Крамника одолела зевота
ШАХМАТЫ
СУПЕРФИНАЛ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ
В Москве в Центральном Доме шахматиста продолжается суперфинал чемпионата России. В субботу были сыграны партии 6-го тура.
Не в обиду никому будет сказано, но подавляющее большинство молодых шахматистов – прагматики. Даже гроссмейстеры. Им бесконечно важен ход в дебюте, сделанный позавчера каким-нибудь мастером ФИДЕ на турнире в Задрюченске (а вдруг он случайно нашел жемчужное зерно и приоткрыл нечто новенькое?), но совсем безразлична Госпожа История. Шахматная, разумеется. А ведь если в нее заглянуть, если сделать ее собственным карманным справочником, то она, как волшебное зеркальце в сказке Пушкина, обязательно даст бесценный порой совет.
Например, такой: как играть против Сергея Волкова. Тот, сделав на старте ничью, осуществил затем, как говорят шахматисты, о-о-очень длинную рокировку, то есть поставил в таблицу четыре нуля подряд. И история на многочисленных примерах утверждает: с каждым поражением саранский гроссмейстер становится все… опаснее. Да-да, именно так! Будь он заведомым аутсайдером, как несколько раз случалось на чемпионатах СССР, – тогда другое дело. Но ведь я уже устал повторять: случайно чемпионами России не становятся…
С учетом сказанного история шепнула бы многоопытному и беспредельно боевитому Алексею Дрееву, что с Волковым надо играть осторожно. Несмотря на явно нервный, какой-то не совсем обычный его облик. А москвич предпочел рукопашную! Честь ему за это и хвала с точки зрения спортивности, но в результате у Волкова – первая победа (хотя все еще последнее место в таблице), а измотанный еще ханты-мансийскими баталиями Дреев не только утратил абсолютно все шансы на призовое место, но и идет впереди «замыкающего» лишь на пол-очка.
И Владимиру Крамнику, шахматисту огромного таланта и интеллектуалу от рождения, история напомнила бы: ни разу в своей долгой шахматной жизни его учитель Михаил Ботвинник не играл так плохо, как в матче за корону с Бронштейном – по причине длительного перерыва. Понимание сохранялось, знания – тоже, а вот рука была «не наиграна», и острота восприятия притупилась. Не случайно ведь опытные люди предпочитают оперироваться не у заведующих кафедрами хирургии, а у тех врачей, которые ежедневно держат скальпель в руках.
Крамник же в практической турнирной жизни последнее время себя ограничивал. Верно, были на то объективные причины, но… Именно этим надо объяснять его участившиеся просмотры, которые прежде ни во сне, ни впотьмах он не допускал. Вот и здесь, в партии против Евгения Бареева, такое случилось.
КРАМНИК – БАРЕЕВ
38…Л:а5! 39.Л:а5 Ф:f2+ 40.Kph1 hg 41.Фg1 g2+! 42.Kph2 Фf4+ 43.Kp:g2 Фd2+ 44.Kpg3 Ф:а5, и через пару ходов сопротивляться без двух пешек Крамнику не захотелось.
Героем дня имел право чувствовать себя и Дмитрий Яковенко. Совсем недавно во время Кубка мира он, отвечая на вопрос о кризисе российских шахмат, очень уверенно и резонно возразил: «Не вижу кризиса. Есть молодые шахматисты, они свое слово еще скажут». И вот теперь московский студент «высказался», в интересной борьбе взял верх над экс-чемпионом России Александром Мотылевым и вошел в группу лидеров. К слову, на мой взгляд, претендовать на медали реально перед финишной прямой имеет право ровно половина участников.
Если, конечно, Крамник не запланировал серию из пяти рядовых побед, чего в чемпионатах страны уже более 20 лет не бывало.
СУПЕРФИНАЛ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ
Москва. 6-й тур
Крамник – Бареев – 0:1. Дреев – Волков – 0:1. Морозевич – Звягинцев – 0,5:0,5. Свидлер – Халифман – 0,5:0,5. Мотылев – Яковенко – 0:1. Томашевский – Рублевский – 0,5:0,5.
Положение участников
1. Рублевский – 4,5 очка. 2-4.
Свидлер, Яковенко, Звягинцев – по 4. 5-6. Бареев, Морозевич – по 3,5. 7. Крамник – 3. 8-11. Мотылев, Томашевский, Халифман, Дреев – по 2. 12. Волков – 1,5.