Петр великий согласился на мир
ШАХМАТЫ.СУПЕРФИНАЛ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ
В Москве в Центральном Доме шахматиста продолжается суперфинал чемпионата России. Вчера состоялись матчи 2-го тура.
У шахмат своя вековечная красота, внутренняя, всепоглощающая для тех, кто хоть однажды к ним всерьез или слегка прикоснулся. А кто не захотел или не смог – ну что ж. Тот проживет, как великий физиолог Иван Павлов, без шахмат, довольствуясь игрой в городки. Хотя вот Лев Толстой, не менее великий, и в городки играл, но и за шахматами проводил сотни и тысячи часов своей отнюдь не праздной жизни.
Но к чему сейчас все эти абстракции, когда речь идет о втором туре суперфинала российского чемпионата? Да к тому, что внешних эффектов в нем было очень и очень немного, а большинство эмоций участники тщательно скрывали, вместо того чтобы по примеру тех же теннисистов швырять дорогие ракетки на корты и бросаться с горящими глазами и сжатыми кулаками на судей.
Да, гроссмейстеры за редким исключением, лишь подтверждающим правило, интраверты и «все свое носят в себе». Не верите? Тогда взгляните на Владимира Крамника. Проиграв накануне важнейший поединок, он после партии поинтересовался тем, нельзя ли незамеченным ускользнуть из турнирного зала и из Центрального Дома шахматиста, и принялся решать нелегкую для себя задачу. Ведь он от любого первого тура ждал в первую очередь информации: насколько хорошо работает голова, удается ли необходимая предельная концентрация, есть ли попутный ветер в парусах. Впрочем, о том же некогда говорили и Анатолий Карпов, и другие шахматные мудрецы…
Кое-какой ответ он дал своим поединком с Сергеем Волковым, уступающим чемпиону аж 125 пунктов в мировом рейтинг-листе. Такого вроде бы надо побеждать играючи. Только вот не стоит забывать, что гроссмейстер из Саранска несколько лет назад завоевал не только Кубок России, но и золотую чемпионскую медаль! В него, правда, тогда не поверили и в сборную команду не взяли, но никто еще и никогда случайно чемпионом России не становился: это по определению невозможно.
Кое-что определилось уже в дебюте. Против вполне «человечного» и «белкового» Волкова Крамник выстроил примерно ту же схему, которую однажды блистательно применил против «железяки»-компьютера. Задержал короля в центре и бросил вперед пешки своего королевского фланга. Компьютер тогда растерялся и развалился, человек – нет. Но тем не менее перевес у белых оставался, трансформировался в лишнее качество, а уже оно постепенно принесло Крамнику победу.
Мягко говоря, нестандартным было начало поединка Вадима Звягинцева с Александром Халифманом: 1.е4 с5 2.Ка3. Любого начинающего мальчишку за это из шахматного кружка отчислили бы как неперспективного недопонимайку. Но вот Халифман в ответ… задумался минут на 8, и хотя затем игра перешла в нормальное русло сицилиано-индийских построений, цейтнот черных становился все реальнее и реальнее. Решающие события произошли непосредственно перед контролем времени.
Что, жертва пешки? Нет, фигуры!
30. К:f7!! Л:е3 31.Л:е3!
Не ради материального равенства после 31.Кh6+ огород городился.
31…Кр:f7 32.Ле7+ Крf8 33.Фе4 Лd1+ 34.Kph2 Фd6+ 35.f4 Cf6 36.Ch6+ Kpg8 37.Фа8+. Черные сдались.
Что же касается Петра Великого – так именуют шахматисты Свидлера, то герой старта второй раз подряд белыми испытал все удовольствия от борьбы с миролюбивым дебютом – русская партия. Еще один экс-чемпион России Александр Мотылев действовал аккуратно и добился ничьей.
СУПЕРФИНАЛ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ
Москва
2-й тур
Свидлер – Мотылев – 0,5:0,5. Дреев – Томашевский – 0,5:0,5. Морозевич – Рублевский – 0,5:0,5. Бареев – Яковенко – 0,5:0,5. Звягинцев – Халифман – 1:0. Крамник – Волков – 1:0.
Положение участников. 1-3. Свидлер, Звягинцев, Рублевский – по 1,5 очка. 4-9. Крамник, Дреев, Мотылев, Яковенко, Томашевский, Морозевич – по 1. 10-12. Бареев, Волков, Халифман – 0,5.