Бунт подавлен. Плавание продолжается
ШАХМАТЫ
КУБОК МИРА
Сегодня на Кубке мира, который проходит в Ханты-Мансийске, на тай-брейке между россиянином Александром Грищуком и украинцем Русланом Пономаревым определится второй финалист турнира. Первым вчера стал Левон Аронян из Армении.
– Ну какой же это бунт! – возразит каждый, кто читал Пушкина. – На территории России он должен быть бессмысленным и беспощадным.
И я полностью соглашусь с каждым, кто устно или письменно скажет это. Скорее перед началом полуфинальных и прочих поединков дня на Кубке мира прошла мирная сходка пассажиров шахматного корабля, на которой сразу восемь именитых гроссмейстеров попросили – только попросили! – вынуть червей из супа. Помните, от чего взорвался огнем ровно 100 лет назад броненосец «Князь Потемкин Таврический»?
Просьба была дважды обоснована. В Москве 18 декабря открывается суперфинал чемпионата России. В нем вместе с Владимиром Крамником, Петром Свидлером, Александрами Морозевичем и Халифманом, между прочим, должны играть и Александр Грищук, и Алексей Дреев, и Евгений Бареев, и Сергей Рублевский, которые только 17-го (!!) закончат выяснять свои шахматные отношения на земле помолодевшей древней Югры. Да еще надо перелететь в Москву, выспаться, стряхнуть дискомфорт от перемены климата и времени. Еле тепленькими после трехнедельной ханты-мансийской драки сесть перед соперниками и…
Ну, а во-вторых, серьезное спортивное значение имеют сейчас лишь полуфинальные бои и поединки, в которых определяются 9-е и 10-места. Зачем, вы знаете, если читаете «СС». Остальные же, по идее судейской коллегии и штаб-квартиры ФИДЕ, должны спорить за призы разной весомости. Но отличаются те один от другого на такие мизерные суммы, что не только теннисисты с хоккеистами, но и небогатые гроссмейстеры готовы ими пренебречь. Во всяком случае, несколько дней отдыха для тройки, а то и четверки россиян куда дороже.
Бунт был задушен на корню, братцам-матросикам приказали разойтись, замолчать и плыть дальше. Ведь главному арбитру и второму лицу в иерархии ФИДЕ господину Макропулосу какое дело до каких-то там российских суперчемпионатов? А вспоминать о том, что именно Югра – во веки веков российская – дала немалые деньги и провела Кубок мира, – так на это есть бессмертная формула: «Оказанная услуга дешево стоит».
Среди гроссмейстеров забияк типа Ботвинника с Каспаровым немного. Поэтому просители разошлись по своим кубрикам и по-своему отреагировали на ситуацию. Из восьми партий первого «полуфинального дня» три закончились менее чем через час. Полуфиналисты Грищук и Пономарев (без всяких кавычек!) – 16 ходов. Оспаривающие места с 13-го по 16-е француз Лотье (к слову, он впервые заявил о своем скором уходе из Больших шахмат) и голландец ван Вели – 15 ходов. Рублевский и Бареев (места с 5-го по 8-е) – 19 ходов. Еще один поединок – между Камским и Вальехо (спорят за 9–12-е места) длился дольше, целых полтора часа, но ходов в нем было сделано всего лишь 10…
Нет, конечно, интересного тоже было немало. С той же самой юношеской энергией, с которой завоевывал звание чемпиона СССР 28 лет назад, Михаил Гуревич атаковал Бориса Гельфанда: жертва предлагалась за жертвой – две пешки, пара фигур. Увы, не те скорости теперь у конницы Буденного, да и на крепостные укрепления с саблями наголо уже не ходят. Так что исход боя был предрешен, как, впрочем, и назавтра.
Прямо-таки неуемным воином вновь выявил себя Дреев. Ему же играть в чемпионате, но и здесь, сражаясь в последнем квартете, он в известном варианте пожертвовал Константину Сакаеву пешку, то слева, то справа раскачивал позицию соперника и довел его до того, что своим 38-м ходом тот в цейтноте «зевнул» сразу две фигуры!
Владимир Малахов начал партию с малышом Карлсеном ходом 1. g2-g3: некогда мой друг Лев Полугаевский называл такое начало жэ-образным. Естественно, перевеса не получил, и мучил его юный норвежец весь игровой день. Правда, использовать единственную слабость белых не смог: не случайно классики учили, что для победы нужны две слабости у партнера.
И, наконец, Этьен Бакро, столкнувшись в испанской партии с контратакой Маршалла и новинкой в ней, примененной Левоном Ароняном, после длительного размышления так устранил возникшие у него сoмнения.
БАКРО — АРОНЯН
А назавтра французский гроссмейстер как-то безропотно и очень быстро – практически в дебюте – потерял пешку, и Аронян очень четко реализовал перевес в эндшпиле с разноцветными слонами, когда порой и двух лишних пешек бывает недостаточно. И стал первым финалистом Кубка мира! Играть ему теперь либо с Пономаревым, либо с Грищуком, которые и в повторной своей встрече «утруждались» лишь на один ход дольше, чем в первой.
По опробованному накануне «короткометражному сценарию» пошли и Бареев с Рублевским – вновь 19 ходов, и Лотье с ван Вели – 17, да и Камский с Вальехо недалеко ушли – 21. Словом, на сей раз в день тай-брейков скучать не придется…
КУБОК МИРА ФИДЕ
Ханты-Мансийск
Полуфинал. Грищук (Россия) – Пономарев (Украина) – 0,5:0,5; 0,5:0,5 (общий счет матча – 1:1). Бакро (Франция) – Аронян (Армения) – 0,5:0,5; 0:1 (0,5:1,5).
За 5–8-е места. Рублевский – Бареев (оба – Россия) – 0,5:0,5; 0,5:0,5 (1:1). Гуревич (Бельгия) – Гельфанд (Израиль) – 0:1; 0:1 (0:2).
За 9–12-е места. Малахов (Россия) – Карлсен (Норвегия) – 0,5:0,5; 0,5:0,5 (1:1). Камский (США) – Вальехо (Испания) – 0,5:0,5; 0,5:0,5 (1:1).
За 13–16-е места. Лотье (Франция) – ван Вели (Голландия) – 0,5:0,5; 0,5:0,5 (1:1). Дреев – Сакаев (оба – Россия) – 1:0; 0,5:0,5 (1,5:0,5).
В случае ничьей по сумме двух классических партий проводится тай-брейк: две быстрые партии (контроль времени 25 минут плюс 10 секунд после каждого хода). В случае ничьей – две блицпартии (5 минут плюс 10 секунд на ход). В случае ничьей – еще одна партия с контролем 6 минут у белых и 5 минут у черных, причем ничья в ней означает общую победу черных.
Тай-брейки пройдут сегодня.