мысль, пришедшую однажды во сне: а ведь ход времени вполне можно мерить не электронными и атомными часами, а протяженностью… шахматных турниров! Не верите? Зря. В конце, например, ХIХ века турнир в Нью-Йорке тянулся два месяца без нескольких дней. 61 день в те же годы сражались шахматисты в Вене. В 28 турах выяснялись шахматные отношения в начале ХХ века в Остенде. Еще дольше определялся претендент на шахматную корону мира совсем недавно – в 1953 году в Швейцарии.
Теперь таких шахматных монстров уже не встретишь, равно как и мамонтов. Время подобралось, уплотнилось, стало стремительнее само по себе, и турнир «Аэрофлота», один из крупнейших в мире, не успев начаться, уже завершился. И это при почти 700 участниках, при сотне с лишним гроссмейстеров. Всего лишь по девять раз сели они за столики во всех четырех группах, и суду все стало ясно: кто есть ху, как говорил некогда генеральный секретарь правящей на 1/6 суши партии, кому повезло, а кому и не очень. И кто участвует в наградном процессе – дележе пирога в 175 тысяч долларов, кто подсчитывает иные дивиденды.
Как, к примеру, старейшая участница турнира: уже примерно пять шахматных поколений, начиная с юного Бориса Спасского, ласково зовут ее «мамой Верой». Что ж, Вера Николаевна Тихомирова, единственный беспартийный государственный тренер советской России, отстаивала интересы шахмат и российских шахматистов с любовью и яростью настоящей матери, и бастионы Спорткомитета рушились перед ее напором, как пешечная цепь вокруг короля при правильно нанесенном жертвенном ударе. А сейчас в свои 88 неоднократная чемпионка РСФСР вновь села за доску: не призов ради, а чтобы «проверить мозги, работают или совсем заржавели» – это ее слова. Судя по чисто очковому результату – «мамочка Верочка, все более чем пристойно, и дай Вам Бог…»
Внешне полным антиподом ей выглядел в той же группе Никита Краюшкин. Во-первых, он моложе ровно на 8 десятилетий, во-вторых, рядом с величавой дородной казачкой он вроде малютки Карлсона, что ли. Прилетел на турнир из Канады, где живет года три и где успел за это время котлету сделать из всех тамошних юных дарований, даже если они куда старше. Здесь, конечно, ему досталось, но стойким оловянным солдатиком мальчишка все же себя выказал. Впрочем, таким же был когда-то его папа – чемпион Казанского университета по шахматам и по борьбе…
ПОГОДУ ДЕЛАЮТ МАСТИТЫЕ
Но, конечно, основное внимание было приковано к самой сильной группе А1: 93 участника (один в последнюю секунду не доехал), практически все гроссмейстеры, которые и сегодня во многом определяют шахматную погоду мира, а завтра просто будут ее диктовать. Начали они так ретиво, словно изголодались по игре: после первого тура – 26 лидеров! А партии они дали какие!
АРКАДИЙ НАЙДИЧ – СУРИЯ ГАНГУЛИ
Белые и раньше атаковали, жертвовали материал и вот теперь наносят заключительный удар 26.Kf5+!
Это чтобы подключить к игре ферзя.
26… ef 27.Фd6+ Kpe8 28.Лd5 Фd8 29.Лhd1!
У черных, можно сказать, лишняя ладья, но они сдались. И вовремя!
БОРИС САВЧЕНКО – КИРИЛЛ ГЕОРГИЕВ
После такого старта игра все же приняла более привычные очертания. После второго тура – 5 лидеров, после третьего – 11, потом – 3, снова 5. И все время, отставая всего лишь на пол-очка, шли еще с десяток участников, так что уже на середине дистанции стало ясно: все решит последний тур или даже судейская арифметика уже после него…
УПУЩЕННЫЙ КУШ
Только к седьмому туру впервые выделился единоличный лидер: Павел Эльянов из Украины. За пределами шахматного круга о нем мало кто слышал, и происходит это во многом из-за некоего консерватизма человеческого мышления. В свое время даже неиграющие в шахматы культурные люди знали, что в стране есть Ботвинник и Смыслов, Таль и Спасский, Керес и Петросян. И привыкли к тому, что эти титаны делают погоду в загадочном черно-белом клетчатом мире. Это была правда, как и то, что на смену им пришли Карпов, Каспаров, Крамник.
Но теперь менее заметно и менее шумно вновь сменилось поколение лидеров, и 22-летний харьковчанин – из их числа. Пару лет назад вместе со столь же «незаметными» ребятами выиграл Всемирную шахматную Олимпиаду, опередив практически непобедимую команду России. В прошлом году стал первым на крупном оpen-турнире (то есть открытом для всех) в Голландии, оставив позади десятки хороших гроссмейстеров, да и на прошлогоднем «Аэрофлоте» лишь на пол-очка отстал от группы победителей. А когда Павел и на последний тур вышел в майке лидера (его, правда, сопровождал опытнейший болгарин Кирилл Георгиев, но дополнительные показатели выводили Эльянова вперед), едва ли не все склонны были выписывать путевку в Дортмунд на его имя.
И тут случилось редкостное: оба лидера проиграли. И из-за их спин на финишную ленточку набежали четверо других: рейтинг-фаворит турнира (его личный коэффициент превышает 2700 единиц, это показатель суперкласса) 21-летний Шахрияр Мамедьяров из Азербайджана, 25-летний Кришнан Сашикиран – он сильнейший из упомянутой когорты нынешних индийских шахматистов, опытный московский молдаванин Виорел Бологан, за спиной у которого множество выигранных турниров и… кандидатская диссертация, и 22-летний грузин Баадур Джобава. В стартовом листе он числился лишь 33-м, начал турнир с нуля, в четвертом туре вновь потерпел поражение и – стал первым по дополнительным и достаточно запутанным показателям. Верно, ему больше, чем иным лидерам, везло с жеребьевкой, играл он не с самыми сильными, но тем не менее шесть побед в девяти партиях может одержать, по словам Таля, только кузнец собственного счастья. К тому же он не в шахматной капусте найден: ранее выиграл хороший турнир в Дубаи, потом – круговой в Дании, а на прошлой Олимпиаде набрал худо-бедно 8,5 очка из 10. Не слабо, а?
ЛИНАРЕС ПОДЕЛИЛСЯ НАДВОЕ
И практически без единого дня отдыха Большие шахматы вновь возникли. Формально – на шахматном Уимблдоне в Линаресе, фактически – в мексиканском городе Морелия. Именно там впервые пройдет первый круг знаменитого турнира, состав которого близок к стопроцентно элитному. Посудите: Веселин Топалов, Петр Свидлер, Левон Аронян, Петр Леко, Василий Иванчук, Этьен Бакро, Теймур Раджабов, ну и хозяин испанского поля Пако Вальехо. Их оглушительные рейтинги (у Топалова аж 2810,8 – выше был лишь у Каспарова в зените славы) тем не менее ничего чрезмерного от участников не требуют. Так, ожидаемый результат у Веселина всего лишь 8,5 очка из 14, у Свидлера и Ароняна – по 7,5, у остальных и того меньше. То есть арифметика ожидает множества ничьих. Держу пари – она ошибается!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Баадур Джобава (Грузия). Родился осенью 1983 года. Стал гроссмейсером в 19 лет. Через год начались крупные шахматные успехи — турниры в Дубаи, в Дании, Всемирная шахматная олимпиада и другие. Шахматист острого комбинационного стиля, ведет борьбу с необычайным упорством и всегда играет только на победу.